The news is by your side.

Огнём рождённое искусство. Юные гончары cоздают шедевры

Юные гончары cоздают шедевры

Преподаватель центра технического творчества города Тараза Вера Площенко может многое рассказать о гончарном искусстве. Своей увлеченностью она восхищает воспитанников центра.

— Глина — хороший материал, из нее можно сотворить все, что угодно. В умелых руках глина становится мягкой, податливой, обретает формы, которые ты хочешь ей придать, — говорит она.

Изготовлением керамических изделий Вера Площенко занимается давно.

— В 1986 году я окончила Джамбулский пединститут по специальности «изобразительное искусство и черчение», тема моей дипломной работы была «Керамика древнего Тараза». Узоры на изделиях, сохранившихся в областном краеведческом музее в нетронутом виде, история керамики, техника ее изготовления, которая с годами только совершенствовалась, — все это увлекало меня, — рассказывает керамист.

После вуза она преподавала в Жамбылском гуманитарном высшем колледже имени Абая.

— В 90-е годы прошлого века чаще приходилось проводить занятия по теории. Глину было трудно достать, знакомые иногда помогали, мешками привозили. С учащимися мы лепили керамику вручную. Муфельной печи не было, оставляли изделия подсыхать и затем их красили. Через некоторое время я купила маленькую муфельную печь — размером с коробку из-под обуви. Забирала работы учащихся домой и обжигала, — рассказывает Вера Площенко.

Свои работы она показывала на выставках прикладного искусства. Был период, когда продавала керамические сувениры. Заказы стали поступать чаще, но выполнить их не удавалось: то глины не было, то печь не так работала. Вот и пришлось оставить эту идею.

— Если серьезно заниматься этим бизнесом, то можно получать хорошую прибыль, — считает собеседница. — Хотя гончарное дело требует серьезных вложений, современное оборудование стоит дорого, и материал для работы достать нелегко.

С 2012 года Вера Площенко преподает в центре технического творчества. И благодаря ей юные таразцы осваивают древнее гончарное ремесло. Кружок декоративно-прикладного творчества сейчас посещают 24 ученика. Дети здесь рисуют, причем не только на холсте, но и на дереве и камнях, осваивают различные техники, учатся создавать образы и сюжеты на гобелене и полистироле.

— Ребята с нетерпением ждут занятий именно по гончарному искусству. Глину, к сожалению, и сейчас трудно найти, привозим из Туркестанской области. Пары мешков хватает на долгое время. Муфельная печь маленькая, изделия лепим, соответственно, тоже небольшие, — говорит она.

Пока мы беседовали, дети уже подготовили глину для работы.

— Светильники-чираги из глины использовались в средние века во многих странах. Форма светильников везде была почти одинаковая, похожая на маленькую лампу Аладдина из сказки. Где-то в чираг вливали оливковое масло, у нас — бараний жир, который позволял фитилю гореть долго, — так начинает свой очередной урок Вера Площенко.

Дети смочили руки водой — это необходимо, чтобы глина стала послушной и не прилипала к пальцам — и из маленького кусочка начали лепить округлые заготовки.

— У каждого ребенка одно и то же изделие получается по-разному. Это зависит от умения, характера и даже от его настроения, — говорит керамист.

С основной частью светильника ни у кого не возникло проблем, а вот с носиком пришлось повозиться. Затем на светильниках дети рисовали узоры. Готовые изделия оставляют на две недели сушиться, а затем их обжигают восемь часов в муфельной печи при 1000 градусах по Цельсию.

— Керамическое искусство появилось еще до нашей эры. Глиняные сосуды являются основными находками в погребениях древних андроновцев. Большие сосуды лепились вручную. Горшки имели плоское дно, бока выпуклые, округлые. Орнамент на горшки наносился мелкозубчатым штампом. В основном это были треугольники, зигзагообразные полосы. К слову, таким штампом мы и сейчас пользуемся. Во времена саков стали появляться новые виды керамической посуды: чаши, кувшины. В древнем Таразе мастера научились красить керамические изделия, стали наносить зооморфные, растительные узоры. Гончарное дело — консервативное искусство, ничего почти не меняется, только техника совершенствуется, — говорит Вера Площенко.

На занятиях дети обучаются различным техникам изготовления керамических изделий. По словам педагога, работа с глиной развивает мелкую моторику, мышление, творческий потенциал. Для ребят это и развлечение, и обучение.

— Мне нравятся фигурки после молочного обжига. Используя секреты древних мастеров, окунаем глиняное изделие в молоко на 15 минут. Пропитанный им предмет приобретает оттенки от светло-серого до шоколадного. Обжигаем также в костре на консервной банке и получаем черный цвет, — рассказывает воспитанница центра Эвелина Зайда.

В кабинете, где идут занятия, привлекают внимание керамические фигурки животных.

— Я лепила собаку и быка, украсила их геометрическими узорами. В этих фигурках много маленьких деталей, требуются усидчивость и терпение. Если получиться сделать такие фигурки, то все остальное уже не так сложно освоить, — говорит Анастасия Толмачева.

Воспитанники кружка декоративно-прикладного творчества еще не участвовали в выставках и конкурсах по гончарному искусству, это будет в перспективе, возможно, ближайшей. Между тем в центре технического творчества планируется открыть гончарную мастерскую и приобрести гончарный круг, муфельную печь. Это расширит возможности центра, позволит обучить детей различным практикам, обрести новые навыки.

Диана КАЛМАНБАЕВА,
фото автора

Комментарии закрыты.