The news is by your side.

Один изъян бытия. Глубокая философия народного писателя

Глубокая философия народного писателя

Арчовая колыбель

Великий Мухтар Ауэзов наказывал: если мы хотим быть народом, то должны привести в порядок колыбель.

С колыбели начинается формирование человека, а она начинается с утробы матери. Знаменитая американская танцовщица Айседора Дункан, оказывается, говорила:

— Я научилась танцам, находясь в утробе матери.

Ее мать любила шампанское. Следовательно, шампанское повлияло на формирование младенца в утробе матери.

В словах Мухтара Омархановича заключен глубокий смысл. В частности, он имел в виду чистоту и качество древесины, из которой мастерят колыбель. Качественная колыбель та, которая изготовлена из арчи.

Арча — благородное дерево. К ней не пристают никакие болезни, в этом ее благородство. В ней есть необъяснимая сила, которая уничтожает микробы, даже насекомых. Такие страшные болезни, как корь и черная оспа, обходят стороной колыбель, которая сделана из арчи.

Большинство моих ровесников, родившихся в 1932 году, было выкошено черной оспой. Первопричиной этому стал геноцид, организованный Сталиным и Голощекиным, их жестокая политика в отношении многострадального казахского народа.

Видимо, Аллах смилостивился надо мной, и я выжил в тех адских условиях. Кто знает, может быть, на мое счастье, меня от смерти оградила арчовая колыбель. Но, судя по несметному числу умерших детей, видать, не у всех в доме была арчовая колыбель.

Если есть возможность, приобретайте арчовые колыбели. Побольше выращивайте арчу. Не губите семена. Арчовые колыбели принесут счастье. Ах, как было бы прекрасно, будь много младенцев, которые бы встречали каждый светлый день в арчовых колыбелях!

Жаль, но их так мало.

Как несовершенен этот мир. С большим изъяном…

Ореховая скорлупа тверда

Существует неписанное правило, согласно которому ореховое дерево должны сажать старые люди. Молодым не дозволяется это дело. Поверье такое.

Однажды старый человек сажал ореховое дерево. Проходивший мимо путник удивился:

— Оу, зачем вы сажаете орех? Он же через пятьдесят лет даст урожай. Вы все равно не поедите плодов.

На это старый человек ответил так:

— Я же ем орехи, которые были посажены теми, кто жил сто лет назад. А это дерево через пятьдесят лет пригодится моим внукам и правнукам.

У ореха скорлупа твердая, а плод вкусный.

Некоторые люди не то что внуков и правнуков, даже детей не имеют. И есть ли будущее у них?!

Один изъян бытия.

Если бы все знали,
как Бельгер…

На одном торжестве я сказал так:

— Нашу республику населяют люди многих национальностей. И если каждый из них, как Бельгер, понимал бы, как Бельгер, знал бы, как Бельгер, уважал бы Казахстан, казахов, казахский язык, традиции и обычаи, национальный характер, то эта земля превратилась бы в рай, в котором жил бы благословенный Создателем народ.

Жаль только, что таких, как Бельгер, можно по пальцам пересчитать. Больше таких, которые входят в дом и диктуют свои правила. Это плохо. Плохо и то, что многие казахи с подобострастием препровождают их на почетные места. Это очень плохо.

Один изъян бытия.

Кобыз Коркыта

Когда пел кобыз Коркыта, смерть не смела приблизиться к нему. Она обходила его стороной.

Но стоило ему задремать от усталости, а кобызу умолкнуть, как змея нанесла Коркыту смертельный укус.

Следовательно, если остановятся искусство, литература, духовная жизнь, то умрет общество, даже самое благополучное с точки зрения материальных богатств.

Но об этом мало заботятся нынешние власть предержащие.

Самую бедную часть общества составляют писатели, журналисты, художники, композиторы, артисты, то есть те, кого отторгли от государственного бюджета.

Больше всех страдают настоящие таланты. Бездари вывернутся из любой ситуации. Но государству нужно уметь отличать зерна от плевел. Большой грех вместе с песком выбрасывать слитки золота.

Один изъян бытия.

Пифагор знал, что говорит

Пусть будут хорошие традиции и обычаи, даже в ущерб хорошим законам.

Пифагор знал, что говорит. Хорошо, если закон справедлив. Но ведь большей частью закон, как дышло, куда повернешь, туда и вышло.

А вот оставшиеся в наследство от предков традиции и обычаи нерушимы. Такой нерушимой силой обладал свод семи законов «Жеті жарғы», принятый при Тауке хане. Всего семь.

А законов, которые принимает наш Парламент, не счесть. Законов много, но они не имеют силы.

Депутаты сами забывают, какие законы они принимают.

Парламент не контролирует, как выполняются законы, которые он принимает. Как такое может быть?!

Один изъян бытия.

Сауле ищет отца

Турар Рыскулов находился на отдыхе в Кисловодске, когда его по сталинскому списку арестовали, надели наручники и привезли в Москву — в тюрьму на Лубянке.

