The news is by your side.

Определены направления развития

Педагогам области есть чем гордиться и над чем работать

В Казахстане продолжается переход на обновленное содержание образования. В этом учебном году на новый формат обучения перейдут учащиеся первых, вторых, пятых и седьмых классов. Вместо привычных оценок школьники будут получать анализ и рекомендации учителя, выполнять меньше домашних заданий и учиться не шесть дней в неделю, а только пять. 

Новая модель школьного образования стала главной темой традиционной августовской конференции педагогических работников Жамбылской области «Модернизация Казахстана 3.0 — вклад образования». В этом году она проходила в формате круглого стола, участие в котором посредством видеоконференции смогли принять и районы.

В работе конференции приняли участие аким области Карим Кокрекбаев и представитель Министерства образования и науки РК Багымкуль Коптилеуова.

Как отметила руководитель управления образования акимата области Рахия Турмаханбетова, в текущем году на развитие сферы было выделено 97,9 миллиарда тенге, что по сравнению с прошлым годом больше в 1,1 раза. Основная часть средств пошла на капитальный и текущий ремонт объектов образования, а также решение проблемы аварийных и трехсменных школ.

Продолжается работа по открытию новых мест в дошкольных учреждениях, особое внимание уделяется вопросам повышения социального статуса педагогов, развитию их профессиональной компетенции в рамках обновленного содержания образования. В гимназии № 41 Тараза и школе-лицее № 1 района Т. Рыскулова продолжится апробация государственных общеобязательных стандартов начального обучения в третьем классе. По обновленному содержанию образования подготовку прошли 4657 педагогов.

В восьми школах области осуществляется обучение естественно-математическим предметам на английском языке с охватом более двух тысяч учащихся. В новом учебном году на базе школы-гимназии № 5 Тараза стартует опытно-экспериментальная работа по поиску оптимальных технологий и методик трехъязычного образования.

— Со 2 сентября текущего года в 62 общеобразовательных школах области будут внедряться элементы англоязычного преподавания естественнонаучных предметов в пилотном режиме в пятых — восьмых классах, — отметила руководитель управления образования.

Четвертый год подряд в регионе проводится оценка результатов работы организаций среднего образования по 31 критерию. В прошлом учебном году пять школ области работали в режиме инноваций и саморазвития, а в текущем их стало и того меньше.

— Это говорит о негативной динамике снижения качества среднего образования региона и приводит к удельному росту школ, работающих в режиме функционирования, — с 285 до 376. Эти факты являются индикаторами снижения качества управленческой деятельности отделов и организаций образования, серьезных промахов в кадровой политике руководителей школ, — заключила Р. Турмаханбетова.

На наличие комплексных проблем в образовательной сфере региона указал и аким области Карим Кокрекбаев.

— Несмотря на определенное смягчение нового формата итоговой аттестации выпускников школ, результаты ЕНТ этого года показали серьезные разночтения в оценке качества знаний учащихся, — отметил глава региона. — На протяжении трех лет подряд низкие показатели у шести школ Кордайского района. Два года подряд низкие результаты демонстрируют семь школ Жамбылского, Жуалынского и Мойынкумского районов. Полагаю, что комментарии здесь излишни. Поэтому поручаю отделам образования проанализировать учебно-воспитательный процесс в этих школах, выявить слабые стороны и разработать конкретный план их выхода из кризисной ситуации.

Одной из ключевых причин снижения качества обучения в учреждениях образования, по мнению Карима Кокрекбаева, является низкий уровень профессиональной компетентности педагогов и управленческой культуры руководителей отделов образования и директоров школ. Глава региона предложил им задуматься над решением данного вопроса.

Также аким области заметил, что существует дефицит педагогических кадров. Школам недостает 266 предметников, в особенности учителей русского языка и литературы, физики, математики и химии. Кадровый дефицит особенно актуален для школ с русским языком обучения и малокомплектных школ в отдаленных населенных пунктах.

— В ближайшие три года нам потребуется дополнительно порядка 1200 учителей. Данная потребность будет покрыта за счет подготовки специалистов в местных вузах через размещение государственного образовательного заказа. Мы готовы обеспечить ежегодное размещение грантов на 50 студентов за счет местного бюджета. Эти меры позволят нам за три года снизить дефицит кадров почти на девять процентов, — сказал Карим Кокрекбаев.

Для мотивации креативных и творческих учителей он предложил учредить специальные гранты акима области.

— Управлению образования необходимо разработать положение об учреждении такого гранта, — поручил Карим Кокрекбаев.

По словам главы региона, в ближайшем будущем планируется открытие специализированной школы с обучением на трех языках на основе государственно-частного партнерства. Уже готова вся необходимая материально-техническая база для образовательного учреждения на 300 мест, с общежитием на 100 человек. В течение 2017 — 2018 учебного года будут проведены подбор и обучение кадров, организован конкурс по отбору учащихся. А в следующем учебном году специализированная школа для одаренных детей распахнет свои двери.

