The news is by your side.

Один изъян бытия. Глубокая философия народного писателя

Глубокая философия народного писателя

Наказ хромого Темира

Поняв, что пришел его смертный час, Амир Темир, покоривший полмира, оставил своим приближенным такой наказ:

— Когда я умру, не голосите и не плачьте. Это ни к чему. Вы же не думаете, что своими криками и воплями отгоните смерть? Вместо того, чтобы от горя рвать на себе одежду, как сумасшедшие, обращайтесь к Богу «Аллаху акбар!» (Аллах велик!) и просите для меня у него снисхождения. И читайте «Фатиху»*, чтобы согреть мое сердце.

Даже Амир Темир, покоривший полмира, нуждался в снисхождении.

Один изъян бытия.

* (Фатиха — сура Аль-Фатиха, первая сура Корана)

 

Пустая ладонь

После смерти еще одного завоевателя Александра Македонского — Ескендира Зулкарная, также покорившего полмира, кисть его руки то и дело выскакивала из гроба.

И только после того, как один умный человек насыпал ему в ладонь горсть земли, кисть Зулкарная безжизненно опустилась в гроб.

Оказывается, Ескендир хотел сказать народу, показывая открытую ладонь:

— Эй, люди, хоть я и завоевал полмира и возводил дворцы из золота, на тот свет ухожу нищим, никакого богатства не могу забрать с собой. Вот, смотрите!

Поразительная аксиома: при жизни человеку всего мало…

Голодные глаза человека насытятся только землей…

Один изъян бытия…

 

Царь без наследника

Давным-давно жил один царь. И считал себя чуть ли не Богом для своих подданных. Только одно огорчало его — не было у него сына.

— Будь у меня сын, был бы наследник, — нередко мечтал он.

Тогда один из визирей говорит ему:

— Если в этой жизни найдется хоть одна женщина, у которой уже нет никакой мечты, то наденьте ее портки на свою жену. Бог даст, и родит ваша жена мальчика.

Царь поверил своему визирю и разослал во все концы света гонцов. Но они нигде не найдут женщину без мечты. У каждой есть хоть и маленькая, но мечта.

Гонцы с потухшими от бессилия глазами и поникшими головами возвращались домой. И вдруг увидели, как невдалеке одна женщина тащила на себе огромную вязанку дров. «Такая бедная женщина не может не мечтать, — подумали гонцы и хотели проехать дальше, но их обожгла и остановила мысль: «Чем черт не шутит, а вдруг она та, которую мы ищем». И забрали ее с собой.

Когда они предстали перед царем, он удивился и спросил:

— И в самом деле у нее нет мечты?

Тогда женщина с вязанкой дров брякнула ему в ответ:

— Е, ни мечты нет, ни портков нет, проклятье!

Один изъян бытия.

 

О Луне и Солнце

О них написал поэт Гете. Он тоже от кого-то слышал.

Мы тоже пишем о том, что слышали от людей, что читали.

Как быть жителям Земли, если Луна и Солнце на небе вдруг потеряют друг друга?

Кыз Жибек и Толеген, Козы Корпеш — Баян сулу, Ляйля — Меджнун, Жусип — Злиха, Сейпилмалик — Жамал, кого ни назови, все они истинно влюбленные, которые не смогли быть вместе.

Со дня создания Вселенной Луна не может встретиться Солнцем. Оказывается, они раньше были супругами, от них родились звезды. Сатана их развел.

Самый великий изъян жизни, это когда двое по-настоящему влюбленных не могут быть вместе.

 

Удовлетворённость насыщает

Ненасытные обжоры — это те, кто лишен честности.

Основа честности — удовлетворенность.

Чрезвычайно несовершенный мир.

 

Мечта Жекена

Журналисты — что верблюды: навьючены золотом, кормятся колючками.

Когда работал в газете, много раз получал взбучку от ЦК за ошибки.

В газете «Социалистік Қазақстан» немного поработал под руководством писателя Жекена Жумаканова.

Незабвенный Жеке во время дежурства по номеру читал полосы и вслух мечтал:

— Эх, была бы дрессированная белая мышка. Пустишь ее на газетную полосу, а она, принюхиваясь, находит ошибки, поднимает кверху лапки да начинает взвизгивать. Ты выправляешь ошибку и не получаешь от редактора нагоняя.

До сих пор нет такой белой мышки.

Один изъян бытия.