Палачи не давали ему спать, постоянно избивали, переломали ребра, вырывали красивые кудрявые волосы, содержали в адских условиях. И в конце концов расстреляли и похоронили в подмосковной деревне Бутово.

Прошло шестьдесят лет. И его старшая дочь Сауле поехала в Бутово искать могилу отца, но не нашла. Она взяла с собой завернутую в белую ткань горсть родной земли, чтобы согреть душу отца. Но когда не нашла его могилу среди бесчисленных безымянных бугорков, развеяла эту землю над всеми захоронениями.

Но Сауле зря ищет отца в Бутово. Ведь Турар Рыскулов 10 февраля 1938 года поднялся в космос и переселился на Венеру.

Но попасть на Венеру, которая появляется на небе под утро, трудно. Может, он переселился на маһшар*?!

Один изъян бытия.

* (Маһшар — место сборища в день Страшного суда)

Уловка пророка Мусы

Из истории известно, что в древности еврейский народ находился в рабстве у фараонов Египта. От рабства евреев избавил пророк Муса (Моисей).

Вырвавшихся на свободу евреев пророк Муса в течение сорока лет водил по иудейской пустыне.

Оказалось, он преследовал следующую цель: чтобы выродилось поколение тех, кто впитал в себя психологию рабства. Он знал, что вырастет новое поколение, свободное от рабской психологии, которое можно привести в Иерусалим. Он достиг своей цели. На Палестинскую землю ступили независимые люди.

Казахи триста лет были под царским колониальным гнетом России. Страх и рабская психология, глубоко укоренившиеся в душах казахов, передаются от поколения к поколению, которые кружатся на одном месте, аки буйволы, вращающие мельницу.

История питает надежду, что вырастут новые поколения людей, которые будут свободны, независимы и смелы.

Но где взять второго пророка Мусу, который вытравил бы из памяти старые страшные воспоминания? Нет его…

Как несовершенен этот мир.

Гегель

Интересно, знают ли люди философа Гегеля? Образованные же, наверное, знают. Если знают, то должны знать и том, что он сказал: «Трижды убивает свою нацию тот, кто игнорирует родной язык».

О, если бы Гегель был жив и попал в нынешний Казахстан, наверное, обомлел бы и не знал, что сказать, увидев, как казахи, особенно городские казахи и те, кто находится в коридорах власти, живя на своей земле, не просто игнорируют, а пренебрегают родным языком. Он не нашел бы, с чем это сравнить…

Эх, Гегель! Как много стало сейчас философов, которые почитают тебя своим учителем, но не могут, как ты, защитить свой язык…

Один изъян бытия.

Молитва в постели

Согласно шариату, больные мусульмане освобождаются от обязательного намаза (молитвы).

Но, несмотря на это, бывший волостной Макулбек, который прикован к кровати, не прекращает совершать пятикратный намаз. Я собственными глазами видел.

В начале семидесятых годов прошлого века я часто ездил в город Жанатас, расположенный у подножья древних гор Каратау, встречался с горняками, собирал материал для новой книги.

Между городами Каратау и Жанатасом около ста километров. Где-то в середине между ними есть село Коктал. Выше асфальтированной дороги люди перегородили небольшую речку Сунги и сделали водохранилище. Макулбек был сторожем этого водохранилища. Дом находился рядом с плотиной.

Но бывший волостной Макулбек заболел и слег в постель. И когда подходит время намаза, он подкладывает под спину несколько подушек и исправно читает молитву. Только ему одному известно, что он просит у Всевышнего.

Часто проезжая мимо, я никогда не забывал свернуть с большой дороги, зайти к Макулбеку и поздороваться.

Чёрный скакун Макулбека

Макулбека больше прославило не звание волостного управителя, а его Черный скакун. Слава о Черном коне гремела по всей ближней и дальней округе. Исключительно быстрый, он никогда не уступал дорогу ни одному скакуну. Он был признан редкостным по выносливости тулпаром, который мог одолеть сто километров.

Человечество заражено неизлечимой болезнью, именуемой завистью. Она берет свое начало еще со времен Адама и Евы. Они родили на свет двух сыновей, которых звали Кабыл и Абыл. Они выросли. Кабыл занялся земледелием, стал выращивать разные культуры. Абыл занялся животноводством.

Поговаривают, что праотец человечества как-то захотел вкусить плодов труда своих сыновей. Абыл привел упитанного ягненка. Адам с удовольствием поел вкусное мясо молодого животного. А на ягоды и фрукты Кабыла даже не посмотрел.

Отец одобрительно похлопал Абыла по спине. А Кабыл был обделен вниманием и лаской отца.

Когда они возвращались домой, Кабыл, сгоравший от зависти, убил своего брата Абыла. Вот с тех пор и болеет человечество неизлечимой болезнью, каковой является зависть.

Чем шире распространялась слава о Черном скакуне волостного Макулбека, тем больше загорался желанием иметь этого коня величавый, властный и деспотичный волостной Керимбай. Желание переросло в действие. Вскоре по округе разнесся слух, будто бы Черный скакун, будучи жеребенком, каким-то непонятным образом исчез из аула Керимбая и оказался в руках Макулбека.

