The news is by your side.

Один  изъян  бытия. Глубокая  философия  народного  писателя

Глубокая  философия  народного  писателя

Продолжение

Начало в № 123-124 от 20 октября 2022 года

 

Живительная  поэзия

Давно поэт Дулат написал:

— Когда грудь наполнится горем, я умываюсь живительной поэзией.

А что делать, у кого нет живительных стихов?

Только одному Богу известно.

Говори меньше, больше слушай.

У человека есть один рот и два уха. Может, Создатель так и предполагал, чтобы человек меньше говорил, а больше слушал.

Только одному Богу известно.

 

Нечитающие  начальники

Ранним утром стою перед поликлиникой, размахиваю руками и делаю физическую зарядку. Вдруг подошла, как подкатилась, маленькая старушка и сказала:

— Правильно. Двигайся!

Мне показалось, что я ее знаю. Напрягал, как мог, свою память, но вспомнить не смог. А она оказалась открытым, разговорчивым человеком. Намекнула, что в свое время была даже заместителем председателя Совнаркома.

И только тогда осенило: да это же Зауре Садуакаскызы Омарова.

— Ноги болят. В молодости мочила ноги в далеком и холодном Днепре, спускалась в шахты Караганды.., — с этими словами она потрогала ноги палкой, которую держала в руках. — Все твои «Даты»* — письма Камалу** — прочитываю, ничего не упускаю. Полностью прочитала твой роман о Тураре Рыскулове.

Но нынешние начальники не читают.

Один изъян бытия.

 

* (Дат — слово-восклицание, которым человек обращает внимание на то, что он хочет говорить, обычно так обращаются к правителям. В нашем случае имеются в виду письма Шерхана Муртазы к Камалу, которые начинались с дата (от переводчика).

** (Камал — Камал Смаилов (1934-2003 гг.), известный журналист и писатель, дважды кавалер ордена «Знак Почета», автор 10 книг. Они с народным писателем Казахстана Шерханом Муртазой организовали публичную переписку на страницах общенациональной газеты «Егемен Қазақстан» на самые злободневные социально-политические проблемы Казахстана на заре независимости. Данная переписка впоследствии была выпущена отдельной книгой.

 

Отчего  смута

Вот бы сердце человека горело огнем…

Сердце хорошего человека излучало бы свет яркой звезды…

Сердце плохого человека поблескивало бы тускло…

Тогда было бы легко различать, кто хороший, а кто никчемный.

К хорошему приблизился бы, а плохого за километр обошел бы.

Жаль только, что такого знака нет. Трудно распознать, кто есть кто.

Мир оттого и полон смуты.

 

Одиночество  плохо

Чем старше становишься, тем больше редеют ряды сверстников и друзей.

Раньше говорили: не ходи на торжества тех, кто по возрасту тебе не ровесник.

Как-то я поинтересовался: «Кто есть из окончивших школу со мной в 1950 году?» Оказалось, многих уже нет… Только несколько человек осталось, Абдуали Данаев, чьи волосы и борода покрыты белоснежной сединой, Исатай Умбетбаев, у которого на макушке не осталось волос, мулла Махан, светлоглазый Манап…

Абдуали школу окончил с серебряной медалью. Выпускник Ленинградского железнодорожного института. Многие годы руководил Жамбылской железной дорогой. И сейчас преподает студентам железнодорожного колледжа.

Слава Богу, что он есть.

Каратай Турысов окончил школу со мной вместе. Много лет мы шли бок о бок.

В последние годы были депутатами и в Парламенте рядом сидели. Он покинул этот бренный мир, едва дожив до семидесяти лет.

Изредка поглядываю на фотографию выпускников нашей школы 1950 года и грущу:

— Боже мой, я до сих пор живой. А может быть, это Создатель прибавил мне непрожитые годы отца, которому и сорока не было, когда его убили?

Одному Аллаху известно.

И все же одиночество плохо.

Один изъян бытия.

