The news is by your side.

Небоевые потери. За полгода на трассах области погибли 57 человек

За полгода на трассах области погибли 57 человек

Курьезное сообщение поступило в редакцию от департамента полиции региона: дорожный патруль задержал водителя, на счету которого значилось 101 нарушение правил дорожного движения на сумму около одного миллиона тенге.

— Сотрудниками административной полиции в ходе обработки предписаний за нарушения правил дорожного движения, поступающих с аппаратно-программных комплексов автоматической фиксации нарушений, была установлена автомашина марки «Тойота Камри» черного цвета с подложным государственным регистрационным номерным знаком. Выяснилось, что у владельца авто 101 неоплаченный штраф на сумму 907 тысяч тенге, — рассказали в пресс-службе департамента.

Когда стражи порядка задержали 32-летнего нарушителя, в багажнике автомашины они обнаружили подложные номера, которыми он пользовался, чтобы избежать штрафов.

Любитель острых ощущений получил еще четыре административных протокола: по части 2 статьи 230, частям 3, 4, 5 статьи 590 КоАП РК (незаключение договора обязательного страхования, установка на транспортном средстве заведомо подложных государственных регистрационных номерных знаков, управление транспортными средствами, не отвечающими требованиям технических регламентов, национальных стандартов, а также при наличии неисправностей или условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств).

Можно было бы пошутить о том, что парень шел к рекорду Гиннесса по числу штрафов, однако ситуация на дорогах не оставляет места для шуток.

Будни дорог

Несмотря на проводимые сотрудниками полиции работы по выявлению и предотвращению нарушений, совершаемых частными перевозчиками, они, рискуя жизнями пассажиров, продолжают нарушать правила движения.

Так, 30 мая на республиканской автодороге Западная Европа — Западный Китай при патрулировании территории в разное время суток были замечены автомашины марки «Тойота Альфард», которые передвигались (так и хочется написать — летели) на скорости 166 и 138 километров в час. В салоне каждой автомашины находились пассажиры, в том числе несовершеннолетний ребенок.

В ходе проверки одной из машин выяснилось, что на ней незаконно установлено газобаллонное оборудование, затонированы передние окна. Ребенок в салоне находился без детского удерживающего устройства.

В отношении водителей составлены административные протоколы по частям 2 и 3 статьи 592 КоАП РК (превышение установленной скорости движения транспортного средства), также по частям 7 и 10 статьи 590 и части 1 статьи 593 КоАП РК.

Другой случай. Сотрудниками отдела полиции Меркенского района был замечен автомобиль марки «Мицубиси кольт», который двигался странно, водитель авто явно испытывал трудности с управлением. Экипаж автопатруля попросил мужчину остановиться, однако он не сразу подчинился законным требованиям стражей порядка и некоторое время продолжал движение.

После остановки автотранспорта и проверки документов инспекторы патрульной полиции заметили у нарушителя явные признаки опьянения и доставили его на медицинское освидетельствование. Согласно заключению, мужчина находился за рулем в состоянии алкогольного опьянения средней степени. Но дело-то в том, что за руль он сел незаконно — в мае 2022 года решением суда был лишен права управления транспортным средством сроком на семь лет. По данному факту начато досудебное расследование по части 1 статьи 346 Уголовного кодекса РК. Автомобиль водворен на штрафную стоянку.

История проблемы

Особенно заметным рост дорожно-транспортных происшествий стал в конце 90-х годов прошлого века и резко возрос в первое десятилетие XXI века. Причин тому было много — изношенность основных магистралей, большое количество автотранспорта и ослабление контроля за профессиональной подготовкой водителей. В результате ситуация на дорогах стала напоминать фронтовые сводки — за 10 лет в ДТП погибли около 30 тысяч человек (для сравнения: это меньше населения города Шу, где проживают более 35 тысяч человек, и гораздо больше населения Жанатаса, где проживают более 23 тысяч человек).

Ситуацию принялись исправлять сразу по многим направлениям. Во-первых, огромные средства были вложены государством в модернизацию дорожных сетей. Яркий пример — трасса Западная Европа — Западный Китай с разведенными полосами движения, современной разметкой и дорожными знаками. Во-вторых, выросло в десятки раз и продолжает расти число видеокамер, контролирующих большие участки трасс и городские улицы. В-третьих, и это прямо связано с пунктом номер два, ужесточено законодательство по отношению к водителям за нарушение правил дорожного движения. Все эти меры позволили снизить число жертв на дорогах и самих ДТП.

