The news is by your side.

Образование будущего

Принимая вызовы современности

Главной отличительной чертой XXI века является планетарная мода на качественное обучение. Модернизация отечественного педагогического образования предполагает сегодня концептуальные направления, законодательную основу, интеллектуальный потенциал и стремление соответствовать мировым стандартам. 

Четвертая промышленная революция должна способствовать более масштабным и стратегическим задачам в образовании, направленным на переход от индустриального развития общества к инновационному. Возросла потребность в учебных заведениях будущего, в которых объединены STEM-науки и гуманитарное образование, а преподаватели работают с широким применением современных информационно-коммуникационных технологий.

Переход к инновационному обществу станет возможным благодаря трансформации национальной системы образования, которая нацелена на совершенствование педагогического мастерства учителей и внедрение системы критериального оценивания.

Ключевым моментом в подготовке квалифицированного специалиста для рынка образования является формирование у педагога осознанной потребности в постоянном пополнении и обновлении знаний, совершенствовании умений и навыков, превращении их в компетенции.

Процесс внедрения в стране обновленного содержания образования в начальной и средней школе способствовал реализации инновационной академической политики Таразского государственного педагогического университета и проектированию адаптированных образовательных программ подготовки и переподготовки учителей. В ТарГПУ эти задачи решаются посредством системы формирования профессиональных качеств выпускников педагогических специальностей, а именно: ориентированности на ребенка, умения работать в педагогическом сообществе, широкого развития языковых и ИКТ-компетенций, развития педагогического менеджмента и формирования принципов академической честности.

Ориентированность на ребенка достигается через изучение студентами специальных учебных модулей «Педагогика», «Психология», «Возрастная педагогическая психология» в рамках образовательной программы, содержание которой направлено на формирование базовых профессиональных компетенций. Она является основой развития критического мышления, креативности, способности к коллаборации и метапредметной подготовке.

Усиление содержания блока профессиональных дисциплин происходит за счет переориентации предметной подготовки на психолого-педагогическую. Предполагается, что изменения в содержательно-деятельностном аспекте подготовки студентов педагогических вузов приведут к появлению учителей будущего: фасилитаторов, модераторов и тьюторов.

Преемственность образовательных программ среднего и высшего образования обеспечивается политикой трехъязычия и развития коммуникативных способностей выпускника. Так, в Таразском государственном педагогическом университете реализуется подготовка трехъ-язычных кадров по восьми образовательным программам: «Биология», «Химия», «Физика», «Информатика», «Математика», «История», «Дошкольное обучение и воспитание», «Педагогика и методика начального обучения».

Успешной методологической основой для развития трехъязычия является подход предметно-языкового интегрированного обучения (Content and Language Integrated Learning), зарекомендовавшего себя во многих странах-членах Организации экономического сотрудничества и развития.

Технология CLIL реализуется в университете на основе совместной проектной деятельности «Языковое погружение и интегрированное обучение в условиях трехъязычного образования» между ТарГПУ и факультетом образования Кембриджского университета по образовательным программам «Химия», «Физика», «Биология», «Информатика» и включает в себя педагогические исследования, эксперименты и анализ результатов.

В ТарГПУ ведется научно-педагогическое исследование на тему «Внедрение технологии через предмет в системе школьного образования в условиях реализации политики трехъязычия в Республике Казахстан» в рамках грантового финансирования Комитета науки Минобразования и науки РК.

Кроме того, трехъязычное образование в ТарГПУ развивается также по принципу сетевого взаимодействия между университетом и социальными партнерами в форме Летних языковых школ, а также предметно-языкового обучения для учителей средних школ в контексте обновленного содержания образования. Стратегическими партнерами ТарГПУ по развитию языковой политики являются компания «Senior Expert Service» (Германия), Московский педагогический государственный университет (Россия) и факультет образования Кембриджского университета (Великобритания), эксперты которого обучают преподавателей вуза, учителей школ и студентов выпускных курсов преподаванию естественнонаучных дисциплин на английском языке.

