The news is by your side.

Основа стойкости народа

Когда смех действительно продлевает жизнь

Нескончаемые войны и несчастья с глубокой древности, рассеяние по всему миру, Холокост должны были бы, по логике вещей, сформировать образ еврея как мрачного человека с вечно грустными глазами. Однако неистребимое чувство юмора, самоирония, готовность шутить в любой ситуации выкристаллизовались в юмор особого рода — еврейский.

Как говорят исследователи этого феномена, еврейская шутка отражает еврейский взгляд на жизнь, окружающий мир и на то, как евреи в нем себя чувствуют. И не евреи, и не совсем евреи, и совсем не евреи отражаются в этом еврейском мире, который учит, что здоровый смех над собой (само­ирония) возвышает человека над суетой дней и является причиной жизнестойкости и продления жизни. Достаточно вспомнить известную реплику из монолога Аркадия Райкина, где он говорил, что «три часа беспрерывного смеха по калорийности заменяют стакан сметаны». А юмор Михаила Жванецкого, Аркадия Инина, Григория Горина, Геннадия Хазанова, Владимира Винокура, Эдуарда Успенского знаком многим. Сочиняют они, а смеются все.

Еврейские анекдоты коротки и забавны. К примеру, этот:

— Я слышала, ваша Сара замуж выходит?

— Да. Выходит, понемногу.

Или вот этот:

— Мадам Фигнер, что это вы сегодня так мало кушаете?

— Берегу фигуру!

— Ой! Чтобы сберечь вашу фигуру, надо кушать, кушать и кушать!

Особое место среди анекдотов занимают полюбившиеся одесские, о детях и семье. Вот, к примеру, один диалог:

— Сема, что там такое грохнуло на кухне?

— Роза, у меня случилось озарение: я видел будущее!

— И что там в будущем?

— Мы покупаем новый столовый сервиз.

Отдельная тема — еврейские притчи. Они мудры, как те раввины, о которых в них часто повествуется.

Например, к одному раввину пришел еврей, чтобы посоветоваться, как выбраться из неприятной ситуации, в которой он оказался по собственной вине. Сознаться в проступке было стыдно, поэтому он сказал, что его послал с вопросом друг. Раввин дал полный ответ, а в конце добавил: передай другу, чтобы в следующий раз не боялся прийти сам, пусть придет и скажет, что его послал с вопросом друг.

Даже в таких, казалось бы, страшных вещах, как смерть (хотя евреям вообще черный юмор за редкими исключениями не свойствен), находится о чем пошутить:

— Ребе, можно ли разговаривать с покойниками?

— Можно, но отвечать они не будут.

Существует также огромное количество добрых, а порою наивных, но всегда интересных анекдотов про ребе-чудотворца. В этом замечательном остроумном персонаже скрываются чаяния и надежды всего еврейского народа на лучшую долю. Пусть и не посредством игры слов, пусть в простейших бытовых мелочах, но чудо все-таки должно случиться. «Наш ребе-таки истинный чудотворец! Вы не представляете: ехали мы на поезде из Бердичева в пятницу. Поезд опаздывал, наступал шабес (суббота). И вы не поверите, наш ребе сделал так, что везде был шабес, а в нашем вагоне была еще только пятница».

Принято считать, что юмор — особая реакция человека на любое событие, в котором обнаружено внутреннее несоответствие. Обычно такое несоответствие мы находим там, где вместо правды нам подсовывают подделку под нее. Ханжество, ложь, лицемерие — вот та порочная среда, оздоровлению которой очень способствуют старые проверенные средства: смех и насмешка.

Евреи в силу своей сложной исторической судьбы просто обязаны были овладеть подобными средствами, чтобы пережить все катаклизмы. Потому-то в нашей среде так скоро рождаются анекдоты. Смех помогает выжить, не потеряв человеческого лица. И Книга книг Тора, и пророки учили, что источник силы и жизнеспособности евреев в духе, а не в мече. У евреев трудно сыскать примеры язвительного смеха, убийственной иронии, жалящего сарказма, ведь злая насмешка может тяжело ранить душу и даже убить. Поэтому так ценится добрая и сердечная шутка, смешная или с глубоким смыслом.

Михаил БУНИН

Комментарии закрыты.