 

Нет  ничего  вечного

Редакция газеты «Егемен Қазақстан» пригласила меня, пенсионера, на работу обозревателем. Может, кому и смешно, что вчерашний главный редактор в своем коллективе сидит ближе к дверям.

А я вот думаю: не грех сидеть у дверей газеты, главными редакторами которой в свое время были такие колоссы журналистики, как Смагул Садуакасов, Турар Рыскулов, Сакен Сейфуллин, Бейимбет Майлин, Габит Мусрепов.

Нет ничего вечного.

Вечен только Бог. «Кроме одного Аллаха все изменчиво» (Абай).

 

Кто  подумает?

Будет правильным признать наипервейшей проблемой сегодняшнего дня Республики Казахстан демографическую.

Мы заняты житейскими вопросами каждого дня. Это правильно. Это заботы сегодняшнего дня.

А что будет завтра, если внимательно посмотреть в недалекое будущее и сделать беспристрастный анализ?

На бескрайних просторах Казахстана живут всего 15 миллионов человек. Считается, что восемь миллионов из них казахи.

Рост народа крайне медленный. Если рождаемость останется в сегодняшних параметрах, то через 10-20 лет число казахов начнет сокращаться.

В одно время в казахских аулах было много матерей-героинь, родивших и воспитавших по десять-двенадцать детей. Их списки постоянно публиковались на страницах периодической печати.

В последнее время я не вижу таких списков.

Издревле известно, что если на обширных землях, богатых ископаемыми, нет хозяина из своих, то на такое богатство найдется хозяин со стороны.

Как мы можем избавиться от демографического голода?

Конечно, каждое государство развивается в меру своих особенностей.

Давно известно, что у народа накопилось много нерешенных социальных проблем. Но это не от безысходной бедности государства, а от того, что все уходит в ненасытную утробу коррупционеров.

Коррупция, взяточничество оказывают не меньшее негативное влияние на рост численности казахской нации, чем голощекинский голод.

Правда, это было в прошлом, но мы до сих пор не можем оправиться от того кошмара.

И тем не менее, несмотря на невиданный размах разбазаривания, экономика страны помаленьку поднимается, как восстала из пепла легендарная птица Феникс.

И теперь государству стоит крепко призадуматься над вопросами демографии.

Сейчас женщины выходят на пенсию в 58 лет. А когда ей рожать, растить и воспитывать детей?

Государство должно освободить от работы женщин, родивших и воспитавших четырех-пятерых детей, обеспечить их достойной пенсией.

За решение этой очень ответственной и судьбоносной проблемы должны взяться Парламент и Президент.

Иначе самым большим изъяном бытия будет этот вопрос.

 

Бренный  мир

В Арке светало, с первыми лучами солнца я обращаюсь к Всевышнему с просьбами быть милостивым к рабам своим. Но в ответ пришло холодное известие: этот бренный мир покинул Камал.

Эх, Камал! Мы переписывались друг с другом и в письмах желали друг другу благоденствия. Эти письма, в которых излагались надежды и чаяния казахского народа, публиковались в газете «Егемен Қазақстан».

И что теперь? С кем мне теперь делиться своими сокровенными мыслями о времени, в котором живем, о современниках, которые не могут докричаться до тех, кто наверху?

Ты был чрезвычайно добродушен и честен, Камал! В то время, когда я гневно писал о накопившихся в обществе недостатках, ты успокаивал меня, обращая мое внимание на даже самые незначительные успехи в том самом обществе. На этих крупицах ты выстраивал собственное видение будущего нашего Казахстана, уверял, что страну ждут светлые и хорошие дни, разжигал в наших душах огонь надежды.

Эти наши письма позже были выпущены отдельной книгой под названием «Народ, тебе говорю, Елбасы, и ты слушай!», которая стала лауреатом международной авторитетной премии.

Кто теперь будет со мной откровенничать, говорить о своих мечтах, давать наставления, кто теперь будет писать мне письма?..

