- Likes
- Followers
- Subscribers
- Followers
- Posts
Один изъян бытия. Глубокая философия народного писателя
Глубокая философия народного писателя
28 сентября мы будем отмечать 90-летие со дня рождения народного писателя Казахстана, государственного и общественного деятеля, лауреата Государственной премии Шерхана Муртазы. К сожалению, его уже нет с нами, но он оставил после себя неисчерпаемый источник знаний — свои проникновенные книги.
Одним из последних произведений писателя является сборник философских размышлений под названием «Один изъян бытия». Он был выпущен накануне его 70-летия. С сегодняшнего дня наша газета начинает публиковать данную книгу. По ней можно узнать, чем жил, о чем думал и переживал, за что боролся незабвенный Шерага.
Автор, в какой бы должности ни находился за долгие годы журналистской и литературной деятельности, непрестанно писал о проблемах народа, отстаивал его национальные интересы, скорбел вместе с ним в трудные времена. С годами его писательское мастерство оттачивалось, а мудрость вылилась в глубокие раздумья о сегодняшнем дне и будущем нации, которые он преподнес читателю в совершенно новой литературной форме. Писатель оригинально оценивает события, свидетелем и участником которых он является. Поэтому данную книгу надо понимать как самобытное, гениальное творение художника, достигшего совершенства в мастерстве.
Саккулак бий в свое время говорил, что путеводитель человека — рассудок, руководитель — голова, обозреватель — мысль, спутник — профессия, опора — терпение, защитник — характер, критик — народ. Так в нескольких словах он кратко определил педагогическую систему воспитания подрастающего поколения. И мы не ошибемся, если скажем, что в Шерхане Муртазе сконцентрированы все эти качества, перечисленные Саккулаком бием, и сегодня в Казахстане нет человека, который не знал бы его имя. И эти качества сыграли ключевую роль в писательском творчестве, профессиональном мастерстве литератора, создали неповторимый образ самобытного общественного деятеля. Его жизнь подтвердила верность народной мудрости, гласящей, что можно отсечь голову, но нельзя отрезать язык. Он смолоду острым алмазом засверкал на высоких трибунах, высказывая смелые мысли и отстаивая интересы своего народа. Произведения, написанные долгими бессонными ночами, расширили кругозор, светлым сиянием озарили сознание читателей.
Шерхан Муртаза написал много произведений, которые пошли во благо народа. Но среди них особое место занимает книга о жертве тоталитарного режима, славном сыне «Алаша» Тураре Рыскулове. Написание такой книги, когда в обществе буйно расцветали доносительство, клевета, когда одно неосторожное слово могло обернуться для писателя гонениями и обвинениями в инакомыслии, явилось поистине героическим поступком автора. Ш. Муртаза не только вернул из небытия имя выдающегося деятеля, но и внес неоценимый вклад в патриотическое воспитание подрастающего поколения, поднял дух нации. Мы обязаны сказать и о том, что его пьесы «Письмо пятерых», «Письмо Сталину», которые были показаны на сценах алматинских театров на заре независимости нашего государства, пробудили национальное самосознание народа. В целом писатель, какой бы темы ни коснулся, всегда старался возвысить духовный мир соотечественников. И самое главное в том, что слова литератора, идущие от сердца, доходили до сердец миллионов читателей. Поэтому люди видят в нем честь и совесть народа. Тому подтверждением является ожидание: «А что по этому поводу сказал бы Шерага?».
Один изъян бытия
Не о том говори, как упал и валялся в пыли, а о том говори, как пламенем горел!
Этот труд посвящаю брату Омирбеку Байгелди, который рассказал легенду о 99 рыжих скакунах с белыми звездочками на лбу и подал идею написать данную книгу.
У Всевышнего Создателя — у Аллаха — есть 99 имен.
***
На четках — 99 бусинок.
Рыжих скакунов с белыми звездочками на лбу — 99.
Жамбылу — Жаке — 99.
Матери Насихе — 99.