Эффективность трехъязычного образования обеспечивается соответствующим международным сотрудничеством университета с зарубежными вузами и образовательными центрами. На Форуме ректоров университетов России и Казахстана в рамках XIV Форума межрегионального сотрудничества Российской Федерации и Республики Казахстан с участием глав государств было предложено много научных инициатив, в том числе по обмену студентами, преподавателями и подготовке кадров.

ТарГПУ заключил меморандумы о сотрудничестве с девятью российскими университетами: Саратовским национальным исследовательским государственным университетом имени Н. Г. Чернышевского, Южно-Уральским государственным университетом, Южно-Уральским государственным гуманитарно-педагогическим университетом, Самарским государственным социально-педагогическим университетом, Кемеровским государственным университетом, Нижегородским государственным педагогическим университетом имени К. Минина, а также Омским, Шадринским и Уральским государственными педагогическими университетами.

Политика интернационализации в ТарГПУ основана на комплексном подходе, включающем в себя международное партнерство, совместные научные проекты, ректрутинг и академическую мобильность студентов и преподавателей. Международное взаимодействие с 57 вузами дальнего и ближнего зарубежья открывает возможности для реализации академической мобильности. Около 30 учащихся ТарГПУ участвуют в международной программе обмена студентами и более 80 — в национальной. По программе «Мевлана» в университете Карабюк в Турции проходят обучение четыре наших студента. Планируется также издание совместного международного научного журнала «Түркі әлемі» с участием вузов Казахстана, Турции, Узбекистана, Азербайджана, Кыргызстана.

В рамках студенческих стипендиальных программ «DAAD» студенты ТарГПУ специальности «Иностранный язык: два иностранных языка» обучаются в языковых школах Германии, пять преподавателей участвуют в программах научных стажировок «DAAD».

Одним из направлений развития казахстанского общества, обозначенного в Послании Президента страны Нурсултана Назарбаева «Новые возможности развития в условиях Четвертой промышленной революции», является привлечение зарубежных менеджеров в отечественные вузы.

Так, в этом учебном году в рамках программы привлечения зарубежных специалистов в топ-менеджмент вузов РК приглашенный на должность проректора по стратегическому развитию и инновациям американский ученый — профессор Злинского университета Грегори Джейсон Бэлл способствовал развитию публикационной активности профессорско-преподавательского состава в индексируемых журналах, расширению географии международного сотрудничества, обеспечил участие преподавателей университета в проектных программах Erasmus+.

Надо отметить, что ТарГПУ совместно с АО «Центр международных программ «Болашак» также участвует в проекте по популяризации казахстанского образования за рубежом и привлечению иностранных студентов.

В ТарГПУ для расширения доступности и вовлечения максимального количества студентов в образовательный процесс на базе онлайн-платформы Eliademy разработаны и представлены для широкого круга пользователей 65 бесплатных онлайн-курсов по языкам, педагогике, психологии, истории и другим наукам.

Как отмечено в Послании Елбасы, в Интернете необходимо размещать видео-уроки и видеолекции от лучших преподавателей вузов. У ТарГПУ имеется свой Youtube-канал, куда мы выкладываем образовательные ролики от ведущих ученых и преподавателей вуза. Кроме того, в университете реализуются различные образовательные проекты, направленные на интегрирование молодого поколения в научно-исследовательскую и промышленно-технологическую среду.

К примеру, реализован проект детского университета «Kids university» для поддержки и развития у школьников интереса к естественным наукам, робототехнике, а также формирования коммуникационных навыков и развития творческого потенциала учеников. Основной целью реализации образовательного проекта «Kids university» является создание научных школ молодых математиков, биологов, химиков, физиков.

В условиях обновленного содержания образования и Четвертой промышленной революции ТарГПУ ставит перед собой стратегическую цель — стать центром образовательной, методической и научной поддержки педагогического сообщества не только региона, но и страны в целом.

Дария КОЖАМЖАРОВА,
ректор Таразского государственного педагогического университета,
академик НАН РК, профессор, доктор исторических наук

Комментарии закрыты.