The news is by your side.

Не все средства хороши

Качественные услуги без коррупционной составляющей

Согласно международным рейтингам Всемирной организации здравоохранения, по показателям здоровья Казахстан находится лишь на 111-м месте среди 145 стран. По мнению заместителя председателя Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции Алика Шпекбаева, одной из причин такого положения являются неустраняемые коррупционные риски. 

По данным агентства, преступления в сфере здравоохранения в большинстве случаев совершают руководители отделов аттестаций и аккредитаций, директора медицинских центров, специалисты, и связаны они по большей части с реализацией финансово-хозяйственных функций должностных лиц при закупке лекарств, медицинского оборудования, продуктов питания для больных.

— Только за два месяца этого года антикоррупционная служба возбудила 16 уголовных дел в отношении должностных лиц здравоохранения. В 2016 году и в первом квартале 2017 года к дисциплинарной ответственности привлекли 97 госслужащих в сфере здравоохранения, из них в министерстве — 33 человека, по регионам — 64. Наибольшее число дисциплинарных нарушений допущено в Алматинской, Атырауской, Кызылординской, Жамбылской, Костанайской и Западно-Казахстанской областях, — отметил Алик Шпекбаев.

Громкий коррупционный скандал в прошлом году разразился и в управлении здравоохранения акимата Жамбылской области. Был осужден бывший руководитель ведомства Ерлан Масалимов. Ему инкриминировалось использование служебного положения. По финансово-хозяйственной деятельности нарушений не выявлено.

По словам заместителя руководителя управления здравоохранения Марата Жуманкулова, была усилена работа по профилактике и выявлению коррупционных рисков, то есть тех действий, которые могут иметь коррупционную составляющую. Разработан план мероприятий по реализации антикоррупционной стратегии на 2017 — 2020 годы.

— В статус государственных переведены 18 видов услуг, оказываемых учреждениями здравоохранения. Теперь у каждой услуги есть свой регламент, вплоть до сроков. Половина из них оказывается в электронном формате, без участия человека. Мы отслеживаем, кто регламент не выполняет, виновных наказываем. Также с руководителями, бухгалтерами и сотрудниками подведомственных нам организаций проводятся семинары, на которых разъясняется, какие действия могут содержать коррупционную составляющую, как их избежать, какие меры нужно принимать в рамках действующего законодательства. Так как наиболее часто встречающиеся виды нарушений возникают при государственных закупках, специалисты отдела, отвечающего за эти процессы, были направлены на повышение квалификации в центр госзакупок в Астану, — пояснил М. Жуманкулов.

Кроме этого, в управлении работает телефон доверия, во всех медорганизациях региона созданы службы поддержки пациентов и внутреннего аудита, которые следят за качеством предоставления услуг и обязаны по принципу «здесь и сейчас» реагировать на жалобы населения. Руководители ведут блоги.

Только за первый квартал текущего года в управление поступили 12 жалоб на действия сотрудников медицинских учреждений.

— Обращения граждан у нас на особом контроле. В этом вопросе мы тесно сотрудничаем с неправительственным сектором. К примеру, у нас заключен меморандум с Гражданским альянсом области. Все обращения, которые к ним поступают по части здравоохранения, переправляются нам. Мы в оперативном порядке реагируем и стараемся их решить. Тесно сотрудничаем с ветеранскими организациями, учитываем и их пожелания. Одним из них было открытие в области реабилитационного центра для ветеранов и инвалидов. Благодаря поддержке руководства области сегодня ведется капитальный ремонт санатория «Айша биби» (на базе бывшей грязелечебницы в селе Кызылтан). Это будет санаторий для оздоровления инвалидов с различными профильными заболеваниями, ветеранов, а также больных, страдающих определенной группой хронических болезней. Рассчитан он на 120 коек. Также по просьбе населения в Таразе был открыт хоспис для людей, нуждающихся в паллиативной помощи. Мы активно работаем с общественным фондом «Амазонка», который реализует проект «Мобильный хоспис», где задействованы и наши специалисты, — рассказал Марат Жуманкулов.

Кроме этого, в области функционирует региональный call-центр, который доступен для каждого жамбылца. К нему подключены 47 медорганизаций. Позвонив на номер 555-160, жамбылцы могут не только проконсультироваться по различным медико-санитарным вопросам, но и пожаловаться в случае грубого отношения медперсонала или оказания неквалифицированной медицинской помощи.

— В прошлом году в call-центр поступило 3409 обращений, из них 24 жалобы, 167 носили информационно-разъяснительный характер. За первый квартал этого года обратились 785 человек. Из четырех поступивших жалоб лишь одна была обоснованной, — отметил замруководителя управления. — Все обращения в call-центр фиксируются в режиме аудиозаписи, ставятся на контроль. Оператор сразу же адресует жалобу в ту организацию, к которой прикреплен пациент. Заместитель врача по качеству этого учреждения должен в течение трех дней разрешить проб-лему. По истечении срока оператор call-центра перезванивает пациенту, чтобы удостовериться, удовлетворен ли его запрос. Наличие call-центра позволяет управлению здравоохранения анализировать характер и структуру обращений и, соответственно, вовремя принимать управленческие решения.

По мнению собеседника, внедрение обязательного социального медстрахования позволит еще больше минимизировать коррупционные риски.

— Предусмотрена прозрачная система сбора и распределения средств. На базе электронной системы здравоохранения у каждого застрахованного гражданина будет открыт доступ в личный кабинет, где можно будет отследить информацию об оказанных медуслугах, их стоимости, о ходе лечения, диагностике, результатах анализов и так далее. Пациент получает возможность не платить при обращении в частную клинику, если, конечно, у нее будет заключен контракт с Фондом социального медстрахования. Фонду даются большие полномочия, вплоть до проверок амбулаторных карт пациента, истории болезни. Если клиника оказывает некачественные услуги, договор с ней расторгается. Медорганизации будут заинтересованы в предоставлении качественной помощи, — заключил Марат Жуманкулов.

Анна МАСТЕРКОВА

Комментарии закрыты.