The news is by your side.

Не ведают, что творят

Найдена причина резко «подорожавшей» услуги монополиста

На прошлой неделе редакцию газеты «Знамя труда» телефонными звонками атаковали потребители, которые жаловались на теплоснабжающую компанию АО «Таразэнергоцентр» (ТЭЦ). По словам наших читателей, им пришли большие счета за тепло и горячую воду. При этом несколько человек принесли в доказательство квитанции, по которым действительно выявлялась странная картина. 

Робкие контролеры

Таразцы в один голос твердили: официально тарифы на тепло выросли еще в декабре прошлого года, который выдался весьма холодным. Январь нынешнего года был необычно теплым, но счета на этот раз примерно в полтора раза превышали предыдущие. Так, жительница микрорайона Астана Наталья М. заплатила в декабре 2012 года 2939 тенге, а в январе 2013-го ей прислали счет уже на 4129 тенге.

То же самое произошло и с жителями десятка других многоэтажных домов микрорайона Астана, а также Телецентра, проспекта Жамбыла и других.

В теплокомбинате, куда горожане обратились с претензиями, причину высоких счетов обещали объяснить после того, как поступят официальные заявления.

— Да, действительно, если у вас претензии по оплате, вы должны подойти к нам, — объяснили в расчетном отделе и нашему корреспонденту.

Но ведь должна же быть одна общая причина того, что тепло резко «подорожало» во всем городе именно в январе? На этот вопрос нам затруднились ответить.

Более того, жители в один голос твердили: сами контролеры, которые разносили квитанции, ничего не могли объяснить. Робко вручив бумажки, они спешно покидали квартиры, чтобы не услышать пару «ласковых» слов в адрес своего предприятия.

— А раньше они были смелее, остервенело долбили в дверь, пока им не откроют, — говорит Наталья.

 

Версии

Мы обратили внимание на существенный факт: высокие счета за тепло предъявили жителям не всех многоэтажных домов. Полгорода оплачивали за январь так же, как и за декабрь. В чем дело? Догадаться было несложно: все дело в наличии или отсутствии общедомовых приборов учета (ОДПУ), которые могут учитывать потери в теплосистеме. Жители, в домах которых нет этих приборов, получили обычные счета, и беспокоиться им было не о чем. Но в этом случае возник новый вопрос: если все дело в ОДПУ, то неужели небывалые потери случились во всех домах города?

Отметим, к слову, что читатели при этом строили разные версии. Вплоть до того, что проверяющие органы, мол, выписали монополисту крупный штраф, и ему теперь как-то нужно компенсировать понесенные убытки.

Когда мы связались с руководством ТЭЦ, нам ответили в прежнем ключе: нужно разбираться по каждому факту отдельно.

Что ж, надо так надо. Взяв четыре квитанции, выписанные предприятием жителям разных домов города, мы отправились к услугодателю. Там нас ждали специалисты, чтобы разложить по полочкам историю каждой квитанции. По их словам, каждая претензия требовала отдельного разбирательства. В итоге минут десять изучали первую квитанцию. По ней получалось, что потребитель имел за прошлый год задолженность, потому за январь ему пришли солидные счета. Но мы тут же обратили внимание именно на начисления: даже если вычесть прежнюю задолженность, январская сумма получалась в полтора раза выше прежней.

— Значит, дело в потерях внутри дома, — убеждали нас.

— Но вот еще три квитанции из разных домов, неужели там тоже были такие значительные внутридомовые потери? — пришлось парировать в ответ.

Сотрудники предприятия задумались, стали изучать другие квитанции и вскоре предположили, что возросшие счета связаны с ростом тарифов.

— Но тарифы повысились уже в декабре, — напомнили мы.

Появилась версия с повышением тарифов в январе. Якобы стоимость тепла за последние два месяца поднималась… дважды!

Но вскоре это предположение подтвердилось наполовину. Коммерческий директор АО «ТЭЦ» Бакытбый Крыкбаев сообщил, что январское повышение услуг коснулось только юридических лиц, а для населения тарифы были подняты только в декабре 2012 года. Значит, истина заключалась в другом.

 

Особенности ценовой политики

Наконец, верное предположение высказал руководитель предприятия Мырзахан Бурханов. По его мнению, разница в суммах за два месяца могла возникнуть из-за разных дат снятия показаний ОДПУ. Специалисты тут же, буквально в течение минуты, выяснили, в каких числах снимались показания приборов учета. Оказалось, что в декабре прошлого года показания были взяты 20-го числа, и людям выписали счета фактически за 25 дней (с 25 ноября по 20 декабря). А в январе контролеры предприятия проверяли ОДПУ 23-го числа. Получается, что за этот месяц потребителям посчитали потребление за 23 январских и еще 11 декабрьских дней прошлого года. То есть счетчики в домах накрутили показания за 34 дня. Разница в одиннадцать дней между январскими и декабрьскими счетами и создала настоящую панику среди рядовых потребителей.

Понятно, что в данном случае тепловики не специально создали такую ситуацию. Сказался скорее всего человеческий фактор. Но все же эффект от подобной несуразицы получился резко отрицательным: горожане негодуют по поводу разыгравшегося аппетита монополиста, предъявляют претензии контролерам, а те не знают, что ответить. Наша газета первой разъясняет потребителям причину «дорогого» январского тепла, которая крылась в особенностях снятия показаний по ОДПУ. Так что читайте газету «Знамя труда», и вы будете в курсе всех событий.

 

Спускайтесь в подвалы

Вообще же вокруг ОДПУ до сих пор возникают споры — потребители считают мнимой обещанную экономию тепла. В доказательство этого они приводят следующие доводы: в подвальном помещении и стояках нет никакой утечки, а приборы учета все равно фиксируют какие-то потери. Кроме того, средняя температура воздуха в какой-то месяц получается высокой для зимы, но счет на оплату идет без снижения. Так в чем же дело?

— Потери внутри дома возникают, как правило, по горячей воде, — разъясняет М. Бурханов. — Тут может идти слишком большое потребление с тех квартир, где не установлены индивидуальные приборы учета. ОДПУ это учитывает как потери, которые потом раскидываются на жильцов дома. Что касается отопления, то одинаковые счета за теплый или холодный месяц приходят по той причине, что в дом подается одно и то же количество тепла. Но жители сами могут регулировать объем потребляемой домом энергии, если чувствуют, что в квартирах стало слишком жарко или холодно. Стоит только спуститься в подвал и найти нужный кран.

С другой стороны, по мнению М. Бурханова, иногда это чревато последствиями. Так, подобным образом на отоплении стали экономить бюджетные организации. В итоге они стали платить меньше, но какой ценой?

— Мы выяснили, что на отоплении стали экономить даже школы, в которых обучаются дети. Температура в кабинетах опускалась ниже установленных санитарных норм. Тогда мы поставили об этом в известность городской акимат. С директорами школ провели разъяснительную работу, и сегодня все стало на свои места. Экономить на коммунальных услугах, безусловно, необходимо, но не за счет школ или детских садов, в которых обучаются и воспитываются наши дети, — считает М. Бурханов.

Впрочем, сегодня мы рассказали лишь о некоторых прелестях внедрения ОДПУ. Тема эта большая, и мы еще вернемся к ее обсуждению на страницах газеты.

Шухрат ХАШИМОВ

Комментарии закрыты.