The news is by your side.

Определены направления развития. Исключить профессиональные риски

Исключить профессиональные риски

В 2022 году в Казахстане утвердили Концепцию безопасного труда до 2030 года, сообщает Nur.kz. Ее реализация позволит выстроить в стране риск-ориентированную систему охраны труда, основанную на лучшем мировом опыте, рассказала генеральный директор РГП на ПХВ «Республиканский научно-исследовательский институт по охране труда» Минтруда и соцзащиты населения РК Шолпан Абикенова.

В рамках международной Конвенции об основах охраны труда, ратифицированной Казахстаном, каждое государство совместно с представительными объединениями работодателей и работников должно определить национальную политику в сфере охраны труда.

— Главная цель Концепции безопасного труда в Республике Казахстан до 2030 года как раз и заключается в определении национальной политики в сфере охраны труда. При этом документом предусмотрен и пошаговый план ее реализации, — проинформировала Шолпан Абикенова.

В концепции содержится подробный анализ того, что было сделано в республике за последнее время в области охраны труда, какие проблемы остаются и определены четыре направления дальнейшего развития.

— Все эти задачи направлены на построение в Казахстане риск-ориентированной национальной системы охраны труда, которая, во-первых, будет соответствовать рыночной экономике, во-вторых, основываться на лучшей мировой практике, в-третьих, представлять собой оптимальную модель активного взаимодействия государства и его социальных партнеров – работодателей и работников, —
добавила генеральный директор научно-исследовательского института.

Первое направление концепции предусматривает модернизацию национальной системы управления охраной труда на основе риск-ориентированного подхода. В этой части в 2020 году в Трудовой кодекс РК были введены такие понятия, как оценка профессионального риска и система управления охраной труда. Приняты также два нормативно-правовых акта. Первый устанавливает правила управления профессиональными рисками. Второй увязывает все нормативно-правовые акты и инструменты в единую систему управления охраной труда.

— При этом ранее принятые нормативно-правовые акты будут актуализированы для внедрения риск-ориентированного подхода. То есть первым шагом в охране труда станет оценка рисков. В зависимости от этого работники, например, будут обеспечиваться средствами индивидуальной защиты, на предприятии будут проводить обучение сотрудников, подверженных высокому риску, — пояснила Шолпан Абикенова.

Второе направление — это экономическое стимулирование работодателя к принятию мер по снижению профессионального риска, улучшению условий труда. И здесь на первое место выходит страхование. Сейчас оно происходит постфактум. Произошел несчастный случай — начинаются соответствующие выплаты, назначается реабилитация и так далее.

— Однако программы страхования должны носить превентивный характер, сейчас это мировой тренд. Страховщикам необходимо применять меры по недопущению несчастных случаев на производстве. Работать на опережение и вкладывать средства, чтобы предприятия улучшали условия труда. Предстоит определить и пороговые уровни необходимых затрат на одного работника для обеспечения безопасности его труда. Это позволит финансировать охрану труда не по остаточному принципу, а в достаточной степени, —
отметила Ш. Абикенова.

Третье направление предусматривает развитие профессиональных компетенций в сфере охраны труда. Здесь акцент делается на обучении работников. При этом требования к обучающим организациям ужесточатся. В связи с внедрением национальной системы квалификации будут проводиться аккредитации таких центров. Некоторые шаги в этом направлении уже сделаны в этом году. Выделены два вида обучения: общим компетенциям, которые необходимы лицам, ответственным за охрану труда на предприятиях, и специальным компетенциям. Ими должны обладать работники, отвечающие за охрану труда в конкретной отрасли.

— Отмечу, что третье направление подразумевает развитие научных исследований. Согласно международной конвенции, они являются обязательным элементом национальной системы управления охраны труда. Любая реформа в этой области должна иметь научную основу, апробирована, согласована с социальными партнерами и только потом внедрена, — добавила Шолпан Абикенова.

Четвертое направление связано с повышением контроля и мониторинга. В частности, предполагается создание единой информационной базы, которая позволит отслеживать ситуацию в сфере охраны труда не только в целом по республике, но и в разрезе отраслей, профессий, вплоть до конкретных предприятий.

— Планируется также введение процедуры государственной экспертизы оценки профессиональных рисков. Сейчас аттестацией производственных объектов по условиям труда занимаются специализированные организации и к ним есть вопросы в части качества этой оценки. Механизм госэкспертизы позволит отслеживать достоверность результатов аттестаций. Это важно, поскольку влияет на уровень социальной защиты и социальных гарантий работодателя своему работнику, — заключила Шолпан Абикенова.

Диляра НАРИМБЕТОВА

Комментарии закрыты.