The news is by your side.

Нужна господдержка. Мукомольный бизнес теряет рентабельность

Мукомольный бизнес теряет рентабельность

Государственная поддержка помогает субъектам предпринимательства расширяться, увеличивать объемы производства. Однако ситуация сильно изменилась после введения карантина из-за пандемии коронавируса. Даже субъектам крупного предпринимательства стало сложно развиваться.

ТОО «Rola-7», что в Кызыл­жулдызском сельском округе Байзакского района, является одним из крупных производителей мучных изделий в области. Действует оно с 2008 года и до сих пор развивалось успешно. Но в последнее время возникли серьезные финансовые проблемы. Недавно я побывала на предприятии и ознакомилась с его работой.

 

Как всё начиналось

Компания начинала с выпуска лапши «чабрец» в единственном цехе предприятия. На тот момент здесь трудились 25 человек. В 2010 году был открыт второй цех по производству макаронных изделий и линия по производству лапши «Арай». Предприятие закупило современные производственные линии, которые позволили производить конкурентоспособную продукцию, востребованную на рынке.

Уже на следующий год товарищество начинает обеспечивать собственное производство необходимым сырьем. В 2011 году был открыт новый цех «Мельница» по производству муки, перерабатывающий в сутки 60 тонн зерна. К этому моменту общая численность сотрудников составила уже 110 человек.

В июле 2012 года компания «Rola-7» перешла в новые руки. Вообще этот год стал особенно знаменательным для предприятия – ему был присвоен знак качества международного стандарта, закрепленный свидетельством «халал». А спустя еще год здесь заработали фасовочный цех, а также котельная и торговый отдел. На предприятии организовали эффективную систему логистики. Был создан автопарк с 18 единицами техники.

В 2015 году в ТОО «Rola-7» уже трудились 155 человек, а ежемесячный фонд заработной платы составлял более 9,5 миллиона тенге.

В феврале 2017 года была запущена модернизированная автоматическая линия макаронного цеха по производству длинной лапши, тогда 60 жителей села Кызыл жулдыз Байзакского района получили здесь работу. В этом же году предприятие стало работать в соответствии с международным стандартом ISO 22000 HACCP. С участием китайских инвесторов модернизированы цеха.

ТОО «Rola-7» производило 28 видов макаронных изделий и муку первого и высшего сортов. Продукция продавалась в нескольких регионах Казахстана, а также на рынках России и Китая.

Со временем макаронное предприятие увеличило выпуск продукции до 70 видов, а производительность — до 30 тонн продукции в сутки. Все сырье, используемое при производстве, — натуральное, высококачественное и соответствует стандартам. Отличительная черта выпускаемой здесь продукции — абсолютное казахстанское содержание.

Кстати, за высокие показатели сбыта и отличное качество продукции предприятие получило награду «Қазақстан көшбасшысы-2013». А в декабре 2014 года ТОО «Rola-7» было удостоено звания победителя республиканского конкурса социальной ответственности «Парыз» в номинации «Лучший коллективный договор».

 

Новое время

Неожиданно предприятие начало лихорадить. Стали происходить сбои технологических процессов. Никто еще толком не может объяснить, по какой причине компания вдруг пришла к убыткам.

В марте текущего года ТОО «Rola-7» возглавил новый руководитель, который вывел его из тупика, реконструировав устаревшее оборудование. Жексен Жайшибеков относится к числу тех предпринимателей, которые четко ставят высокие цели и добиваются их в срок, успешно преодолевая многочисленные препятствия. Перед ТОО «Rola-7» было поставлено несколько задач, в том числе погашение задолженности по платежам до 2023 года. Здесь успешно заработали все три производственные линии. Руководство также планирует провести модернизацию мельницы. Сейчас разрабатывается проектно-сметная документация.

Производительность предприятия составила 800 тысяч тонн продукции в месяц. В апреле здесь произвели 36 тонн макаронных изделий на общую сумму 11 миллионов тенге, в мае – 95 тонн (29,7 миллиона тенге), в июне – 89 тонн (27 миллионов тенге).

