- Likes
- Followers
- Subscribers
- Followers
- Posts
Новая стадия развития. Эффективность государственной службы зависит от множества факторов
Эффективность государственной службы зависит от множества факторов
Без эффективного государственного аппарата, основой которого являются кадры, невозможно построить демократическое, правовое и социальное государство. В Казахстане профессиональная подготовка государственных служащих ориентирована на обеспечение высокой эффективности, компетентности и безупречности работы государственных органов. Об этих процессах рассказывает Лесбек Илебаев, руководитель департамента Агентства РК по делам государственной службы по Жамбылской области, председатель Совета по этике (на снимке).
— Сейчас административная реформа, инициированная Главой государства Касым-Жомартом Токаевым, вступает в новую стадию развития. В приоритете — совершенствование процессов государственного управления и улучшение качества предоставления государственных услуг, повышение уровня профессионализма, результативности деятельности государственного аппарата.
Напомню, что с обретением Казахстаном независимости произошло перераспределение государственно-управленческих функций, образованы новая система и структура органов государственной власти, создана новая форма административного управления. Эти преобразования получили свое законодательное оформление в Конституции и иных законодательных актах.
Первый этап становления государственной службы начался еще с середины 80-х годов прошлого столетия, когда в связи с проходившей в СССР перестройкой активные члены гражданского общества заговорили о реформе государственной службы, которая уже не соответствовала переходу экономики страны на рыночные отношения, а впоследствии — новым целям и приоритетам государственного строительства независимого Казахстана. Ближе к 90-м годам шел активный поиск путей реформирования государственного управления в целом и государственной службы в частности. Коренным образом менялся образ мышления рядовых граждан, становились более востребованными зарубежное законодательство и труды зарубежных авторов, в которых освещаются вопросы деятельности государственного аппарата и государственной службы в целом.
Поэтому в ходе разработки Конституции Республики Казахстан непрерывно шли поиски адекватной новым условиям модели функционирования государственной службы. А с момента принятия Конституции начинается основной этап развития законодательства о государственной службе в нашей стране.
Пунктом 4 статьи 33 Конституции РК провозглашено равное право граждан на доступ к государственной службе, а также оговорено, что «требования, предъявляемые к кандидату на должность государственного служащего, обусловливаются только характером должностных обязанностей и устанавливаются законом».
Для реализации вышеуказанных конституционных положений был принят Указ Президента Казахстана «О государственной службе», имеющий силу закона, который ознаменовал собой старт процессу институционализации государственной службы в Казахстане.
В законе впервые были определены основные принципы государственной службы, среди которых следует выделить общедоступность, приоритет прав, свобод и законных интересов граждан перед интересами государства.
В то же время, несмотря на ряд прогрессивных положений, закон во многом носил декларативный характер и реально не обеспечивал равного доступа граждан к государственной службе.
— В чем это выражалось?
— Нарастал ком проблем по процессу реформирования государственной службы, а их решение виделось в создании единого центрального органа, способного целенаправленно обеспечить госаппарат кадрами в необходимом количестве и должной квалификации. Главной целью являлось формирование единой системы кадровой политики и государственной службы независимо от разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Реализация этой и других целей была возможна лишь при строгом соблюдении принципов и правил организации и функционирования государственной службы. Иными словами, такая сфера управления, как государственная служба, эффективна, когда сама управляема.
Поэтому для осуществления единой политики в сфере государственной службы и был образован уполномоченный орган, непосредственно подчиненный и подотчетный Главе государства — Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы.
С принятием Закона РК «О государственной службе» от 22 июля 1999 года и изданных на его основе подзаконных нормативных актов начался новый этап развития отечественной государственной службы.
— Чем он отличается от предыдущего этапа?
— Базой государственной службы является меритократия — система, основанная на личных заслугах государственного служащего, направленная на эффективное использование человеческих ресурсов на государственной службе. Принцип меритократии включает в себя обязательный конкурсный отбор при поступлении и продвижении по государственной службе; правовую и социальную защищенность государственных служащих; равную оплату труда за выполнение равнозначной работы; поощрение государственных служащих, достигших эффективных результатов в своей деятельности; коррекцию деятельности тех, чьи результаты не в полной мере удовлетворительны, и увольнение служащих, результаты деятельности которых неудовлетворительны; постоянное обучение государственных служащих в целях улучшения результатов их деятельности.
