The news is by your side.

Ниже рыночной. Удешевлённая продукция пользуется повышенным спросом

Удешевлённая продукция пользуется повышенным спросом

Социальные павильоны в городе Таразе в последнее время стали главным объектом для критики местной общественности. Их работу проверяют все, кому интересно, — и горожане, и журналисты, и блогеры. Итоги мониторинга и отзывы нередко публикуются в социальных сетях. Порой они не самые положительные. В этой связи руководство СПК «Тараз», курирующее деятельность социальных павильонов, решило расставить все точки над i.

В Таразе действуют 13 павильонов стабилизационного фонда, еще три строятся. По информации управляющего директора АО «НК «СПК «Тараз» Зангара Кемелова, в них регулярно завозятся продтовары 13 наименований. Договоры на поставку продукции заключены с четырьмя предприятиями и 10 крестьянскими хозяйствами. А за наполнение прилавков отвечает ИП «Империя», который три раза в неделю завозит продукты в павильоны в соответствии с заявками продавцов.

— Обычно товар в социальные павильоны поступает ближе к обеду. Потому что на то, чтобы получить продовольствие со склада и загрузить его в машины, нужно довольно много времени, — объяснил Зангар Кемелов.

Хлеб, реализуемый в павильонах, производится на двух предприятиях — ИП «Надиров» (по 55 тенге) и ИП «Козин» (по 75 тенге). За качеством его в СПК «Тараз» следят. В других торговых точках города булка формового хлеба из муки первого сорта стоит 85 тенге. Поэтому сегодня заявок на продукцию «Хлебного дара» (ИП «Козин») становится больше. В частности, в период с 5 января по 10 февраля текущего года в павильоны было завезено более 13 тысяч булок удешевленного хлеба — в среднем по 1000 булок в каждый магазин за две недели. И весь хлеб реализован.

— Мы к любой критике относимся конструктивно. Она помогает нам двигаться в нужном направлении и видеть то, что, возможно, мы сами не замечаем. А наша работа организована следующим образом. Стабфонд закупает социально значимые товары в момент наименьшей цены, определенной путем изучения ее порогового диапазона. Далее в момент повышения цен товары поставляются в торговые точки региона, в данном случае в социальные павильоны. По правилам стабилизации цен на социально значимые товары стабилизационный фонд может влиять на рынок, поставляя на него не более пяти процентов от спроса на тот или иной товар. То есть у нас нет возможности полностью закрыть всю потребность в том или ином товаре. И то, что сейчас увеличилось количество социальных павильонов, создает нам некоторые проблемы с поставкой продукции. Но я думаю, что все вый­дет на рабочий уровень, так как сейчас мы ведем закуп дополнительной продукции, — говорит заместитель директора департамента торговли и продовольственной безопасности АО «НК «СПК «Тараз» Максим Кузьмин.

Он также отметил, что нынешняя ситуация возникла в том числе и потому, что на рынке цена на многие товары в полтора — два раза выше пороговых значений, обозначенных в списке продуктов стабфонда. Десяток яиц первой категории в соцпавильонах стоит 230 тенге, в магазинах и на рынках — до 510 тенге. Это минимальный показатель.

— Мы можем завезти в один павильон КамАЗ яиц, и их продадут за четыре часа. И потом, в эти павильоны не всегда приходят действительно нуждающиеся люди, — поясняет Максим Кузьмин.

По его словам, СПК «Тараз» прорабатывает вопрос о том, чтобы продукцию стабфонда отпускали определенной категории покупателей по карточкам или спискам. Это позволит снизить напряженность, сложившуюся вокруг социальных павильонов. Пока же единственное действующее ограничение касается количества продукции, отпускаемой в одни руки.

— У нас большая разница в цене на сахар. В наших павильонах он продается по 190 тенге за килограмм, в магазинах «Korzinka» — 261 тенге, а на рынке его и вовсе реализуют по 320 тенге. Но низкая цена позволяет нам обеспечить этим продуктом пенсионеров и другие малообеспеченные слои населения, — отмечает Зангар Кемелов.

Такая же картина сложилась с удешевленным хлебом, растительным маслом и крупами.

— Цены мы мониторим каждую неделю и хорошо знаем ситуацию на рынке. Сейчас наблюдается подорожание картофеля. Но его запасы еще есть. А в текущем году мы выделили оборотные средства на закуп семян для обеспечения ими крестьянских хозяйств, с которыми заключили договоры. Мы часто слышим претензии по поводу качества жуалынской картошки, которая продается в наших павильонах в настоящее время. Да, согласны, клубни не очень крупные, но вкусовые качества у них высокие. А что касается лука, фотография которого размещена на странице местного блогера в Facebook, то это не наш товар. У нас такого лука нет, так как сортировка овощей производится на складе, — продолжает З. Кемелов.

Он также подчеркнул, что цена на картофель в социальных павильонах (95 тенге килограмм) намного ниже рыночной. В частности, на рынках и в супермаркетах его дешевле 180 тенге не продают.

Ошибочка у блогеров вышла и с маслом.

— У нас сливочное масло по 1100 тенге за килограмм не продается. Эта цена установлена на спред. На самом деле стоимость сливочного масла составляет 2050 тенге, фасованное масло — 200-граммовая пачка — производства ТОО «Бурненская молочная компания» стоит 410 тенге. В магазинах это масло продают минимум за 2700-2800 тенге, — добавил Максим Кузьмин.

По словам Зангара Кемелова, деятельность павильонов регионального стабилизационного фонда направлена и на поддержку местных сельхозтоваропроизводителей. Поэтому сегодня ведется работа по открытию таких торговых точек не только на территории области, но также в Алматы и Шымкенте. Такая форма организации сбыта продукции жамбылских фермеров позволяет исключить из схемы «поле/ферма — прилавок» длинную цепочку посредников и установить наиболее выгодную цену, устраивающую как производителей, так и покупателей. Тем более, что жамбылские овощи и мясо-молочная продукция всегда пользуются повышенным спросом в мегаполисах.

Но все-таки главное — поставка удешевленных продовольственных товаров, которые в первую очередь предназначены для людей с небольшими доходами. З. Кемелов и М. Кузьмин заверили, что СПК «Тараз» уже ищет пути решения этой проблемы.

Если же говорить о ценах на продукты в павильонах стабилизационного фонда, то сахар стоит 190 тенге за килограмм, рис — 240, гречневая крупа — 320, соль — 37, картофель — 95, лук — 55, морковь — 50, капуста — 95, мука первого сорта — 125, рожки — 190, окорочка куриные — 730, сливочное масло жирностью 72,5 процента — 2050, творог — 700 тенге килограмм, хлеб — 55 тенге за булку, яйца — 230 тенге десяток, молоко пастеризованное 2,5 процента жирности — 160 тенге, кефир — 215 тенге литр, растительное масло — 420 тенге литр.

А наполняемость прилавков зависит от спроса на эти товары. Судя по тому, что во многих павильонах из этого списка в лучшем случае присутствуют товары пяти наименований, продавцы без дела не сидят.

Людмила МЕЛЬНИК

Комментарии закрыты.