The news is by your side.

Переселенцы

Обрели единственную Родину

Трагические события 30-х годов прошлого столетия затронули судьбы целых народов, миллионов людей, которые в один миг лишались своих домов, привычного уклада жизни, годами нажитого добра. Среди них были и представители азербайджанского народа, потомки которых сегодня проживают в Шуском районе. 

Всего было три этапа насильственного переселения азербайджанцев в Казахстан и республики Средней Азии.

Первый начался в 1929 году массовой коллективизацией, появилось множество раскулаченных. Именно они стали первыми вынужденными переселенцами.

Вторая волна пришлась на 1932 год. В район города Аральска власти насильно перевезли около 600 семей азербайджанцев, которых расселили на островах Аральского моря. После первой же зимы непривыкшие к лютым морозам люди стали умирать. Всего осталось около 200 (!) семей, которых вскоре перевезли в Кыргызстан, а также в села Масанчи, Жангипахта и другие населенные пункты. В то время здесь бушевал голод, люди умирали целыми аулами, имели место случаи каннибализма. Многие азербайджанцы бежали обратно на родину, однако там их снова ловили и сажали в тюрьмы за побег. Третья, самая большая волна репатриантов прибыла в Казахстан в 1937 году, когда массовые политические репрессии достигли своего апогея.

…До сих пор в памяти уже постаревших и поседевших свидетелей тех драматических событий вновь и вновь всплывают ужасные дни, когда их, словно скот, грузили в товарные вагоны и везли навстречу неизвестности. Ругие Мурадовой в далеком 1937 году исполнилось 15 лет, и по тем временам она считалась уже взрослой девушкой. По ее воспоминаниям, все произошло внезапно: приехали люди в военной форме и приказали быстро складывать вещи и собираться в дорогу. Никто не знал причины спешки и того, куда их повезут. Сначала говорили, что их направляют в Алма-Ату, затем прошел слух, что их собираются утопить в Каспийском море. Люди метались в панике, пытались спрятать детей у родственников, соседей, чтобы спасти их от возможной и скорой гибели. Надо сказать, что вывозили далеко не всех, переселению подлежали только выходцы из зажиточных семей, представители интеллигенции, аристократии, то есть элита нации, те, кто подлежал ликвидации как класс, что вполне укладывалось в политику большевиков.

Погрузив людей в машины, их перевезли в другой район, где держали в течение 10 дней. За это время сюда собрали «неблагонадежных» со всего юга Азербайджана. Затем всех погрузили в товарные вагоны — в каждом находилось по пять семей. Через десять дней тяжелого пути сделали остановку в Красноводске, где позволили помыться, провели дезинфекцию состава. Затем снова был многодневный путь, долгий и изматывающий. В дороге умирали прежде всего старики и маленькие дети, которых даже не давали хоронить. Сколько тел было просто выброшено из вагонов солдатами охраны, одному Богу известно, даже несмотря на то, что родственники старались спрятать умерших, чтобы по прибытии на место предать их земле согласно традициям.

Привезли их в пустынную местность, где проживало несколько казахских семей. Приезжих расселили в эти семьи, дали немного отдохнуть с дороги. Затем всех мужчин отправили на производство кирпичей, а женщин — на хлопковые поля, которые тогда возделывались в Шуском районе. Несмотря на то что теперь их вполне сносно кормили, дети продолжали умирать. Лишь единицы смогли пережить свалившийся на их головы ужас.

…Со временем жизнь стала налаживаться, переселенцы вступили в колхоз «Новый путь». Ругия вышла замуж за Черкеса Мурадова, который впоследствии стал Героем Социалистического Труда. Вместе с ним они дали жизнь 15 детям, подарившим им много внуков и правнуков. Они считают Казахстан своей единственной Родиной.

Для семьи Идаята Гулиева, родившегося в 1923 году в селе Эрнадыр Зангиланского района Азербайджана, мир рухнул в 1934 году, когда их раскулачили в числе других 70 зажиточных семей. Глав семей заперли в камере смертников, однако его отец сумел бежать и долгое время жил в лесу на нелегальном положении. В то время граница с Ираном еще не охранялась, поэтому люди легко могли переходить из одной страны в другую.

— Отец решил вывезти семью, но жена и дети отказались покидать Родину. Возможно, зря, так как однажды всех внезапно согнали в здание милиции, а затем на автомашинах перевезли в село Корячино. Было это в 1937 году. После этого переправили в кировабадскую тюрьму, куда собирали переселенцев со всего Кавказа. Сколько они там пробыли, уже точно не помню, однако запомнил, как всех погрузили в вагоны, где в центре была установлена железная бочка, переделанная под печку. Изнурительный путь продолжался несколько дней, после чего нас привезли в село Чулак-Курган Сузакского района. Там расселили по казахским семьям, стали выдавать продукты. По истечении времени переселенцам позволили открыть азербайджанскую школу, — вспоминает аксакал Идаят.

— Когда началась Великая Отечественная война, азербайджанцев, как и других репрессированных, не брали в действующую армию. Лишь только в 1943 году их стали призывать в так называемую трудовую армию, занимавшуюся вспомогательными функциями. А в 1948 году их привезли в Шуский район, созвали руководителей колхозов нашего района, которые забрали с собой столько людей, сколько требовалось их хозяйствам. Большинство попали в села Жанажол, Мойынкум, Конаев, где сегодня проживает большая часть представителей азербайджанского этноса. Обретя здесь свой новый дом, свою новую родину, азербайджанцы внесли большой вклад в развитие района, многие из них удостоены высокого звания Героя Социалистического Труда, награждены государственными наградами, — сказал аким Жанажолского сельского округа Жапаркул Тажиев.

— Азербайджанское этнокультурное объединение принимает самое активное участие в жизни нашего региона, вносит весомый вклад в укрепление межэтнического и межконфессио-нального согласия в обществе. Тяжелые испытания не сломили их, не сделали жестокими или мстительными. События тех лет нужно помнить не для того, чтобы иметь повод для обвинений или демаршей, а для того, чтобы они больше никогда не повторились, — отметил заместитель акима Шуского района Ербол Аймамбетов.

И так считает каждый из тех, кто собственными глазами видел трагедию своего народа, кто с молоком матери впитал в себя горечь утраты родной земли. Эту память нам нужно передать следующим поколениям, вне зависимости от национальной, религиозной и социальной принадлежности.

Нуржан КАДЫРБЕКОВ

Комментарии закрыты.