 

Разбитое корыто

У великого поэта с арабскими корнями Александра Пушкина есть замечательная сказка о Золотой рыбке. Она однажды попала в сети рыбака. И была та рыбка непростая, а умела говорить человеческим языком. Вот и предлагает она рыбаку:

— Отпусти меня обратно в море, любое твое желание исполню.

Удивился рыбак и говорит:

— У моей старушки треснуло деревянное корыто для стирки…

На это рыбка говорит:

— Иди домой, и твое желание исполнится.

Старуха вместо того, чтобы поблагодарить старика, набросилась на него с руганью. Жадность обуяла. Что там суша, захотела владеть и подводным миром. В итоге оказалась у разбитого корыта.

Ненасытность.

И это тоже несовершенство бытия.

 

Звезда, которую замучила жажда

В июле в городе Казани стоит нестерпимая жара. В один из таких дней поэт Габдолла Токай сильно захотел пить. Зашел он в пивную и попросил кружку пива.

Продавщица говорит:

— Тридцать пять копеек.

Токай поковырялся в карманах и стал мучительно считать копейки:

— Пиво стоит тридцать пять копеек, все остальное стоит пять копеек, вот жизнь, а…

У Габдоллы, который ставил себя вровень с такими гигантами поэзии, как Пушкин и Лермонтов: «Три звезды в небе —
Пушкин, Лермонтов и Токай», — карманы оказались дырявыми.

Один изъян бытия.

 

Писатель, которому сто показалось мало

Как-то давно в Союзе писателей проходил юбилейный вечер одного писателя. Девяностолетний юбиляр стоял на трибуне и благодарил всех, кто пришел поздравить его, как вдруг кто-то сзади выкрикнул:

— Алеке, Алеке! Доживи до ста лет, до ста лет!

Юбиляр возмутился:

— Эй, подлец, ты что, больше ста числа не знаешь?!

Алеке, которому сто показалось мало, умер, дожив до девяносто шести лет.

И это тоже несовершенство бытия.

 

Ах, какая досада, что крылья коротки!

Есть такая птица — канюк. Принадлежит к отряду хищных. Но в отличие от родственных хищников она то ли растяпа, то ли неуклюжая, словом — нерасторопная. Рядом с ним чеглоки и кобчики намного проворнее. Канюк не может спорить в ловкости с ястребом-перепелятником, дербником, сапсаном.

Но Бог ему отмерил свою долю удачи. Тем и живет. Ловит мышей, а когда поспевает просо, кормится перепелами. А когда совсем оголодает, нападает на домашних цыплят.

В один из дней рябая курица, кудахча, ходила по двору со своим выводком, учила цыплят ловить кузнечиков, всяких муравьев и жучков. И не заметила, как налетел канюк и подцепил одного из птенцов. Бедная курица завопила во весь свой куринный голос, ринулась в небо, чтобы нагнать нахального канюка, и тут же рухнула на землю. Ах, какая досада, что крылья коротки и непригодны для полета!

Несовершенство бытия.

В таких случаях вспоминается песня, в которой поется:

Ни хвоста, ни гривы,

Как кулану жить?

Ни ног нет, ни рук,

Как змее жить?

Один изъян бытия.

 

Где могила Чингисхана?

История повествует, что покоривший полмира Чингисхан умер загадочной смертью в Тангуте.

Легенда гласит, что приближенные хана, похоронив его, прогнали по его могиле тысячи лошадей, чтобы стереть с лица земли следы погребения Чингиса. Всех людей, которые принимали участие в похоронах, убили.

Похоже, речь идет об одном из отрогов горы Бурхан.

Другая легенда донесла до нас историю о том, что приближенные хана повернули русло реки Орхон, на дне вырыли глубокую могилу, положили тело Чингиса в гроб в девять слоев, зарыли могилу и вновь пустили реку по старому руслу.

Вот и говорят, что могила Чингисхана находится на дне реки.

Недавно один казахский «ясновидящий» через средства массовой информации бахвалился, что знает, где захоронен Чингисхан. Но до сих пор ничего не нашли.

Уже почти тысячу лет прошло, как Чингисхан покинул этот бренный мир.

Его могилу ищут даже японцы, вооружившись самой современной техникой и технологией. Результатов нет.

И это тоже несовершенство бытия.

 

Где голова Кенесары?

Матерый потомок того самого Чингисхана — Кенесары хан горделиво сидит на могучем коне в самом центре Астаны, на берегу реки Есиль, вглядываясь вдаль, на юго-запад.

