The news is by your side.

Переход на новый уровень. Прошедшие выборы повысят участие казахстанцев в политической жизни страны

Прошедшие выборы повысят участие казахстанцев в политической жизни страны

В минувшее воскресенье в Казахстане впервые прошли выборы акимов пилотных районов и городов областного значения. В соответствии с полномочиями маслихаты областей утвердили перечень 42 районов и трех городов областного значения для проведения данных выборов. По данным ЦИК, было задействовано 1553 избирательных комиссий: 17 областных, три городских, 42 районных и 1491 участковых избирательных комиссий. Выборы прошли на альтернативной основе. В избирательные бюллетени были включены 125 кандидатов. Явка избирателей составила 62,79 процента. Своим мнением относительно прошедшей электоральной кампании поделились известные казахстанские политологи и мажилисмены.

 

Никита ШАТАЛОВ,
депутат Мажилиса Парламента РК, политолог:

— Первые в истории страны выборы акимов районов — важный этап реализации политических реформ Главы государства. Они должны повысить гражданское участие в политике, а с другой стороны — поспособствовать продолжению движения к децентрализации госуправления.

Корпус акимов всегда находится на передовой в коммуникации с гражданами и решении проблем. Как правило, качество жизни людей в целом зависит от работы «на земле» — от того, насколько тот или иной управленец хорошо справляется с задачами, как относится к бюджетным вложениям, работает с местными предпринимателями и так далее.

Избрание акимов самими гражданами — это в том числе инструмент повышения доверия граждан к власти и ее решениям. Аким, прошедший через электоральную кампанию, должен быть более ориентирован на удовлетворение запросов своих избирателей, а не вышестоящего начальства. С другой стороны, выборы — способ обновления государственной службы. За акимом придет его команда, частично обновится персонал, начнется приток новых идей и ценностей.

В отличие от выборов сельских акимов, когда большинство были выдвинуты партиями, в этот раз около 60 процентов — самовыдвиженцы. Но в то же время в выдвижении поучаствовали все семь зарегистрированных партий.

 

Жанар ТУЛИНДИНОВА,
исполнительный директор института парламентаризма:

— Пилотные выборы акимов районов и городов областного значения — еще один шаг по внедрению выборности глав местных исполнительных органов разных уровней.

На предыдущем этапе, начиная с 2021 года, состоялся переход к прямым выборам сельских акимов. За прошедший период были избраны 1700 акимов сельского уровня.

Очевидно, что результаты этого этапа реформ местного государственного управления, которые по прошествии двух с половиной лет уже можно оценить, были достаточно успешными, чтобы состоялся переход на следующий уровень.

Те риски и опасения, с которыми зачастую связывали откладывание перехода к выборности акимов, — потеря управляемости, противоречия и конфликты между уровнями гос­управления — оказались напрасными. Сбоя в системе взаимодействия акимов разного уровня не произошло, зато повысились подотчетность и ответственность глав местных администраций перед населением.

Нынешнюю кампанию по пилотным выборам акимов 42 районов и трех городов областного значения можно назвать успешной по такому критерию, как наличие конкуренции. В среднем она составляет три кандидата на одну позицию. Это опровергает расхожий тезис о политической пассивности и инертности населения в регионах.

Отмечу, что выборное законодательство позволяет назначать альтернативных кандидатов, если не будет обеспечена конкуренция. Тот факт, что к этой мере не пришлось прибегнуть, свидетельствует: казахстанское общество созрело для выборов акимов.

Еще одним хорошим показателем транспарентности и конкурентности выборной кампании является то, что большинство, а именно 95 из 164 зарегистрированных кандидатов — самовыдвиженцы. Это свидетельствует об отсутствии искусственных административных барьеров при выдвижении и регистрации кандидатов.

Наряду с внедрением выборности акимов сельского уровня, косвенными выборами глав регионов, переходом на смешанную и мажоритарную избирательную систему при голосовании за депутатов маслихатов выборность районных акимов служит таким задачам, как персонализация ответственности местной исполнительной и представительной власти перед населением, формирование культуры и традиции политической конкуренции, наконец, вовлечение граждан в процессы управления, основой чего является их возможность влиять на то, кто и как будет управлять населенным пунктом и территорией, где они проживают.

 

Данияр АШИМБАЕВ,
политолог:

— Первые прямые выборы акимов на самом деле имеют очень долгую предысторию. Реформы Президента Касым-Жомарта Токаева, как видим, направлены на последовательное расширение прямого участия населения в вопросах управления, обеспечение диалога и децентрализацию.

В 2021 году состоялись прямые выборы сельских акимов. В 2022-м был введен диалоговый и выездной форматы регулярных встреч акимов с населением и установлен принцип альтернативного согласования кандидатур акимов областей и мегаполисов. В 2023-м прошли выборы маслихатов по смешанной модели —
партийные списки плюс одномандатные округа. И теперь проходят прямые выборы акимов районов и городов областного значения.

Весь этот процесс сопровождается бюджетной и управленческой децентрализацией, призванной наделить уровень города, района, сельского округа оптимальными полномочиями, перенести центр принятия решений поближе к населению, бизнесу, местным проблемам.

Политика Президента, как уже не раз подчеркивалось, выстроена не на принципе «реформы ради реформ», а на здравом смысле и поэтапности процессов.

Вокруг прямых выборов акимов было сломано немало копий, и их проведение в части регионов позволит оценить те риски и перспективы, о которых много лет говорили политики и эксперты.

Ключевые моменты сейчас — это явка и итоги, которые покажут уровень заинтересованности населения и поддержку им действующего или нового корпуса акимов. Среди интересных факторов я бы обозначил то, что, во-первых, кандидаты от правящего политобъединения конкурируют с действующими акимами, а во-вторых, тот факт, что не везде кандидаты от партии Amanat были зарегистрированы.

Видно и противостояние местных элит между собой, а также межпартийная конкуренция (в ряде районов очень даже напряженная).

На следующем этапе встанет вопрос совершенствования межбюджетных отношений и дальнейшей децентрализации (это можно будет понять только при изучении опыта функционирования избранных акимов), развития местного самоуправления (проект МНЭ подвергнут сильной критике) и развития института маслихатов.

В общем, это очень важный день с точки зрения развития демократических институтов в Казахстане и поэтапной реализации реформ Главы государства.

«Казахстанская правда»

Комментарии закрыты.