The news is by your side.

Обучение без ограничения. В кружках разных направлений детям с инвалидностью прививают полезные навыки

В кружках разных направлений детям с инвалидностью прививают полезные навыки

В Казахстане в настоящее время проживают более 160 тысяч детей с особыми образовательными потребностями, и лишь 23 процента из них охвачены инклюзивным образованием. Но год от года охват растет. Так, если в прошлом учебном году инклюзивно учились и воспитывались более 49 тысяч детей, то в этом учебном году — уже около 55 тысяч.

Инклюзивное образование — (от французского «inklusif» — «включающее в себя») — совместное обучение обычных детей и детей с ограниченными возможностями. Это предполагает равные права и возможности для удовлетворения всех нужд и потребностей детей в образовании, независимо от состояния их здоровья. Инклюзивное образование основано на тех принципах, что каждый ребенок особенный. Все дети равны в своих правах, в дружбе, образовании, в праве на посещение кружков, концертов, в перспективах дальнейшего социального развития. Каждый ребенок развивается в своем темпе, от этого он не становится хуже. Отношения между детьми строятся на доброте, отзывчивости, сочувствии, симпатии. Играя, общаясь, ребята расширяют свое мировоззрение и развивают интеллект.

Инклюзия должна дойти до положения нормы, стать гуманистической позицией общества, решили в Правительстве РК. Глава государства Касым-Жомарт Токаев в июне 2021 года подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам инклюзивного образования». Государство обязуется создавать детям с особыми образовательными потребностями условия для получения образования в пределах детских садов, школ, колледжей, вузов с учетом их индивидуальных особенностей развития.

По данным управления образования, в нашем регионе проживают 7922 ребенка с ограниченными возможностями. В этом учебном году 6233 из них охвачены воспитанием и образованием, причем около 3600 юных жамбылцев — инклюзивно в дошкольных учреждениях, школах и центрах дополнительного образования.

Конечно, и в детских садах, и школах есть, кроме основных занятий, кружки по интересам, но не всегда и не все ребята с инвалидностью могут их посещать. Найти для себя интересное и увлекательное занятие, которое, возможно, даже станет в будущем профессией, помогают детям с ограниченными возможностями в областном центре проведения школьных олимпиад и внешкольных мероприятий.

Начиная с прошлого учебного года, центр заключил меморандумы с областными специальными школами-интернатами «Болашақ» для незрячих и слабовидящих детей и «Мейірім» для глухих и слабослышащих детей. Педагоги центра дают уроки для ребят прямо в интернатах, некоторые дети занимаются в кружках вокала, хореографии, песочной терапии, декоративно-прикладного искусства и компьютерной графики в самом центре.

— Всего 118 детей с особыми образовательными потребностями охвачены кружковой деятельностью в нашем центре в этом учебном году. На занятия приходят 23 ребенка, 40 обучаются на базе интерната «Болашақ», 45 — в интернате «Мейірім» и еще 10 посещают кружки при средней школе № 32, куда также приходят преподаватели центра. При этом 29 детей с ограниченными возможностями занимаются танцами, 21 ребенок — вокалом, 24 увлечены компьютерной графикой и IT-технологиями, 14 — декоративно-прикладным искусством, 11 — живописью, 12 — английским языком и семь — песочной терапией. Большинство из наших воспитанников с инвалидностью школьную программу осваивают на дому с помощью приходящих учителей, но есть среди них и ученики специальных интернатов, — прокомментировала заместитель директора областного центра проведения школьных олимпиад и внешкольных мероприятий Айгуль Айдар.

Она добавила, что среди особенных детей немало талантов. Эти ребята и девчата, несмотря на свои недуги, оптимистичны и целеустремленны.

Так, девятиклассник областной специальной школы-интерната «Болашақ» для незрячих и слабовидящих детей и воспитанник кружка IT-технологий областного центра внешкольных мероприятий Мустафа Бекбосын недавно получил сертификат за участие в областном туре респуб­ликанского чемпионата по робототехнике Robotek Grand Tournament, организованном управлением образования и Международным Таразским инновационным институтом имени Ш. Муртазы.

