The news is by your side.

Опора и поддержка. На принципах равенства, взаимного уважения и конфиденциальности

На принципах равенства, взаимного уважения и конфиденциальности

В Международном Таразском инновационном институте имени Шерхана Муртазы с февраля 2021 года успешно действует центр инклюзивного образования и оказания психологической поддержки.

— Наш центр обеспечивает психолого-педагогическую поддержку студентов и сотрудников института. Его деятельность направлена на укрепление их психического здоровья, создание благоприятных условий для учебной деятельности и полной социализации, включая студентов, имеющих особые образовательные потребности, — рассказала специалист и психолог центра Асем Туймебай.

Она подчеркнула, что одним из основных направлений деятельности центра является повышение доступности и качества образования молодых людей с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом разнообразия их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

— Для нашего вуза внедрение инклюзивной модели образования является одним из самых важных направлений социально ориентированной политики, обеспечивая права каждого человека на равный доступ к высшему образованию без всяких ограничений, — отметил ректор Международного Таразского инновационного института имени Ш. Муртазы Марат Баяндин.

В данное время в институте обучаются 20 инклюзивных студентов. Они могут посещать центр инклюзивного образования и оказания психологической поддержки в любое удобное для них время. Учебный процесс проходит почти так же, как и для всех студентов, с той лишь разницей, что для инклюзивных учащихся обеспечивают необходимые и комфортные условия. Например, для беспрепятственного передвижения, если это студенты с инвалидностью на коляске, имеются пандусы, поручни. Для слабовидящих студентов — специально оборудованные дорожки в коридорах вуза, проекторы, интерактивные доски, особые компьютерные программы, принтеры со шрифтом Брайля.

Центр инклюзивного образования и оказания психологической поддержки представляет собой уютный просторный кабинет с несколькими зонами — для отдыха и бесед, например, с психологом, студентов друг с другом, для тренингов и круглых столов. Имеется все необходимое оборудование для психолого-педагогической поддержки инклюзивных студентов в их личностном и социальном развитии, создания благоприятной психологической атмосферы в студенческой среде.

— Нам важно создать условия, позволяющие осуществлять интеграцию студентов, имеющих особые образовательные потребности, в среду института, создать безбарьерную среду для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, а также обеспечить процесс обучения таких студентов техническими средствами. Здесь мы проводим беседы и тренинги, мотивационные встречи с инклюзивными и обычными студентами, родителями, причем стараемся придерживаться принципов равенства, взаимного уважения и конфиденциальности. Наш центр помогает каж­дому особенному студенту в учебе, налаживании контактов с преподавателями и сверстниками, с родителями, — отметила А. Туймебай.

Она добавила, что для инклюзивных студентов в вузе специально адаптированы образовательные программы и учебно-методические пособия, налажена система повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, реализующих образовательную инклюзивную практику. Кроме студентов с ограниченными возможностями в центр приходят и будущие педагоги и психологи. С ними тоже проводятся беседы, совместные тренинги. Эти же студенты затем организуют семинары и встречи с инклюзивными учащимися, набираются опыта.

Центр инклюзивного образования и оказания психологической поддержки вуза активно занимается изучением, обобщением, распространением и внедрением опыта инклюзивного обучения в образовательный процесс института. А это участие в международных и республиканских образовательных, научных проектах, конференциях, семинарах и конкурсах.

Вот только несколько примеров мероприятий. Инклюзивным студентам были выданы анкеты о трудностях в образовательном процессе, адаптации к учебе, условиям в вузе. Проводился и письменный анонимный опрос среди различных категорий студентов о склонностях к зависимостям, в том числе игромании. Состоялись психологический тренинг «Я — автор своей жизни», упражнения по арт-терапии для студентов-первокурсников «Методы эффективной коммуникации», тренинг «Личностный и профессиональный рост человека», круглый стол «Особенности инклюзивного обучения в сфере науки и образования», десятидневный тренинг «Новые люди для нового общества». Совместно с управлением образования реализован проект по поддержке детей с аутизмом «Аутизм. Один мир для всех». По инициативе учредителя МТИИ, депутата Мажилиса Парламента РК, доктора филологических наук, профессора Ерболата Саурыкова в вузе успешно второй год реализуется региональный социальный проект-конкурс «Мен өмірге құштармын!» — «Я жажду жизни!» для студентов с ограниченными возможностями. В этом году проект осуществлялся при поддержке научно-исследовательского цент­ра «Шерхантану» вуза, в нем принимали участие 19 студентов МТИИ, Университета Дулати и Жамбылского гуманитарного высшего колледжа имени Абая, а также 19 школьников с ограниченными возможностями из специальных школ-интернатов нашего региона. В конкурсе школьники с инвалидностью представили свои видеоролики о мечтах, устремлениях, а студенты написали эссе о каждом из героев этих презентаций, а затем ребята с ограниченными возможностями показали свои таланты на сцене вуза.

— Учусь в магистратуре по специальности «юриспруденция». Центр инклюзивного образования и оказания психологической поддержки очень помогает студентам с инвалидностью, особыми образовательными потребностями быть на одной волне со своими однокурсниками, лучше понимать преподавателей, увереннее общаться, стремиться быть активными и успешными. Так, я не только хорошо учусь, но и достигаю вершин в спорте, являясь заслуженным мастером спорта РК по греко-римской борьбе, бронзовым призером Сурдлимпийских игр 2022 года в Бразилии, победителем Азиатских игр, проходивших в Кыргызстане. Хорошо, что о молодежи с инвалидностью наш вуз заботится, обеспечивая равные условия и возможности роста и развития, — отметил один из студентов Нуржан Асан.

Лариса ГУБАШЕВА,
фото предоставлены МТИИ

Комментарии закрыты.