Ответ моей женеше*
Мой двоюродный брат, фронтовик Маханбет Дембайулы женился на татарской девушке Розе (Разие). Сноха Роза родила девятерых детей.
Аульные женщины подтрунивали над ней:
— Бедная женщина, роди еще одного, тогда тебя произведут в матери-героини.
Разия в ответ:
— Если Бог даст — не бросим,
Не даст — умолять не будем.
Может быть, она и родила бы еще одного ребенка, будь на то воля Божья, но Аллах рано забрал саму Разию. Поспешно забрал.
Кто знает, может он спешил, думая, что она ненароком родит еще одного.
Один изъян бытия.
*(Женеше (женге) — невестка (жена старшего брата или близкого родственника)
Рыжий скакун дервиша
В священных горах Каратау жил Карагай бай. И было у того богача девяносто девять рыжих скакунов с белыми звездочками на лбу. Но, как говорится, как бы ни был богат человек, он всегда обрадуется, если его скот принесет двойню. А вот наш бай мечтал о самой малости, чтобы число рыжих скакунов дошло до ста.
Но неисповедимы пути Господни. Кобылицы Карагая перестали рожать рыжих жеребят.
В один из таких будних дней в аул бая заехал странствующий дервиш. Богач чуть в обморок не упал, увидев под ним рыжего скакуна с белой звездочкой на лбу, точь-в-точь как его тулпары! Бай даже вспотел от нетерпения, пока собрались его джигиты. И, судорожно тряся губами, приказал им отобрать у дервиша коня. Так он нарушил правило Степи и вознамерился нанести унижение человеку.
Но оказалось, что это был не простой дервиш, а человек, на кого снизошла милость пророка Хызыра. Он перекрыл русло грозной горной реки, выскочил на рыжем скакуне на пригорок и проклял аул бая. Бай лишился всего своего богатства. И после этого никто в его роду так и не смог встать на ноги.
Легенду о девяносто девяти рыжих скакунах с белыми звездочками на лбу рассказал Омирбек Байгелди.
Не хватало только одного скакуна. Народ Карагая избавился от проклятья дервиша только при Герое Социалистического Труда Байгелди (Кейкиеве — Прим. редакции).
Алчность
Бедный мечтает стать богатым, а богатый — Богом.
Алчность — плохое качество.
Один изъян бытия.
Сила
Взял зерно, оставив полову, Бог,
Взял хорошее, оставив плохое, Бог…
Один изъян бытия.
Откуда…
Мудрый тот царь, который превратил бедного в богатого, а из малого сделал не счесть числа.
Как несовершенен этот мир.
Калтай* сказал
Журналист — это Каранар**,
Но мизерный гонорар.
Один изъян бытия.
*(Калтай Мухамеджанов (1928-2001) — народный писатель Казахстана)
*(*Каранар — крупный одногорбый
верблюд (в данном случае труд журналиста сравнивается с грузом, который под силу верблюду)
На зарвавшегося — узду,
Зажравшийся — подавится,
Вознесшийся — упадет.
Один изъян бытия.
Не пристрастись
Золото не ржавеет,
Оно ржавчиной покрывает душу человека.
Один изъян бытия.
В меру… В меру…
К царю слишком не приближайся,
Но чересчур и не отдаляйся.
Он, как огонь:
Слишком приблизишься — сгоришь,
Чересчур отдалишься — замерзнешь.
Один изъян бытия.
Хуже обезьяны, что ли
Писатель Дидахмет* Калтаю:
— Хочу купить машину, но водить не умею. Прав нет.
Тогда Калтай говорит:
— Эй, да в цирке даже обезьяна на велосипеде ездит. Ты что, хуже обезьяны?
*(Дидахмет — писатель Дидахмет Ашимхан, лауреат международной литературной премии «Алаш»)
Семя
Некоторые головы похожи на орехи без семян внутри.
Таких много.
Один изъян бытия.
Мачеха
Краткость — сестра таланта, мачеха гонорара.
Ворон-мыслитель
Всю ночь напролет — дождь.
Утром — снег.
Оголенное дерево дремлет.
