The news is by your side.

Основные направления повышения эффективности функционирования службы скорой медицинской помощи

Важнейшим элементом социального и экономического развития общества является медицинское обслуживание населения. Здравоохранение — одна из ведущих отраслей социальной сферы.

Скорая медицинская помощь (СМП) — система организации медицинской помощи в экстренной и неотложной форме при острых заболеваниях и состояниях, угрожающих жизни, а также для предотвращения существенного вреда здоровью на месте происшествия и (или) в пути следования в медицинскую организацию.

В настоящее время организация службы СМП в своей практической деятельности руководствуется приказом Министерства здравоохранения Республики Казахстан от 30 ноября 2020 года № ҚР ДСМ — 225/2020 «Об утверждении правил оказания скорой медицинской помощи, в том числе с привлечением медицинской авиации».

На основании вышеуказанных правил состояние здоровья обратившихся в скорую помощь граждан РК оценивается по четырем категориям и делится по срочности, а вызовы оптимизируются и группируются по симптомам. К первой категории относят пациентов, состояние которых представляет непосредственную угрозу жизни, требующее немедленной медицинской помощи, поэтому бригада СМП должна прибыть в течение 10 минут. Вторая и третья категории — это пациенты, состояние которых представляет потенциальную угрозу жизни без медицинской помощи, поэтому бригада СМП должна прибыть к ним не позднее, чем через 15-30 минут соответственно. К четвертой категории отнесены пациенты, состояние которых вызвано острым заболеванием или обострением хронического заболевания без внезапных и выраженных нарушений органов и систем, при отсутствии непосредственной угрозы жизни и здоровью больного. Время прибытия бригады к таким пациентам — до 60 минут. Первые три категории обслуживаются на уровне станции скорой медицинской помощи, четвертая категория — на уровне отделений неотложной медицинской помощи при поликлиниках, которые принимают вызовы 24 часа в сутки.

В целях разработки основных подходов развития интегрированной неотложной помощи в Жамбылской области были определены основные проб­лемные моменты в маршрутизации пациента на этапе получения скорой медицинской помощи. Начиная с 2016 года, на станции города Тараза внедрены 12 проектов реформирования службы скорой помощи:

1) автоматизированная система управления (внедрение АСУ «КОМЕК»);

2) навигационная система (100-процентное оснащение GPS-навигацией);

3) автоматизированное рабочее место (повышение информатизации);

4) электронная медицинская карта;

5) обеспечение «пиковой» бригадой;

6) внедрение метода «удержание звонка»;

7) специализированный учебный центр;

8) триаж-система;

9) дистанционное ЭКГ (кардиометр);

10) централизация районных отделений СМП на областном уровне;

11) передача отделения медицинской авиации (ранее санитарная авиация) в управление областной станции СМП;

12) использование возможностей телемедицины на догоспитальном этапе.

Произведена реструктуризация организаций, оказывающих скорую медицинскую помощь в Жамбылской области. В состав Жамбылской станции скорой медицинской помощи вошли все отделения и пункты скорой помощи области (два города и девять районных центров).

С 2018 года в состав областной станции скорой медицинской помощи вошла и медицинская авиация. Это дало возможность более оперативно решать вопросы транспортировки пациентов при угрожающих жизни состояниях, в том числе и из отдаленных районов региона.

Для выполнения вызовов четвертой категории срочности открыто отделение неотложной медицинской помощи при ПМСП города Тараза и районных отделениях, а также заключены договоры аутсорсинга с мелкими поликлиниками города и районов.

В центральной станции СМП Жамбылской области размещен единый сall-центр на 12 пультов «103» для приема вызывов от населения всей области. Деятельность сall-центра ССМП регламентируется приказами центра ССМП Министерства здравоохранения Республики Казахстан, где определены правила по приему, обработке и передаче вызова.

С апреля 2019 года в работу диспетчерской службы Жамбылской области была введена стандартная операционная процедура «Алгоритм процедуры «удержание звонка» фельдшером-диспетчером по оказанию первой помощи пациенту до прибытия бригады СМП». «Удержание вызова» — это оказание дистанционной консультативной помощи пациенту (вызывающему) при жизнеугрожающих состояниях до приезда бригады СМП. Диспетчер сall-центра отправляет бригаду СМП на место вызова и одновременно по телефону, до приезда медицинских работников, дает рекомендации по оказанию первой помощи человеку, находящемуся рядом с пациентом.

В 2019 году международному стандарту «Стандартизация работы диспетчерской службы: внедрение системы контроля качества» и коммуникативным навыкам были обучены восемь старших врачей и 124 фельдшера по приему и передаче вызова. Благодаря своевременно проведенной процедуре «удержание звонка» и четкому инструктажу по телефону из критического состояния были выведены 11 детей с инородным телом в гортани, пять больных с инфарктом миокарда, шесть пациентов с судорогами, пять пациентов после механической асфиксии, благополучно родили 18 женщин, из них четверо с тазовым предлежанием плода.

В настоящее время в РК осуществлена модернизация СМП по непрерывному обучению сотрудников, включающая совершенствование СМП в соответствии с лучшими международными практиками. Первым этапом совершенствования системы непрерывного обучения сотрудников службы СМП стала подготовка инструкторов из числа сотрудников станции, имеющих большой клинической опыт. Сформированы Учебный совет и учебный кабинет в центральной базе ЖОССМП. После формирования пула сертифицированных инструкторов начато обучение сотрудников выездных бригад СМП со 100-процентным охватом. Также сотрудниками ЖОССМП в общеобразовательных учреждениях города и среди волонтеров с 2017 года регулярно проводятся мастер-классы по оказанию первой медицинской помощи при экстренных случаях.

В декабре 2020 года сотрудники ГКП на ПХВ «Жамбылская областная станция скорой медицинской помощи» проходили Национальную аккредитацию. Аккредитационная комиссия поставила высокую оценку деятельности Жамбылской областной станции. Стоит отметить, что эту процедуру организация проходит регулярно и с наилучшим результатом. Также по данным, предоставленным Национальным координационным центром экстренной медицины, по итогам 2022 года Жамбылская областная станция скорой медицинской помощи вошла в тройку лидеров среди всех областных и городских станций Республики Казахстан.

Венера БАЛКИБЕКОВА,
главный врач
Жамбылской областной станции скорой медицинской помощи

Комментарии закрыты.