У Мустафы врожденная катаракта хрусталиков обоих глаз. Кружок в областном центре внешкольных мероприятий он посещает два раза в неделю, занимается у молодого педагога-модератора Олжаса Алимхана. По словам его мамы Аспет Бекбосыновой, Мустафа с самого юного возраста интересуется техникой, конструированием роботов из деталей Лего и проводов, может справиться с починкой бытовых приборов и мечтает стать мастером-электриком. Их семья ради хорошего образования сына специально переехала из Алматинской в Жамбылскую область, ведь здесь в школе-интернате для детей с нарушениями зрения есть все необходимое оборудование, учебные пособия и материалы, а также работают прекрасные преподаватели.

А вот Айзере Ескендир учится в четвертом классе школы-интерната «Мейірім» для глухих и слабослышащих детей и с сентября прошлого года занимается рисованием у педагога изостудии «Мерей» областного центра проведения школьных олимпиад и внешкольных мероприятий Меруерт Оспанбаевой. Осенью Айзере, которая плохо слышит, совсем не говорит и общается с преподавателем через сурдопереводчика, приняла участие в конкурсе аппликаций «Алтын түсті жапырақтар» среди детей с особыми образовательными потребностями, организованном управлением образования и городским Дворцом школьников «Бақытты болашақ». Девочка заняла второе место и очень обрадовалась. По словам ее преподавателя М. Оспанбаевой, Айзере — аккуратная, спокойная, очень перспективная и талантливая ученица, своей профессией она мечтает выбрать дизайн, возможно, в фешн-индустрии или ландшафтном проектировании.

— У нас занимаются много одаренных детей, у которых различные диагнозы, например, у 10-летнего Анзора Коркмазова аутизм, четвероклассница Найдя Химамова и пятиклассница Инжу Алиаскар слабослышащие. У всех разные характеры, кто-то активный, дружелюбный, спокойный, ответственный, а кто-то тяжело идет на контакт, быстро устает и сердится, но ребята стараются, это видно. К каждому особенному воспитаннику мы находим подход, свои задания они на занятиях выполняют до конца, обучаются с удовольствием, — рассказала педагог кружка декоративно-прикладного искусства «Қол өнер» областного цент­ра внешкольных мероприятий Баян Еркешова.

А педагог-хореограф цент­ра Гульнур Касымбек, которая приходит заниматься со своими учениками в школу-интернат «Мейірім» для глухих и слабослышащих детей, поделилась, что корпоративный фонд «BI-Жұлдызай» пригласил особенных ребят принять участие в XVII республиканском фестивале детского творчества «Жұлдызай», отбор будет проходить с 10 марта по 10 апреля этого года.

— Готовим два номера — казахский народный и современный танцы, будут выступать 14 моих учениц, сейчас усиленно репетируем, — прокомментировала хореограф.

Инклюзивное дополнительное образование уверенно входит и в библиотечную сферу нашего региона. Так, с этого года стартовал новый проект «Инклюзия и театр», который, как надеются организаторы, станет прекрасной возможностью для развития областной библиотеки для незрячих и слабовидящих граждан, привлечения людей с нарушением зрения к чтению.

— У меня 12 учеников, это ребята с седьмого по 11-й классы, воспитанники спецшколы-интерната «Болашақ», я прихожу к ним раз в неделю. Через сюжетно-ролевые игровые занятия рассказываю им о театральной сфере, даю теоретические знания о работе актеров и режиссеров, технического персонала сцены, а на практических занятиях мы выполняем разные упражнения для того чтобы закрепить эти знания. У меня есть опыт работы в театральной среде, медиасфере, педагогике. Я хочу, чтобы у детей с нарушением зрения появилась возможность в будущем выступать на сцене, стать актерами, сценаристами, режиссерами, а не только участвовать как зрители и слушатели в культурно-массовых мероприятиях. Планируем ставить и разыгрывать небольшие спектакли на разные темы, в том числе острые социальные, — поделилась организатор проекта «Инклюзия и театр», методист Жамбылской областной биб­лиотеки для незрячих и слабовидящих граждан Гульзада Крыкбаева.

Лариса ГУБАШЕВА,
фото предоставлено областным центром проведения школьных олимпиад
и внешкольных мероприятий

Комментарии закрыты.