Если в конце 2000-х годов в нашем регионе был поставлен мрачный антирекорд, когда за год на дорогах погибли более 400 человек и более тысячи получили ранения и увечья, то сейчас обстановка не столь трагична, но и успокаиваться на эту тему причин, увы, нет.

По данным пресс-службы департамента полиции области, за пять месяцев 2023 года произошло 371 дорожно-транспортное происшествие, в них погибли 57 человек, 552 получили ранения различной степени тяжести.

Как и прежде, основной причиной дорожно-транспортных происшествий является личная недисциплинированность водителей и пешеходов. В системе учета и классификации нарушений, к сожалению, нет такого фактора, как безответственность или отсутствие интеллекта и совести, но, понятно, что это и есть основные причины того, что нарушители подвергают опасности жизни окружающих, да и своей жизнью они привыкли распоряжаться безалаберно. Распространенными правонарушениями среди участников дорожного движения являются превышение скорости, нарушение проезда перекрестков, несоб­людение дистанции, выезд на встречную полосу движения и переход дороги в неположенном месте.

Что делать

Ситуация требует от дорожной полиции неотложных мер, которые предпринимаются ею в течение всего года. Так, в целях профилактики дорожно-транспортных происшествий, пресечения и выявления правонарушений сотрудниками батальонов патрульной полиции осуществляется круглосуточное патрулирование, проводится разъяснительная работа с водителями транспортных средств, а также пешеходами. Кроме того, сотрудники департамента полиции проводят беседы с владельцами хозподворий, расположенных вблизи дорог областного и республиканского значения о недопущении выхода скота на проезжую часть.

С сентября 2022 года осуществляется сопровождение автомобилей на участке трассы Западная Европа — Западный Китай протяженностью 450 километров от границ Алматинской области до Туркестанской области в обоих направлениях. Особое внимание уделяется участкам, где чаще всего происходят дорожно-транспортные происшествия, а также работе по выявлению и пресечению нарушений, допускаемых водителями общественного транспорта, грузовой техники, осуществляющих междугородние перевозки.

В целях обеспечения безопасности дорожного движения, усиления конт­роля за осуществлением пассажирских перевозок, повышения уровня их безопасности проводится оперативно-профилактическое мероприятие «Незаконная перевозка пассажиров».

Сотрудниками полиции совместно с инспекцией транспортного контроля, органами государственных доходов, местными исполнительными органами выявляются лица, занятые нелегальным частным извозом на автотранспорте, не отвечающем требованиям регламентов и стандартов.

За порядок отвечают все

Как известно, силами одной только дорожной полиции решить проблему с ситуацией на дорогах невозможно — главным фактором остается чувство ответственности за происходящее у тех, кто ежедневно садится за руль.

— Настоятельно рекомендуем строго и неукоснительно соблюдать правила дорожного движения. Если вы стали свидетелем нарушения правил движения, можете сообщить об этом, позвонив на пульт 102 либо написав на официальные страницы в Instagram zhambyl_police и taraz_police. По всем поступившим сигналам сотрудники полиции примут необходимые меры реагирования. Проявляя активную гражданскую позицию и нулевую терпимость к правонарушениям, вы внесете большой вклад в будущее, — обратился к водителям исполняющий обязанности командира батальона патрульной полиции департамента полиции области подполковник полиции Даулетбек Джангабылов.

Здесь хочется привести пример из Германии, страны образцового порядка, по мнению многих, кто там побывал.

— Много лет назад я лишился водительских прав. Дело было в Германии. Я ехал на машине по дороге в Альпах. Впереди показался фургончик сантехника, который еле тащился в подъем. Обгон был запрещен, но я улучил момент и обогнал его через сплошную. Доехав до ближайшего городка, сантехник заявил на меня в полицию, и по его свидетельству меня оштрафовали на несколько сотен евро и лишили прав на два месяца, — рассказал журналист Сергей Медведев.

Он вспоминает, что был возмущен всеобщим доносительством, но через время изменил свою точку зрения.

— Нравится нам это или нет, но конт­роль граждан друг за другом — это часть общественного договора о прозрачности и честности, об одинаковых правилах для всех, это часть гражданского общества, — считает сегодня
С. Медведев. — Даже не сам донос, который является крайней мерой, но страх, что тебя снимут на камеру выкидывающим мусор в окно, что запишут твои номера, когда ты проскочил на красный свет, что соседи могут поинтересоваться, почему ты живешь не по средствам. Дисциплинируют не репрессии, а боязнь постоянного контроля. Так что ваше своевременное сообщение о нарушениях наверняка спасет чьи-то здоровое и жизнь.

Юрий ЕФИМОВ

Комментарии закрыты.