The news is by your side.

Ниже областного

 

Минувший год был удачным не для всех

Уровень профессиональной подготовки школьных педагогов Жамбылского района оставляет желать лучшего. И, как следствие, качество знаний учеников вызывает тревогу не только родительской общественности, но и местной власти. 

На развитие сферы образования Жамбылского района выделяется немало государственных средств.

Так, в минувшем году из республиканского и местного бюджетов поступило 1,1 миллиарда тенге, которые пошли на строительство средних школ имени М. Ауэзова на 300 мест в селе Жасоркен, имени Т. Рыскулова на 120 мест в отделении Каратау, имени А. Матросова на 50 мест в Жанаоткеле. Наряду с этим на 416,7 миллиона тенге, поступивших из республиканского и областного бюджетов, велось строительство детского сада на 280 мест в селе Турксиб. В 2014 году на объект выделено еще 50,9 миллиона тенге.

Поступали средства и из других источников. К примеру, выделенные на развитие регионов 68,3 миллиона тенге распределены между сельскими округами согласно численности населения и потрачены в том числе на текущий ремонт шести школ. В рамках четвертого направления программы «Занятость-2020» по развитию сельских населенных пунктов проведен капитальный ремонт средних школ 30 лет Победы, имени Б. Тайшапова, Айшабиби, текущий ремонт школ имени Б. Момышулы и Жасоркен. В рамках данной программы 364,8 миллиона тенге выделено на капитальный ремонт школ имени В. Чкалова, А. Тарази, Абая, Толе би и других. В селе Орнек сдан в эксплуатацию детский сад на 50 мест. В 2015 году планируется сдача еще одного объекта — новой школы в селе Енбек на 120 мест вместо старой аварийной. Предполагается, что после этого проблема аварийности школ в районе будет полностью решена.

Можно назвать и другие цифры: в прошлом году на текущий ремонт школ района выделено 74,9 миллиона тенге, на укрепление их материально-технической базы и в фонд общего образования направлено по 121,3 миллиона тенге, и данные средства полностью освоены.

Правда, лишь 21 из 38 школ расположена в типовых зданиях, 17 ютятся в приспособленных, 10 находятся в саманных постройках, восемь нуждаются в капремонте.

В 12 школах отсутствуют столовые, в 16 нет спортивных залов, в 20 школах и 13 детских садах не установлены камеры видеонаблюдения, уровень обеспечения детей дошкольным воспитанием в районе на 3,2 процента ниже областного, как, впрочем, и по другим критериям деятельности школьного звена. Своеобразной оценкой работы школьных педагогов является уровень охвата выпускников Единым национальным тестированием и, главное, его результаты. По этим критериям жамбылцы потерпели фиаско. Например, в 2013 году в ЕНТ участвовало 510 выпускников, или 67,9 процента от общего количества. Средний балл составил всего 66,4, что и определило району практически самый низкий показатель по области. И это при том, что 90,5 процента учителей имеют высшее образование. Многие объясняют это отсутствием у учеников стремления к учебе, но никто не хочет признаться в собственном неумении заинтересовать ребенка или низком уровне своей квалификации.

Мы попросили сотрудников районного отдела образования объяснить, что же мешает педагогам наладить образовательный процесс так, чтобы не было стыдно за конечный результат. По их мнению, учителя пренебрежительно относятся к своим обязанностям. В подтверждение такого вывода привели следующий факт. С начала учебного года в образовательных учреждениях было проведено несколько проверок и собраний. Если быть более точным, работа по подготовке к ЕНТ не раз обсуждалась на заседаниях и коллегиях разного уровня, в октябре изучалась подготовка к тестированию 10 школ, в декабре — 21 школы. Наряду с этим в декабре на совете при отделе образования рассматривались результаты тестирования кандидатов на знак «Алтын белгі» и аттестат особого образца. К тому же 30 октября, 13 декабря и 29 января ученики протестированы образовательным центром «Достык», в результате чего школьники показали средний балл 64,5, что ниже прошлогоднего!

Результаты тестирования учеников 11-х классов в феврале были вновь обсуждены 27 февраля. При анализе справки о состоянии подготовительных работ к ЕНТ установлены множественные нарушения. Среди них неправильная организация учебного процесса во всех образовательных учреждениях, бессистемность при составлении годового учебного плана и другие.

Мы не будем называть имена и школы, назовем только факты: в одном из учебных заведений учитель, на протяжении 18 лет преподававший рисование и черчение, в последние восемь лет обучал детей казахскому языку и литературе. Причем делал это очень лояльно: при объеме письменного сочинения ученика 11 класса в шесть-восемь страниц (не говоря уже о содержании текста) он ставил пятерки за тексты на полтора листа.

Был случай, когда учитель не мог отличить вид и тип урока.

А один из педагогов на уроке математики не счел должным говорить с учениками математическим языком и изъяснялся очень уж доступно: если умножить это на это, то будет это, а квадрат вот этого будет вот таким. И не стал исправлять допущенную на доске ошибку.

Учитель биологии на урок пришел неподготовленным, выход из тупика нашел просто: стал заново объяснять детям пройденную тему.

Еще один сеятель знаний заставил покраснеть самих проверяющих, написав слово «президент» с тремя буквами «е», «Қ. Жұмадiлiв» вместо «Қ. Жұмадiлов» и «Әбiлда» вместо «Әбдiлда», имея в виду Тажибаева.

Подобных случаев не счесть. Сколько бы проверок не проходило и сколько бы замечаний не было сделано, педагоги продолжают допускать подобные вещи, жалуются в районном отделе образования.

Много замечаний по поводу низкого уровня состояния образования в районе высказал и аким области Карим Кокрекбаев в ходе рабочей поездки по региону в начале года. На днях на должность руководителя райотдела назначена Раушан Абишева. Ей достался очень проблемный участок работы, а до очередного ЕНТ осталось всего пара месяцев.

Наталья ПЕРФИЛЬЕВА,
Нурым СЫРГАБАЕВ,
Агадил РЫСМАХАН (фото)

Комментарии закрыты.