Недавно товарищество заключило договор на поставку своей продукции в ряд местных учреждений здравоохранения и исправительные учреждения.

Компания экспортировала в прошлом году 168 тонн продукции в Россию и 21 тонну — в Узбекистан. В этом году поставок на внешние рынки не было.

 

Предприятие бьёт тревогу

Запрет на экспорт продукции внес свои коррективы в планы по дальнейшему расширению производства. Потеряв основные рынки сбыта, компания уже не смогла устойчиво и стабильно развиваться. Пандемия коронавируса создала кризисную ситуацию, привела к большим потерям. К слову, в день нашего приезда производство не работало. Из-за неблагоприятной обстановки пришлось отправить 84 сотрудника в отпуск без сохранения заработной платы.

Руководство компании рассказывает, что до введения в стране карантина товары торговой марки «Rola» продавались в городах Атырау, Актау, Шымкенте, Нур-Султане, Караганде, Кызылорде и Таразе, а также на рынках России, Китая, Туркменистана, Узбекистана. Однако в этом году товарищество потеряло зарубежные рынки сбыта, плюс к этому его душат высокие цены на сырье.

При производстве продукции используется пшеница из северных регионов Казахстана. С начала марта цены на зерно стали стремительно повышаться, удорожание достигло почти 20 процентов. Среди основных факторов, провоцирующих рост цен на зерно, называются более низкий урожай пшеницы на севере страны по сравнению с предыдущими годами.

Фирма старалась держать самую минимальную цену на свою продукцию, но в связи с удорожанием сырья пришлось ее повысить на 10 процентов.

— Мы потеряли основные рынки сбыта. Еще больше усугубляют ситуацию высокие цены на сырье. У нас нет сырья, и мы не можем работать на полную мощность. Из-за нынешних условий заниматься переработкой пшеницы стало просто невыгодно. И это не только наша проблема, она касается всех мукомольных предприятий. Пришлось повышать отпускные цены. Все это стало причиной снижения производительности на 30 процентов. Если раньше в месяц мы закупали по 400 тонн зерна, то в последнее время берем не более 250 тонн, — рассказал
Ж. Жайшибеков.

Подорожала и упаковка, что привело к дополнительному давлению на себестоимость, которая и так выросла за последнее время. Упаковку для своих товаров компания закупает в Алматы, так как в нашем регионе нет цехов по ее производству.

Как следствие, деятельность предприятия стала не только нерентабельной, но и убыточной. Представители ТОО «Rola-7» были вынуждены обратиться к властям с просьбой оказать содействие по урегулированию сложившегося кризисного положения, дабы регион не лишился собственного производства и в одночасье не стал крупным импортером мучных изделий.

 

Выдержать конкуренцию

Жексен Жайшибеков также посетовал на то, что торгово-розничные сети не поддерживают отечественных производителей. Предприятие несколько лет пытается продвигать через них свой товар. Однако, по его словам, супермаркеты не заинтересованы в размещении товаров, произведенных в нашем регионе.

— Мы — экспортоориентированное предприятие. В розницу продаем на местном рынке продукцию лишь небольшими партиями. Сбыт в местных торговых точках идет крайне слабо, потому что прилавки заполнены иностранной продукцией. За размещение товара на полке супермаркеты запрашивают большие деньги. Таким образом, мы оказываемся в неравных условиях с конкурентами. По этой причине спрос на нашу продукцию падает. Даже за счет использования качественного экологически чистого сырья и тщательного контроля качества всех этапов производства наша продукция не пользуется популярностью. Считаю, что настало время государственным органам обратить внимание на эту проблему. Местным производителям не дают возможности подняться, нарастить темпы производства. Необходимо усилить поддержку отечественных производителей, чтобы местная продукция была конкурентоспособной на прилавках наших же магазинов. Продвижение отечественных товаров на рынки должно стать сов­местной задачей государственных органов и бизнеса. Только брендирование позволит раскрыть в полной мере данную отрасль, которая много лет находится в неком тупике, — считает он.