Автор скульптуры — Нурлан Далбай.

Постамент установил наш известный Шота Уалихан.

На голове Кенесары хана — национальный колпак с раздвоенными концами. Иногда на этот колпак садятся птицы.

На самом же деле Кенесары со своими ополченцами напал на царскую крепость Акмолу с противоположной стороны, то есть шел на север с юго-запада. Его армия с луками, саблями, толстыми плетьми, дубинками в руках покорила царскую крепость, которую обороняли части регулярной армии, до зубов вооруженные пушками, ружьями.

Все верно. Но силы были неравны, как в отношении численности людей, так и в вооружении. Не устояв под натиском превосходящих сил царской армии, ополченцы Кенесары хана отступили на юг и направились в сторону Киргизии. У него была идея сговориться с тамошними воротилами и создать союз против русского царя. Но царские губернаторы тоже не сидели сложа руки. Оказалось, что они уже склонили на свою сторону киргизских манапов*, вооружили их пушками и ружьями и подготовили к походу против Кенесары.

Так Кенесары попал в ловушку. У подножья горы Кеклик он попал в плен, безжалостные враги отрубили ему голову и отправили в качестве подарка русскому царю в Омск, а затем в Петербург. Но голова Кенесары до сих пор не найдена. А оседлавший могучего коня Кене хан горделиво восседает в центре Астаны, на берегу реки Есиль. На голове колпак с раздвоенными краями. Это каменное изваяние.

Люди текут рядом с ним. Многие сидят на скамейках, установленных вокруг памятника. Большинство из них не знает, что голова Кенесары хана еще не найдена.

Это тоже несовершенство бытия.

Досадное несовершенство досадного бытия.

* (Манап — привилегированное сословие феодально-родовой верхушки у кыргызов)

 

Сирота войны

1998 год. Это было 9 Мая. День Победы. Алматы. Мы в парке имени Панфилова. Поздравляем друг друга с праздником. Собралась приличная компания. Под развесистой сосной накрыли дастархан.

Особенно весел писатель Бек (Совхозбек) Тогысбаев. Когда очередь тоста дошла до меня, я, обращаясь к Беку, сказал:

— Как жаль, что твой отец не увидел, что ты вырос таким гражданином, стал хорошим писателем, так как он погиб на фронте…

Внезапно Бек безутешно зарыдал. Ему уже больше шестидесяти. Но еще ребенок. Для отца. Заплакал сирота войны, который осиротел совсем еще несмышленышем. Это великое чувство, когда у человека сердце саднит от тоски об отце, которого он и не помнит. Надо бояться тех, чье сердце не наполняется чувством сострадания. Такие не могут стать писателями.

Рыдающий сирота через шестьдесят лет вспомнил отца.

Осиротевший во время войны.

Это тоже несовершенство бытия.

 

Аульные собаки

Ахмет Байтурсынов говорил:

— Меня мучает не то, что арестовали, без труда переживу, если повесят или расстреляют. Больше всего мне трудно свыкнуться с мыслью, что на меня напали собаки родного аула.

Эх, грешная наша жизнь! В 1937 году неграмотные бельсенды (активисты) нашего аула оклеветали моего отца и сдали властям. А те, в свою очередь, сгноили его где-то. На ком тот грех? Но мы после того натерпелись унижений.

Все, кто в 1937 году был объявлен врагом народа, расстрелян, сослан на каторжные работы, повешен, позже реабилитированы.

Но никто из безвинно убиенных не воскрес же!

И это несовершенство бытия? Нет, это бытие, наполненное грехом.

 

Бауке не левша

В Таразе рядом с драмтеатром установили памятник Бауыржану Момышулы.

Это очень праведное дело.

На первый взгляд, хороший памятник.

Когда изготавливали памятник, можно было такого батыра, как Бауке, посадить на коня, тем более что по книгам и рассказам самого Бауыржана на войне прославилась и его лошадь Лысанка. Но один чиновник сказал, что все памятники становятся конниками.

Да ладно уж. Но почему-то на существующем памятнике у Бауке сабля оказалась на правом боку. А Бауыржан не был левшой, чтобы выхватывать саблю левой рукой!..

Это не рукописный текст, который можно зачеркнуть и отредактировать, не масляная картина, которую тоже можно подкорректировать, это же памятник, отлитый из бронзы.

Как жаль, что бытие так несовершенно.

Перевел с казахского Бекет МОМЫНКУЛ.
Фото из личного архива Орлика КИМА

Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.