Ах, быстротечная жизнь!.. Где то счастливое время, когда мы, не расставаясь, ездили на Улытау?!

Ты, Камал, был батыром и летописцем этого времени, как твой брат Баубек Булкышев. С шестидесятых годов прошлого века мы были неразлучны, а если и расставались, сердца наши бились в едином ритме, мы были детьми одного года рождения.

Пусть душа твоя покоится в раю! Пусть Создатель не пожалеет для тебя всех благ того мира, мой прекрасный друг по жизни и перу!

Мир без тебя — несовершенен.

 

Фундамент  школы

На национальном совете обсуждается концепция образования.

Президентская резиденция.

Я:

— Байконырский позор. Появилось понятие «честь Байконыра». Унизительный и оскорбительный Байконыр.

По всему выходит, что мы не можем самостоятельно освоить Байконыр, не знаем ни техники, ни приспособлений. На это не хватает знаний. Так отчего тогда так пыжимся?!

Сельская школа. Начальная школа. Если фундамент крепкий, здание не рухнет. В начальной школе нет фундамента. Отсюда и все беды.

Начальная школа — это молозиво. Но вместо молозива — разбавленный водой айран.

Учитель — попрошайка. Откуда взяться авторитету? Он клянчит, что денег нет.

Бюджет формируется из налогов. А в бюджете есть ли такие статьи: столько-то дохода получено от нефти, столько-то — от меди, столько-то — от хрома, молибдена, боксита? Нет!

Казахстан не так беден, чтобы попрошайничать. Его вынуждают быть таковым.

Эпоха великого воровства. Я все сказал!

Абиш Кекильбаев поддержал. Он сказал: «Байконырский синдром» (6.08.1995г.).

Это что за несовершенный мир?!

 

Как  сон  Абылая

От батыра — барымтач,

От барымтача — вор,

От вора — разбойник,

От разбойника рождаются все.

Особенно много последних.

Один изъян бытия.

 

54  квартиры  Заманбека

Среди ночи, когда я перечитывал «Елтінжал», позвонил Заманбек Нуркадилов.

— Вчера Вас видел по телевизору и решил позвонить, — сказал он.

— Спасибо, что не забываешь. Мы вдвоем сделали людям большое добро. Пусть Аллах благословит.

Заманбек выделил для работников телевидения и радио 54-квартирный дом. За это мы оба были наказаны… (6.08.1995г.).

И такой гражданин, как Заманбек, стал жертвой злодеев.

Пусть Аллах присмотрит за ним на том свете! А злодеев накажет!

 

Животное  лучше

Памятник Бауыржану Момышулы на Кенсае был разграблен. Сняли шинель, отлитую из меди. Медь дорогая.

Человек перестал быть человеком.

Животное лучше. Оно не грабит могилы.

Один изъян бытия. (21.08.1995г.).

 

Остывший  козий  жир

Перед тем как во Дворце республики открылись торжества в честь 150-летия Абая, Президент спросил у меня:

— Как Ваши дела?

— Иногда едим мясо яловой кобылицы, иногда — остывший козий жир. Спасибо!

Один изъян бытия.

 

Бесполезное  золото

Столетний тополь срубили, распилили и увезли. Остался лишь пень. Бедная старушка каждый день откалывает от того пня дровишки на самовар.

Однажды ей показалось, что топор попал в камень. Она стала рыть и нашла небольшой сундук. Старуха открыла сундук и обнаружила шесть килограммов золота, завернутого в кошму. Она сообщила в милицию. Государство в знак благодарности выделило старухе 25 процентов от стоимости найденного ею золота. Сын рассердился. Но старуха стала успокаивать его:

— Сынок, благодари Создателя и за то, что осталось. Это золото не принесло пользы своему хозяину. Довольствуйся тем, что есть. Умеренность человеку впрок. А ненасытность заставит последнего коня зарезать. А этих денег хватит, чтобы женить тебя.

Но сын не перестал обижаться.

Один изъян бытия.

 

Что  лучше  —
большой нос
или  большая  голова?