На его верхушке — ворон. Думает. О чем думает?
Я не знаю вороний язык. Иначе спросил бы:
— Оу, Кареке, что будет завтра?
Он много знает. Ведь сто лет живет. Он знал, что произойдет несчастный случай, и Муса* умрет. Он много и долго каркал, шумел в тот день.
Но мы не поняли его.
Один изъян бытия.
*(Муса — писатель Муса Рахманбердиев, погиб на охоте в результате несчастного случая)
Убить легко, воскресить невозможно
Судьи допускают ошибки и приговаривают невиновных к смертной казни. Но когда выясняется, что убиенный не виноват, его уже нельзя оживить. Что делать?
Несовершенство бытия.
Подавляющее большинство из тех, кого назвали «врагами народа», были убиты так.
Бестолковый осёл
Нет вершины, на которую не взобрался бы осел, груженный золотом.
Некоторые акимы и богачи похожи на него. Вот он — изъян бытия.
Медному лбу — в лоб
Когда Серика Умбетова назначили акимом Жамбылской области, он первым делом посетил мавзолей Карахана и заказал молитву.
Затем он поехал в музей Бауыржана Момышулы в Мынбулаке и поклонился духу легендарного полковника.
Аким села представил себя Умбетову:
— Я — родственник Бауыржана.
— Если ты родственник Бауыржана, то почему протекает крыша музея, а вокруг так грязно? — ответил ему аким области.
Один изъян бытия.
Буря
Астанинский ветер сильный. Буря снесла крышу шестнадцатиэтажного дома, в котором мы живем.
А говорили, что это самый качественный дом.
Один изъян бытия.
Хотение
— Ах-ау, Гулдерайым, Солнце мое и Луна, нет у меня крыльев, чтобы полететь к тебе, что же мне делать…*
Были бы у меня крылья, как у птицы, так и летал бы к своей милой…
Один изъян бытия.
*(Гулдерайым — казахская народная песня)
Чего не хватило Сталину?
Кому-кому, а Сталину-то чего не хватило? На выборах в Верховный Совет он всегда набирал 99,09 процента голосов, но никак не мог достичь 100 процентов.
Один изъян бытия.
Два лица Хрущева
При жизни Сталина Хрущев даже глаза на него не смел поднять, не то, чтобы перечить. А когда великий вождь умер, то Хрущев поизгалялся над его духом.
Когда же умер Хрущев, то скульптор Эрнест Неизвестный, который при правлении Никиты Сергеевича был вынужден покинуть Родину, поставил ему надгробный памятник, на котором одна сторона лица первого секретаря белая, другая — черная.
Один изъян бытия.
Жизнь коротка
Писатель Оралхан Бокей иногда напевал:
— Есть у меня на Родине жайлау — Карымбая луг,
Красное лето здесь высиживают птенцов гуси.
Как звезда Венера, взошедшая и ушедшая на заре,
Жизнь моя коротка, что поделать, о, Вселенная!
Наверное, он знал, как несовершенен этот мир.
Не будь бессовестным
Человеку сызмальства необходимо одно качество — это Совесть. Она пробуждается с рождением человека. Но некоторые по мере взросления полностью теряют ее.
Один изъян бытия.
Не будь безбожником
Некоторым Бог дает все. И богатство есть, и золото, и бриллианты, и жемчуг — все-все. Всего у него вдосталь.
Только веры в Создателя нет.
Это самый убогий человек.
Один изъян бытия.
Кривой закон
Закон — что паутина: слабые не могут выкарабкаться из нее, а сильные выворачиваются.
Один изъян бытия.
Пропавший язык
Появился «Болашак» (международная образовательная стипендия «Болашак» — Прим. редакции), и дети богачей поехали учиться за границу, некоторые из них там и остались. Отдельные вернулись домой. Имеют хорошее образование, деловиты. Только вот разговаривают на русском или английском языках.
Казахский язык не знают.
Один изъян бытия.
Перевел с казахского
Бекет МОМЫНКУЛ
Комментарии закрыты.