Для успешного внедрения трехъязычного обучения учителей естественнонаучных дисциплин будут обучать на языковых курсах с приглашением тренеров из Англии, США, Канады и Австралии, а также предоставлять им возможность языковой стажировки в англоязычных странах. На эти цели из областного бюджета планируется выделить более семи миллиардов тенге, отметил Карим Кокрекбаев. В этой связи акимам районов уже сегодня необходимо разработать карту обучения педагогов с финансовым обеспечением.

Поручил глава региона особое внимание уделить и оснащению образовательных учреждений.

— В феврале текущего года мною было дано поручение акимам районов и города Тараза изыскать средства хотя бы для десяти крупных школ каждого района и областного центра для закупки необходимых комплектующих для робототехники, а также провести работу по обновлению информационно-коммуникационной инфраструктуры школ региона. На сегодняшний кабинет робототехники есть только в одной школе Тараза. Как это понимать, уважаемые акимы? Из 451 школы области только 73 обеспечены внутренней локальной беспроводной Wi-Fi сетью, установленной за счет средств республиканского бюджета. Мы не можем позволить себе роскошь бездействия, так как нашим детям в ближайшие пять лет придется жить в мире робототехники и 3D-конструирования, — подчеркнул глава региона и поручил акимам районов и города Тараза изыскать средства для обновления компьютерных парков школ и принять меры по обеспечению их доступным скоростным Интернетом, обеспечить конструкторами для робототехники по 10 школ в каждом районе, а также все крупные школы, школы-гимназии областного центра.

Напомнил Карим Кокрекбаев и о реализации проекта «Туған мектепке тағзым» («С благодарностью родной школе»), который стартовал в прошлом году. И даже привел ряд ярких примеров того, как бывшие выпускники помогают не только своей родной школе, но и району, где родились и выросли.

— В каждом районе в рамках реализации программы «Туған жер» совместно с бизнесменами надо создать клуб меценатов, который необходимо привлекать к участию в работе попечительских советов школ. Пока они созданы в 276 общеобразовательных учреждениях региона. До конца года всем школам необходимо создать попечительские советы в составе депутатов, видных общественных деятелей, представителей НПО, — поручил аким области.

Завершением августовской конференции стало награждение лучших представителей сферы, своим многолетним трудом внесших большой вклад в развитие регионального образования. Руководители трех областных школ, вошедших в сеть самых успешных общеобразовательных учреждений области, получили сертификаты. Сертификат на 19,5 миллиона тенге вручили директору областной школы-интерната для одаренных детей «Дарын» Зауре Дуденовой, сертификаты на сумму 500 тысяч тенге — директорам школы-гимназии «Сарыкемер» Байзакского района Мухиту Наметкулову, школы-гимназии № 1 имени Д. Конаева Кордайского района Суджате Саргаскаевой и гимназии № 41 Тараза Жамиле Туребековой.

— Мы всегда на шаг вперед идем, потому что нас обязывает статус специализированной школы, — говорит Зауре Дуденова. — На обновленное содержание образования перейдем лишь в 2019 году, поскольку у нас охват учащихся с 8-го по 11-й класс. Но наши педагоги уже готовы к новому формату обучения. Кроме этого, у нас есть пошаговый план перехода на трехъязычие. На данный момент 30 процентов наших учителей владеют английским языком. Чтобы у них уже были навыки по введению уроков, в прошлом учебного году они вели курсы дополнительного образования на английском языке. Кроме того, история Казахстана и география Казахстана в классах с русским языком обучения ведется на казахском, а всемирная история, проектирование и прогнозирование в классах с казахским языком обучения — на русском.

— Для нас большая честь получить сегодня такую награду, — говорит Суджата Саргаскаева. — Выходит, что мы, сельская школа, находимся в одном ряду с городскими гимназиями. У нас в этом году очень хороший результат по ЕНТ. Средний балл по школе — 98. Один из лучших результатов по республике (136 баллов) показала наша выпускница. Для нас это было приятной неожиданностью. На средства по сертификату мы хотим приобрести для школы видеопроектор. Вы же знаете, какие требования сегодня предъявляются к уроку. Поэтому нам бы очень хотелось, чтобы в школе было больше проекторов, мультимедийных кабинетов.

В ходе конференции учителя-практики озвучили свое видение процесса реализации обновленного содержания образования, а кто-то даже делился первыми итогами апробации. В перерывах между выступлениями смотрели видеоролики о критериальной системе оценивания и эффективных технологиях обучения иностранным языкам.

Татьяна БОРИСЕНКО,
Агадил РЫСМАХАН (фото)

Комментарии закрыты.