The news is by your side.

Нездоровая атмосфера

Пациенты продолжают жаловаться на качество услуг

Не бывает такого, чтобы все всегда было хорошо. Обязательно найдутся недовольные. Особенно если речь идет о медицинских услугах. Ежегодно десятки граждан, побывав на приеме у того или иного специалиста, подают жалобы на местных эскулапов. 

С начала этого года свое недовольство в письменной форме выразили 44 жамбылца. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года их число снизилось на 15. Как сказала руководитель областного управления здравоохранения Салтанат Омарбекова, в основном жалобы касаются диагностики и лечения, неграмотности специалистов, отсутствия врачебной этики, дисциплины в лечебно-профилактических организациях, недостатков лекарственного обеспечения. Часть из них была рассмотрена на заседании общественного совета по защите прав пациентов, прошедшем в областном центре крови под председательством заместителя акима области Ерканата Манжуова. Основной удар приняла на себя главный врач городской поликлиники № 5 Шолпан Иманбекова, поскольку именно в ее учреждении зарегистрировано наибольшее число жалоб.

Среди недовольных оказалась жительница Тараза Н. Жаужурекова, которая, обратившись за медпомощью для своего ребенка, осталась неудовлетворенной качеством услуг поликлиники. Дело в том, что по прописке малыш относился к поликлинике № 5, а согласно регистру прикрепления населения к медучреждениям числился за поликлиникой № 2. Не найдя его в списках, медсестра-регистратор отказала обратившимся за помощью несмотря на то, что у ребенка была высокая температура. По словам Ш. Иманбековой, в поликлинике поступили согласно законодательству и оказали необходимую помощь ребенку, а провинившаяся медсестра получила должное наказание.

Заявительница осталась недовольна и действиями врача общей практики Досмурзаева. В жалобе говорится, что на приеме у доктора ребенка вырвало, на что Досмурзаев сказал: «Правильно, жидкость должна выйти». На просьбу женщины осмотреть малыша и как-то помочь ему тот ответил в грубой форме, что кроме них, есть и другие пациенты. В это время и на протяжении последующих 25 минут врач принимал мужчину. По телефону ему сообщили, чтобы он принял его без очереди, что тот и сделал. После комиссионного разбирательства врач получил выговор.

Привлекла к себе внимание еще одна жительница Тараза, которая вдруг захотела получить место в стационаре. На ее обращение врачи ответили отказом, поскольку согласно действующему регламенту госпитализируют только в строго установленных случаях, а не по желанию пациентов. Не смирившись с ситуацией, женщина-инвалид вызвала бригаду скорой медицинской помощи. В результате ее направили в ди-агностический центр, а затем все же положили в стационар. Главный врач считает этот случай недоразумением, которое, к ее великой радости, благополучно разрешилось.

Рассмотрены жалобы и по поликлинике № 2, сарысуской центральной районной больнице, городской станции скорой помощи и другим медицинским учреждениям.

Возмущает население новая модель финансирования амбулаторно-поликлинической помощи (АПП) по комплексному подушевому нормативу, введенная с января этого года. Дело в том, что теперь, прежде чем обратиться к нужному узкому специалисту за любой консультативной или диагностической услугой, пациенты должны в первую очередь посетить участкового терапевта. Правда, не всегда, о чем «Знамя труда» уже писала в интервью с заместителем руководителя управления здравоохранения Маратом Жуманкуловым («Неудобные вопросы», № 30 от 18 марта 2014 года). Возможно, такая система позволяет лучше контролировать медработников и стимулировать их, но многие жители областного центра, уже ощутившие на себе ее минусы, считают, что больные от нее ничуть не выиграли. Теперь при каждом посещении медицинского учреждения пациентам добавилось лишней головной боли и нервотрепки. Помимо ожидания в регистратуре для получения медкарты им приходится стоять в очереди, чтобы взять талон. А затем, несмот-ря на выданный талон, вновь стоять в живой очереди к терапевту. Не забывайте еще и про очереди к узким специалистам. К тому же, как выяснилось, многие медработники пока не столь уверенно, как требуется, умеют пользоваться компьютерами, необходимыми для новой программы, да и сервер порой дает сбои. В итоге обслуживание стало занимать больше времени, что вновь создает предпосылки для образования очередей. А именно из-за них большинство людей не хочет лишний раз обращаться к врачу и прибегает к самолечению, которое не всегда оправданно, либо вовсе игнорируют легкие недуги. Больные предпочитают терпеть до крайнего случая, а когда он наступает, зачастую бывает уже слишком поздно, чтобы что-то предпринять.

«Через полтора часа я наконец попала к врачу, — пишет в своей жалобе недовольная пациентка, устроившая очередной переполох в пятой поликлинике. — Но направление мне дать не смогли, потому что не работал компьютер. Не смогли мне ответить, когда я смогу попасть к специалисту — ни дату, ни время они не указали. Остается только живая очередь. Тогда к чему эти заморочки с записью на прием?!»

Как оказалось, жительница областного центра, состоящая на диспансерном учете, не смогла попасть на прием к эндокринологу напрямую, как это было раньше. С введением новой модели финансирования АПП схема была изменена, а регистратор не удосужился объяснить пациентке, почему произошли такие перемены, что такое АПП, и нужно ли ей вообще сначала идти на прием к терапевту, а только затем к эндокринологу. Она потратила полтора часа, прежде чем попала к нужному доктору. В результате возмущенная женщина предъявила претензии руководителю мед-учреждения.

По заверению Ш. Иманбековой, их вины в этом нет. Компьютеры в учреждении в тот злосчастный день работали нормально, а вот сама программа зависла по всему Казахстану, в связи с чем и была задержка.

— Мы стараемся разъяснить населению, что это временное явление, пока внедряется программа. К сожалению, не все это понимают, — говорит Салтанат Омарбекова. — На сегодняшний день уже установлен новый сервер, скорость его работы всех вполне удовлетворяет, и сейчас таких проблем уже нет. До конца апреля постараемся наладить эту работу полностью.

— Безусловно, есть немало вопросов и недоработок, требующих к себе внимания. Но в целом работа идет по заданному курсу, — подвел итог Ерканат Манжуов. — Думаю, критического в этом ничего нет. Для этого и существует общественный совет. Наша задача — рассмотреть конкретные случаи и дать им объективную оценку. Делается это для того, чтобы такие ситуации не повторялись. Конечно, нужно учитывать, что всегда присутствует человеческий фактор. Возможно, медработники что-то недосмотрели или недоделали. Для этого есть главврачи, которые должны контролировать своих подчиненных, и которые, уверен, сделают соответствующие выводы.

Михаил ТЁ,
Виктор БАРБАШ (фото)

Комментарии закрыты.