По мнению Жексена Жайши­бекова, нынешнее положение наносит удар не только по экономике компании, но и региона. Известно, что развитие экономики любой страны невозможно без продвижения собственного производства на рынок — как внутренний, так и внешний. Это необходимый процесс, благодаря которому увеличивается ВВП страны, пополняется государственный бюджет, а значит, крепнет благосостояние народа.

Я специально зашла в один из супермаркетов, чтобы увидеть, какое место на полках магазинов занимает отечественная продукция, и убедилась в том, что практически вся представленная продукция – привозная. Продукция «Rola-7» есть в продаже, но найти ее трудно, так как в этом сегменте существует серьезная конкуренция. Полки просто завалены различными макаронами, спагетти, лапшой, ракушками производства фирм «Мадина», «Цесна», «Корона», «Султан» и других.

А Жексен Жайшибеков убеж­ден, что жамбылские товары ничем не уступают привозным аналогам.

 

Производителей поддержат

Я попросила прокомментировать сложившееся положение руководителя отдела предпринимательства и индустриально-инновационного развития акимата Байзакского района Еркина Нахимова. По его словам, чтобы решить вопрос с сырьем, районный акимат выделит ТОО «Rola-7» поливные земли для выращивания зерновых. Чиновник уверен, что если подойти к производству пшеницы ответственно: использовать удобрения, соблюдать севооборот, применять высококачественные семена, то в этой пшенице процент клейковины будет соответствовать норме.

Известно, что в нашем регионе в 80-х годах выращивалась пшеница сортов «Безостая», «Днепропетровская-521», которые с применением оптимальных технологий давали высокий процент содержания клейковины. И эта пшеница была пригодна для производства хлеба. В свое время область отправляла местную озимую пшеницу в Кыргызстан, Таджикистан.

По словам Еркина Нахимова, и ситуация с упаковками в скором времени должна измениться. В Байзакском районе планируют запустить цех по производству картонных коробок. Его работа напрямую будет зависеть от поступивших заказов. Проект стоимостью 1,7 миллиарда тенге предположительно запустят до конца текущего года.

Е. Нахимов добавил, что местных производителей поддержат, для этого будут разработаны эффективные механизмы. Отдел предпринимательства и индустриально-инновационного развития планирует провести переговоры с руководителями крупных торговых сетей и супермаркетов по вопросам поддержки местных товаропроизводителей. Кроме того, будут транслироваться видеоролики о продукции компании на местных телеканалах. В районах пройдут выставки товаров отечественных производителей. Таким образом, продукция ТОО «Rola-7» станет узнаваемой и популярной.

Лола НУРМАТОВА

Для справки:

В Байзакском районе из 7675 зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства в настоящее время действуют 6670, что составляет 86,9 процента. Низкая оснащенность многих предприятий современным оборудованием, отсутствие рынков сбыта не позволяют быть конкурентоспособными. Именно поэтому приоритетом является внедрение в промышленность высокоэффективных инновационных технологий.

Для развития отрасли предпринимателям оказывается государственная поддержка. Так, в рамках государственной программы «Дорожная карта бизнеса-2025» в этом году району было выделено 1,458 миллиарда тенге, профинансировано 76 проектов.

По программе «Экономика простых вещей» в 2021 году реализовано восемь проектов на сумму 671,2 миллиона тенге.

В этом году 986 человек получили микрокредиты на общую сумму 727,7 миллиона тенге.

С 2021 по 2025 год планируется реализовать 14 инвестиционных проектов на сумму 66,735 миллиарда тенге. По итогам их реализации будут трудоустроены 1492 человека.

В районе планируется запуск овощехранилища вместимостью три тысячи тонн, цеха по переработке и консервированию фруктов и овощей, птицефабрики мощностью 70000 тонн мяса птицы в год, комбикормового завода, цеха по изготовлению упаковки из гофрокартона, а также завода по изготовлению железобетонных изделий.

Комментарии закрыты.