Таким образом, результатом успешной реализации казахстанской модели государственного управления стала профессиональная государственная служба, ориентированная на результат и качественное оказание государственных услуг, соответствующая многим актуальным потребностям государственного социально-экономического развития.
— Какие еще изменения претерпела система государственной службы?
— Один из важнейших моментов — совершенствование законодательной базы государственной службы. С 2016 года действует Закон «О государственной службе Республики Казахстан», в который в целях модернизации и прозрачности отбора на государственную службу внесен целый ряд позитивных изменений.
Так, действует норма о том, что квалификационные требования к административным государственным должностям корпуса «Б» утверждаются должностным лицом (органом), имеющим право назначения на государственные должности, по согласованию с уполномоченным органом или его территориальным подразделением на основе типовых квалификационных требований к административным государственным должностям.
В целях повышения профессионализма, эффективности и компетентности личного состава государственных органов лица, окончившие обучение в организациях образования при Президенте Республики Казахстан в рамках государственного заказа по программам послевузовского образования с результатом обучения не ниже значения, установленного уполномоченным органом, могут занять административные государственные должности корпуса «Б» в местных исполнительных органах, аппаратах маслихатов, ревизионных комиссиях, территориальных подразделениях центральных государственных органов и их ведомств (кроме местных исполнительных органов, аппарата маслихата, ревизионной комиссии, территориальных подразделений центральных государственных органов и их ведомств в столице и ее районах) в течение одного года после окончания обучения по согласованию с уполномоченным органом или его территориальным подразделением без проведения конкурса.
— Какие критерии эффективности, помимо вышеуказанных, используются в госслужбе?
— Одним из важнейших критериев повышения эффективности деятельности государственных служащих является и материальное стимулирование их труда. На правительственном уровне решен вопрос выплаты бонусов административным государственным служащим, которая осуществляется по результатам оценки их деятельности по итогам года, причем даже в случаях увольнения, расторжения трудовых отношений и ротации выплата бонусов административным государственным служащим осуществляется по результатам оценки их деятельности пропорционально отработанному времени.
— Поступление на государственную службу — процесс, который должен непрерывно совершенствоваться. В каком направлении он сейчас движется?
— В настоящее время проводится глобальная модернизация процедуры поступления на госслужбу. Готовится пилотная апробация (которая будет проведена в период с 1 марта по 31 декабря текущего года) по новому формату проведения отбора на государственную службу и конкурсных процедур на базе информационной системы «Е-қызмет». Апробация будет проводиться в самом Агентстве по делам государственной службы, акиматах Акмолинской области и городе Шымкенте, министерствах торговли и интеграции, индустрии и инфраструктурного развития.
Новый формат предусматривает максимально упрощенный подход к процессу отбора на госслужбу. Граждане смогут участвовать в конкурсе круглосуточно 24/7, в любое удобное для них время на всех этапах, за исключением собеседования, которое будет проходить в заранее установленное время.
Количество нормативных правовых актов, по которым проводится тестирование, сокращено более чем в два раза — с девяти до четырех. Отборочный этап конкурса включает оценку личных качеств, оценку способности кандидата работать с текстовой и цифровой информацией (SHL), написание эссе (обязательно для всех руководящих должностей), собеседование с экспертной комиссией.
Во время всех тестов и написания эссе проводится прокторинговая проверка на предмет соблюдения дисциплины кандидатом.
Система предусматривает направление трех лучших кандидатов на этап собеседования в экспертной комиссии пилотного органа путем автоматического поэтапного исключения набравших наименьшие баллы.
Новая процедура конкурса через «Е-қызмет» полностью исключает влияние человеческого фактора. Для обезличивания и обеспечения анонимности при прохождении отбора системой кандидатам присваивается идентификационный номер.
В результате в пилотном проекте победитель конкурса определяется системой автоматически по итогам всех этапов и не зависит от решения комиссии.
В заключение хотелось бы отметить, что даже за такой сравнительно небольшой период становления отечественной государственной службы она состоялась как независимый институт и совершенствуется, изменяется по мере эволюции демократического, правового, гражданского общества.
Подготовил
Юрий ЕФИМОВ
Комментарии закрыты.