The news is by your side.

Открытое сознание

Истинная вера поможет выбрать правильный путь

Казахстан — светское государство, в котором деятельность религиозных объединений регулируется законом. При этом деятельность некоторых экстремистских организаций и псевдорелигиозных течений запрещена.

Руководитель отдела центра исследования проблем религии акимата области Ерзат Жакыпов напомнил историю ислама, объединившего арабский мир и способствовавшего расцвету культуры и науки.

— После смерти Посланника Аллаха пророка Мухаммада ситуация изменилась. Арабский халифат распался, появились разные толкования Корана и хадисов, у ислама появились различные течения. При жизни пророка мусульмане придерживались только Корана и сунн, а после его кончины в зависимости от географии, национальности, расы и менталитета зарождались мазхабы, в том числе распространенный в Центральной Азии мазхаб Абу Ханифы. И отличие ханафитского мазхаба в том, что он учитывает традиции народов.

В XVIII веке Мухаммад Ибн Абд аль-Ваххаб написал книги «Три основы» и «Китабут-таухид», в которых противопоставил свое учение — ваххабизм — ханафитскому мазхабу. Эта политизированная религиозная идеология быстро распространилась в обществе, прежде всего потому, что соответствовала принципам народа Ибн Сауда. Со временем эта идеология радикализировалась, в ней были видны приметы национализма, — отмечает религиовед.

Ваххабиты напали на жителей Мекки и Медины. Пролилась кровь невинных мусульман. Но Мухаммад Ибн Абд аль-Ваххаб утверждал, что это священная война. Действия его последователей нанесли вред и мусульманам, и арабам. Отступничество ваххабитов от ислама, завещанного пророком, привело к тому, что мусульманское сообщество раскололось.

И сегодняшние последователи Ибн Абд аль-Ваххаба руководствуются его книгами и псевдонаучными трудами Шейх аль-Ислам Ибн Таймия, идеолога ваххабизма в XVIII веке. И те казахстанцы, которые вступали в ряды террористических групп в Сирии, Ираке и других странах, как раз вдохновлялись их книгами.

Ерзат Жакыпов считает, что отсутствие истинных знаний об установлениях ислама и привело к тому, что сознание некоторых молодых людей легко захватили пропагандисты псевдоучений из Интернета.

— Наша задача — разъяснять постулаты ислама и убеждать молодежь придерживаться завещанного предками пути, — говорит спикер. — Какой это путь? До принятия ислама кочевники поклонялись Тенгри — богу неба. В 751 году арабы одержали победу над империей Тан в Атлахской битве, и ислам быстро распространился в нашем обществе. В Великой степи ислам взаимодействует и сочетается с тюркской культурой и обычаями. К примеру, у нас запрещены браки до седьмого колена. У арабов этой традиции нет. У нас принято давать поминальный обед, потому что мы верим, пока не будет доволен усопший, не будет благополучия у живых. По незнанию некоторые сограждане приходят к отрицанию казахских обычаев, а затем и к радикализации сознания. Они следуют традициям арабов, видят их несоответствие обычаям своего народа и отказываются от культурного наследия предков. Они думают, что стать мусульманином — значит, стать арабом, и если в арабской стране идет война, то нужно помочь гражданам той страны как духовным собратьям. Этим заблуждением и объясняются имевшие место внезапные отъезды наших сограждан в Сирию и Иран и их участие в боевых действиях на территории других государств.

По мнению спикера, нужна масштабная просветительская работа. И не только для того, чтобы остановить тенденцию радикализации. Главное — довести до сознания молодежи духовную культуру, устои и веру наших предков, считает Ерзат Жакыпов.

Кадырали САПЫРБЕК

Комментарии закрыты.