Команда, выходящая ранним утром в парк имени Панфилова, называется «Жалаңтас»*. Один из членов команды Бек Тогысбаев хвастает:

— Мой нос больше, чем Ваш нос.

— Какая досада! Лучше бы у тебя голова была большая, чем нос, — говорю я ему. — Например, Платон не вышел ростом, но голова у него была большой. Беке, у Бога надо просить не большой нос, а большую голову. (31.05.1995 г.).

Незабвенный Бек (Совхозбек)! И он уже покинул этот бренный мир. Наверное, было бы лучше, если бы Бог дал ему не большой нос, а долгую жизнь…

Один изъян бытия.

 

Правильные  слова
на  небесах

Звезды — это небесные книги, написанные Создателем. Мы не понимаем их смысла. Прочти мы их, вникни в суть написанного, избавились бы от мерзких людишек и стали настоящими Людьми.

Правильные слова Создателя на небесах.

Мы их не понимаем. Как несовершенен этот мир…

 

Тумар-иіс*

Сидел-сидел и решил позвонить Омеке (Омирбеку Байгелди). Будь он благословенен, оказался на месте.

— Омеке, пусть будет благостной Ораза! Я тут перебирал свои старые рукописи и нашел записи о тысячелетии Манаса. Ты помнишь тот той?

Омирбек:

— Помню. Мы из Тараза поставили там 170 юрт.

— Ап, барекельди! Но я вот о чем думаю: неужели у нас не было таких выдающихся личностей, как Манас? Ведь наша праматерь Тумар победила самого Кира, отрезала ему голову, опустила ее в сосуд, наполненный кровью, и сказала: «Кир! Ты ведь этого хотел, вот теперь пей кровь, пока не насытишься!»

Омирбек:

— Тумар-иіс.

Я:

— Е-е, вот откуда европейцы взяли Томирис! И сколько с тех пор прошло лет?

— Две с половиной тысячи.

— Манас рядом с ней, оказывается, младенец. И почему мы не празднуем 2500-летие праматери Тумар-иіс? Или у нас нет историков, которые могут доказать справедливость наших выводов?

— Нету.

— Следовательно, не будь древнегреческого Геродота, мы бы не узнали про праматерь Тумар-иіс?

— Да, выходит так. Тумар-иіс — одна глыба. А ведь у нас есть праматерь Зарина.

— Но почему ты не пишешь о ней?

— Приходи завтра, поговорим.

— Хорошо, поговорим.

 * * *

Меня поражает вот что: бедные казахские ученые начинали историю казахов с Великой социалистической революции 1917 года. Со временем наши историки стали заглядывать вглубь истории и дошли до XV века, когда ханы Керей и Аз Жанибек создали казахское ханство. Дальше пойти у них не хватило духа.

А вот Омеке заглядывает в тысячелетия… Профессиональные историки остались не у дел.

Это есть изъян в науке и в истории. Большой изъян.

 

* (Тумар-иіс — имеется в виду царица Томирис, в казахской транскрипции ее имя состоит из двух частей: Тумар — (этн.) талисман, амулет; иіс — аромат, благовоние

 

Каждому  есть
за  что отвечать

Было лето 1972 года. Председатель Союза писателей Казахстана Ануар Алимжанов открыл пленум, посвященный теме труда в литературе.

На тот пленум пригласили ветеранов труда. Некоторые ораторы говорили очень долго и нудно, так, что многие в зале откровенно дремали. Знаменитый рисовод Ыбырай Жакаев тогда показал, как надо выступать на таких мероприятиях:

— Чабан — к своей палке, земледелец — к своему кетменю, писатель — к своей ручке должны относиться со всей ответственностью.

Больше ничего не сказал. Зал долго и громко аплодировал ему.

Это было пощечиной словоблудам. Но Ыбырай Жакаев один такой.

Один изъян бытия.

 

С казахского перевел
Бекет МОМЫНКУЛ.

Продолжение следует

Комментарии закрыты.