The news is by your side.

Нужен комплекс мер. Поддержка детей с инвалидностью должна быть во всех сферах общества

Поддержка детей с инвалидностью должна быть во всех сферах общества

В Казахстане хорошо понимают, насколько важна интеграция людей с инвалидностью в социум, а потому большое внимание уделяют поддержке детей с ограниченными возможностями, начиная от самого раннего возраста ребенка, чтобы маленькие граждане с инвалидностью могли получить не только положенные им пособия, но и полноценное воспитание и образование, стать полноправными членами общества.

В результате реализации Государственной программы развития образования и науки РК на 2020-2025 годы во всех школах и детских садах, а также в 70 процентах колледжей и вузов должны быть созданы все условия для инклюзивного образования.

Сейчас в Правительстве страны готовится внесение изменений в Закон РК «Об образовании», где будут снижены нормы по открытию психолого-медико-педагогических консультаций с 60 тысяч детского населения до 50 тысяч.

— Считаете ли вы эту меру эффективной? Увеличит ли это охват детей с инвалидностью раннего возраста психолого-медико-педагогической поддержкой? — спросили мы у руководителя управления образования Бейкута Жамангозова.

— Да, я думаю, что это правильное решение. Такая мера, как открытие большего количества психолого-медико-педагогических консультаций в каждом регионе, действительно позволит существенно увеличить охват детей с ограниченными возможностями нужной им помощью. По данным департамента статистики, всего в нашем регионе проживают 458368 детей в возрасте до 18 лет, 144 тысячи из них — в Таразе. В связи с этим возникла необходимость в еще одной психолого-медико-педагогической консультации. Она будет располагаться на улице Рахимова, расчитываются затраты на проводимые ремонтные работы. Надеюсь, в апреле она откроется. А в целом в нашем регионе сейчас шесть психолого-медико-педагогических консультаций: областная, городская и четыре — в районах. Областная консультация обслуживает ближайшие к городу районы — Байзакский и Жамбылский. Психолого-медико-педагогическая консультация в Кордайском районе обслуживает почти 60 тысяч детей, в Таласском районе оказывает помощь маленьким жителям Таласского, Сарысуского и Жуалынского районов. В Шускую психолого-медико-педагогическую консультацию могут обратиться жители Шуского и Мойынкумского районов, в Меркенскую — Меркенского и Турара Рыскулова районов.

— Бейкут Тлебалдиевич, а какую поддержку и помощь оказывают детям с ограниченными возможностями эти консультации?

— Они обследуют и консультируют детей, оценивают особые образовательные потребности и специальные условия для получения образования, определяют образовательные программы, а также направляют на специальную психолого-педагогическую поддержку детей с ограниченными возможностями. Готовят рекомендации по удовлетворению особых образовательных потребностей детей в общеобразовательных и специальных образовательных организациях. При необходимости специалисты оказывают консультативную помощь родителям, специалистам, учителям, воспитателям по развитию, обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями в домашних условиях, в условиях общеобразовательных и специальных организаций.

— Сколько у нас в области детей с особыми образовательными потребностями?

— В прошлом учебном году шесть психолого-медико-педагогических консультаций обследовали 9721 ребенка и выявили 7898 детей с ограниченными возможностями, в том числе 3463 ребенка дошкольного возраста, 4435 — школьного возраста, 6403 ребенка из них охвачены образованием и воспитанием. В частности, 2320 детей с особыми образовательными потребностями посещают дошкольные учреждения, в общеобразовательных школах обучаются 3914 детей, в технических и профессиональных колледжах — 169.

Не все дети с инвалидностью обучаются инклюзивно. Кто-то из них занимается в кабинетах психолого-педагогической коррекции, кто-то учится в специальных интернатах, их у нас в области четыре, а кто-то — на дому. Кстати, количество обучающихся на дому детей с инвалидностью в этом учебном году увеличилось на 80 человек, в прошлом году их было 1757, а сейчас — 1837 человек. Недавно мы обратились в управление здравоохранения, чтобы нам предоставили перечень заболеваний детей, по которым определяется обу­чение на дому.

— Как вы считаете, позволит ли внедрение госзаказа увеличить охват своевременной психолого-педагогической поддержкой детей и снизить инвалидизацию детей к их школьному возрасту?

— Нормы по реализации госзаказа на специальную психолого-педагогическую поддержку детей с ограниченными возможностями утверждены Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам инклюзивного образования» от 26 июня 2021 года. Госзаказ будет реализован с 1 сентября этого года.

Кроме того, для развития и обучения, проведения своевременной коррекционной работы с детьми с особыми образовательными потребностями в области функционируют 12 кабинетов коррекции и реабилитационный центр. Все они укомплектованы специальными педагогами.

Также в целях социальной адаптации детей с особыми потребностями в организациях образования области открыто пять ресурсных и инклюзивных кабинетов, оборудована их материально-техническая база. В прошлом году оказана поддержка в кабинетах психолого-педагогической коррекции 1809 детям, в реабилитационном центре — 160 ребятам с инвалидностью, в ресурсных центрах и кабинетах поддержки инклюзии — 190 детям с ограниченными возможностями.

Отмечу также, что в регионе сегодня более 7000 педагогов работают с детьми, обучающимися в школах инклюзивно. Из них свыше 2000 прошли специальное обучение на базе Национального научно-практического центра развития специального и инклюзивного образования, НЦПК «Өрлеу».

— А насколько тесно сотрудничают областные ведомства в плане помощи детям с инвалидностью? — поинтересовались мы у руководителя управления координации занятости и социальных программ Жорабека Баубекова.

— В прошлом году в области создан координационный совет, в который вошли представители как управлений образования, здравоохранения, координации занятости и социальных программ, так и неправительственных, общественных организаций, оказывающих помощь детям с инвалидностью, межведомственных областной и городской психолого-медико-педагогических консультаций. Координационным советом разработан план мероприятий по разносторонней поддержке детей с особыми потребностями. В прошлом году проведены два семинара, в этом году также запланировано проведение семинаров и круглых столов, акций. Связь и сотрудничество достаточно тесные. Например, врачебно-консультационная комиссия, относящаяся к сфере здравоохранения, дает медицинские заключения о состоянии здоровья и психики детей с инвалидностью, затем специалисты психолого-медико-педагогических консультаций на основе этих заключений смотрят, куда направить ребят, —
или в школы на инклюзивное обучение, или в специализированный интернат, или в коррекционный кабинет, или оставить обучаться на дому.

Кстати, детям с инвалидностью, обучающимся на дому, по решению местных представительных органов возмещаются затраты на образовательные потребности в размере шести месячных расчетных показателей за квартал. В прошлом году 1469 детям с инвалидностью, обучающимся на дому, выплачено 60,7 миллиона тенге.

Жамбылский областной центр реабилитации и адаптации детей с инвалидностью тесно взаимодействует с областной межведомственной психолого-медико-педагогической консультацией управления образования по вопросам направления детей в специальные учреждения образования. Кроме того, центр зачастую предоставляет психолого-медико-педагогическим консультациям статистические данные по различным категориям детей с ограниченными возможностями, приглашает специалистов на семинары, проводимые в центре. А еще сотрудники реабилитационного центра посещают тренинги, организованные областной психолого-медико-педагогической консультацией, педагоги проходят аттестацию в управлении образования.

Лариса ГУБАШЕВА

Комментарии закрыты.