The news is by your side.

Не в деньгах счастье. Цирк, стендап и скоморошьи слёзы

Цирк, стендап и скоморошьи слёзы

В Жамбылском областном русском драматическом театре с грандиозным успехом состоялась премьера по пьесе классика русской литературы Александра Островского «Шутники».

Наша газета уже рассказывала о том, что в Тараз в рамках культурного сотрудничества прибыла творческая группа успешных выпускников ГИТИСа — режиссер-постановщик новой пьесы Петр Норец, художник-постановщик Карина Автандилова и балетмейстер Настасья Воронцова.

Сюжет спектакля не отличается от классической версии. У бедного отставного помещика Оброшенова, которого мастерски играет актер Бекназар Избасаров, две дочери. В младшую Верочку (актриса Анель Мурзабекова) влюблен бедный скромный юноша Александр Гольцов (в разных составах его роль исполнили Тимур Романюк и Павел Иванов). Гольцов делает предложение, которое охотно принимается, и уже идут переговоры о свадьбе. Но выясняется, что с женихом произошла беда — на похороны своей матери он потратил чужие деньги. Долг надо немедленно отдавать, но никто не желает помочь бедному молодому человеку. Богатые соседи и приятели лишь жестоко подшучивают над ним. В ролях приятелей Гольцова — совершенно одиозные личности: Недоносков, Недоростков и Недоумов. Одетые в полосато-звездные цирковые костюмы, они символизируют приверженцев западной морали с ее культом денег, шутников-мажоров, детей богатых родителей, для которых нет ничего святого в жизни. Их роли исполняют Самат Махамбетов, Санжар Ботбайбек и Темур Ичиков.

Оброшенов пытается помочь жениху младшей дочери найти деньги, молит знакомых дать в долг, да только богатые не торопятся помочь бедным — на все отчаянные просьбы следуют лишь небезобидные розыгрыши, переходящие в настоящую интригу, чуть не сводящую с ума или в могилу немолодого отставного чиновника. Например, злые приятели подпаивают Гольцова и подговаривают его сказать семье Оброшенова, что женится он в надежде на богатое приданое. Семейство же само нуждается, и такая просьба чуть ли не рассорила молодых, которые в итоге все же мирятся. Или же жестокие шутники подбрасывают Оброшенову посылку якобы с деньгами, а потом оказывается, что в ней ничего нет. Бедность делает людей беззащитными в обществе, где правят только деньги. Честность, порядочность, духовное благо­родство — эти основополагающие характеристики становятся лишь мишенью для насмешек.

Кстати, в спектакле примечательная сценография благодаря отличной работе художника-постановщика Карины Автандиловой. Сцена, представляющая собой вращающийся круг, являет то обстановку дома Оброшенова со стеной, на которой символичная ярко-красная мишень, то на другой стороне декорации тоже символ — всемирно известная картина русского художника Василия Пукирева «Неравный брак».

Положение нуждающейся в деньгах семьи может спасти лишь богатый купец Хрюков, женясь на старшей дочери Анне Павловне, которую играет Марина Просалович. Наряд богача Хрюкова в исполнении актера Евгения Орлова тоже заставляет зрителя задуматься — он предстает в парике из связок баранок и сушек. «Дырка от буб­лика» — в русских поговорках это синоним слова «ничего», то есть пустоты. В постановке «Шутники» бублики повсюду, символизируя собой деньги, они как бы намекают, что это преходящая ценность.

Хоть сюжет остался в рамках канона, но совершенно новым стал жанр, доселе незнакомый нашей сцене — этакий микс циркового искусства, современного стендапа и жанра, присущего русским ярмарочным гуляниям с их скоморохами, Петрушками, веселыми ряжеными. В костюмах персонажей соединены несколько стилей, есть и элементы цирковых нарядов — шутовские колпаки, и русского народного костюма — кокошники, сарафаны, и старинных, а также современных костюмов —
деловые галстуки и воротники-жабо. Интересны и символичны также образы трех девиц — свах (Ольга Избасарова и Надежда Антимонова) и Улиты (Надежда Турманидзе). Изрекая русские поговорки о деньгах и богатстве, они представляют народные мудрость и жизненный опыт. Некоторые герои периодически подходят к микрофону и произносят монологи. Мастерски продуманные темы стендапов — «Богатая подруга», «Простой парень», «Дети богатых родителей», «Улыбки вместо денег» наводят зрительный зал на размышления о вечных духовных ценностях.

Хореография спектакля также разноплановая: здесь и классика, и современные танцы, и контемп. Небывалое смешение жанров и направлений сценического искусства дает непередаваемое ощущение погружения в эпоху старого русского патриархального общества и опять возвращает в наше время, где ничего не изменилось за несколько веков в плане людских страстей в гонке за богатством. Перед зрителем возникают разные модели любви: искренняя и продажная, трагическая и безответная. Тема постановки вечна, актуальна на все времена и для всех поколений.

— Совместный творческий проект с ГИТИСом стал возможен при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Росконцерта и управления культуры, архивов и документации акимата Жамбылской области. Мы рады сотрудничать с талантливыми режиссерами и актерами, мастерами сцены из разных стран, и Россия — одна из главных в этом ряду, — сказал директор Жамбылского областного русского драмтеатра Акылдос Тажиев.

— Благодаря поддержке Русского дома, Российского центра науки и культуры в Нур-Султане и координатору культурных программ Ольге Скальчук мы смогли предоставить билеты на этот спектакль педагогам международного проекта «Живая классика» в Таразе, — добавила одна из зрительниц, руководитель отдела профориентации областного центра «Жамбыл дарыны» Ольга Сагандыкова. — Я впечатлена прекрасной игрой наших актеров и новым взглядом режиссера на классический сюжет.

Еще одна зрительница, Елена Бегалиева, прокомментировала пьесу так:

— Замечательный спектакль с элементами цирковой буффонады, живым юмором и блестящим раскрытием вечной темы Островского!

Педагог школы села Акыртобе из района Т. Рыскулова Виль Баязитов приехал в Тараз вместе со всей своей семьей специально, чтобы посмотреть спектакль в постановке московского режиссера. Его дочь Танзиля Баязитова впервые побывала в театре:

— Актуальная и поучительная для нашей молодежи постановка, которая дает понять, что деньги во многом — опасный мираж, а самое важное в жизни — это семья и простые человеческие чувства, — сделала вывод девушка.

Лариса ГУБАШЕВА,
фото Юрия КИМА

Комментарии закрыты.