Волостной Керимбай собрал своих джигитов, нагрянул в аул Макулбека, связал ему руки и ноги и насильно отобрал Черного скакуна.

Но воистину пути Господни неисповедимы. С тех пор Черный скакун, будто его заговорили, перестал блистать на скачках.

Оба волостных, которые приходились друг другу родственниками и которые стали непримиримыми врагами из-за скакуна, уже ушли в мир иной. И кости Черного скакуна, от которого обоим волостным не было счастья, давно сгнили. А живым от них остался лишь рассказ о том, как зависть сделала родичей врагами.

Так несовершенен этот бренный мир.

Байзак датка и Огизбай датка

Огромной территорией между Таниртау (Тянь-Шань) и Каратау правили кокандцы. А местных правителей Кокандского ханства называли датка.

Местных правителей Казахии, которая была колонизирована Россией, называли старшими султанами.

Даткой нашего Мынбулака был человек по имени Байзак.

А в Каратау даткой был Огизбай. И сейчас не очень ясно, но, похоже, они были соперниками…

Байзак датка не соглашался с безграничной жестокостью и насилием со стороны Кокандского ханства и оказывал ему сопротивление. Кокандцы издевались над местным населением, налагая налог даже на людскую лысину. Если лысина только на макушке — 10 тенге. Если полностью лысый — 40 тенге…

Людей душили налогом на животных, на имущество, придумали налог на девушек. Кокандские чиновники насильно отбирали у людей девочек, которые еще не достигли совершеннолетия, увозили к себе наложницами.

Тогда терпение Байзака лопнуло, и он поднял восстание против кокандцев.

Кокандский хан дал задание своему наместнику в Шымкенте:

— Накажи Байзака!

Шымкентский наместник оказался хитрым человеком и пригласил Байзака не сам, а через Каратауского датку Огизбая.

Огизбай тоже пошел на хитрость и предложил Байзаку:

— Поедем на курултай вместе.

Байзак поверил Огизбаю. Но когда он приехал в Шымкент, коварные кокандские головорезы схватили его, привязали к стволу пушки и расстреляли.

Выстрел был такой силы, что от Байзака остался лишь мизинец. Потомки датки похоронили тот палец возле мавзолея Аулие-Ата.

Кокандский хан в знак признательности подарил Огизбаю чекмень, оказал всяческие почести.

Вот что значит человеческая зависть! И до какой низости она может довести вполне достойного человека.

Потомки свято чтят память Байзака. Сейчас в Жамбылской области есть район, носящий его имя.

А Огизбая никто не знает.

Один изъян бытия.

Выправление перекосов

Была хрущевская эпоха. Казахстан разделили надвое, северную часть республики сделали Целинным краем. Председателем крайкома стал некий Соколов. Кокшетаускую область, которая входила в состав края, возглавил Касым Таукенов.

Как-то Касым направлялся в аэропорт и по пути увидел покосившийся столбик с указателем. Вглядевшись внимательней, прочитал: «Кокчетав».

Касым велел шоферу остановиться. Выйдя из машины, он стал раскачивать столбик и, в конце концов, вырвал из земли. А затем выкинул куда подальше.

Молва об этом поступке дошла до начальства. Так Касым Таукенов был освобожден от занимаемой должности.

На бюро крайкома партии он объяснил, что на указателе должно было быть написано не «Кокчетав», а «Кокшетау», за что и был наказан.

Сейчас, слава Богу, справедливость восторжествовала и везде пишется Кокшетау. Но в бывшем Целинном крае еще много населенных пунктов, местностей, гео­графических названий, которые до сих пор называются на русский лад.

Как несовершенен этот мир.

Таукеновых, которые взялись бы исправить перекосы в топонимах, крайне мало. Многие боятся. Рабская психология…

Один изъян бытия.

Колонизаторский приём

Коварный метод оккупантов вытравить из памяти местного населения национальные топонимы — изменить географические названия на захваченных территориях.

Яркий пример тому — Медео.

Больших усилий стоило переименовать город Верный и вернуть ему его историческое название Алматы. Но изменить название ущелья Медео долго не удавалось.

Покойный Тельман Жанузаков, став собственным корреспондентом газеты «Правда», первым делом взялся за написание статей об этих перекосах. Так Медео вернули его прежнее название. Так Тельман повторил поступок Касыма.

Но и теперь, как выедешь из Астаны, вокруг столько топонимов, оставшихся от колонизаторов.

Вот районный центр под названием Малиновка, которая стала печально знаменитой после того, как здесь был открыт сталинский АЛЖИР, лагерь, где были поселены жены «врагов народа» — «изменников родины». Пленницы горько шутили: «Не жизнь, а малина». Так появилось название села.

Один изъян бытия.

С казахского перевел Бекет МОМЫНКУЛ

Продолжение следует

Комментарии закрыты.