The news is by your side.

Пересмотреть подходы. Перспективы развития энергетического сектора Казахстана

Перспективы развития энергетического сектора Казахстана

Со следующего года Евросоюз — один из главных торговых партнеров Казахстана — планирует ввести так называемый «углеродный налог» для поставщиков нефти. Для них будут установлены лимиты на выбросы парниковых газов. Как эти и другие планы ЕС по декарбонизации экономик могут повлиять на нашу страну, рассказал эксперт в энергетике, политолог Алмаз Абилдаев.

— Алмаз, для чего Европе нужен этот налог? Какими будут его последствия для Казахстана?

— За последние несколько лет по ряду причин у Евросоюза появилась возможность уйти от зависимости от основных поставщиков энергоресурсов. Вот он и повел энергетическую политику в нужном для него направлении. Казахстану опять отведена роль поставщика сырья, природного газа и, возможно, в будущем водорода. Будет ли это взаимовыгодным сотрудничеством, думаю, во многом зависит от прагматично выстроенной работы нашей страны с ЕС в плане энергетического сотрудничества, и от того, каков будет этот диалог.

Введение «углеродного налога», во-первых, повлияет на конкурентоспособность нашей нефти на рынках Евросоюза, во-вторых, уменьшит прибыль от продаваемого сырья. Пока хорошо то, что западная промышленность нуждается в сортах нефти, поставляемых нами. Из них выпускают дизтопливо, масла и другую продукцию, для производства которой непригодна легкая нефть. Но при этом страны Евросоюза не отказываются и от природного газа. И многие даже, наоборот, переходят с нефти на газ. Это может привести к резкому сокращению добычи сырья нефтяными компаниями, работающими на наших месторождениях, по вполне объективной причине — отсутствие гарантии его реализации.

Новая стратегия ЕС — не потреблять нефть, уголь вообще, отказаться от них к 2050 году. Уже к 2025 году планируется покупать нефть с низким содержанием серы. У нас же высокосернистая нефть. Чтобы удалить из нее серу, потребуются дополнительные затраты, что непременно отра­зится на себестоимости. Поэтому сегодня Казахстану нужна новая энергетическая стратегия с учетом покупательской способности на ближайшие пять лет.

— Что Вы предлагаете включить в эту стратегию?

— Надо срочно начинать разведку и добычу газа. У нас газ не добывается национальным оператором, а закупается у нед­ропользователей. А это уязвимость. Следует немедленно начать разведку новых месторождений газа по всей стране и делать это согласно условиям Парижского соглашения по климату, участником которого Казахстан является с 2015 года, для уменьшения выброса углекислого газа в атмосферу.

Надо серьезно заниматься геологоразведочными работами. А это процесс очень длительный, займет не менее 10 — 15 лет. Если мы теряем в нефти, значит, надо быстро среагировать, перестроившись на добычу другого сырья, в том числе редкоземельных металлов (никель, алюминий, литий и другие), востребованных при создании инфраструктуры для «зеленых» экономик.

Надо увеличить роль национальных компаний, занятых в газовой отрасли, обратить внимание на атомную энергетику с учетом возможностей реакторов четвертого и пятого поколения, и, наконец, нужны государственные инвестиции в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Если страны Организации экономического сотрудничества и развития откажутся от нефти, мы должны развивать нефтехимическую отрасль. Продукты нефтехимии по-прежнему будут востребованы при производстве автомобилей, каучука, в медицине. Если к 2030 году внутри страны будет большой излишек нефти, которую мы не сможем реализовать за рубеж, надо строить нефтехимические заводы и модернизировать имеющиеся с учетом производства бензина класса экологичности «Евро-6», «Евро-7». Новая тяжелая техника нуждается в современном дизтопливе. Если мы будем отставать в переработке сырья от России, Беларуси, то в будущем они «зальют» нас керосином, дизтопливом и бензином, геолого-разведывательными работами.

Перспектив в энергетике Казахстана больше, чем проб­лем. Государству нужно раскрыть потенциал сначала в обеспечении собственной энергетической безопасности, затем идти на интеграционные проекты с ближним и дальним зарубежьем. Если усиливается конкуренция за рынки Запада, то надо обратить внимание на Азию, Индию, где население растет сверхактивно, как и потребление энергоресурсов.

— Сегодня в информационном поле поднимается все больше экологических проблем как глобального, так и локального масштаба. Исключением не стал и Казахстан. Граждане нашей страны постепенно осознают, что им тоже есть о чем беспокоиться. К примеру, по индексу загрязнения за 2020 год республика занимала 26-ю строчку из 110 стран мира. Индекс загрязнения у нас составляет 75,15. Как Вы думаете, экоактивизм пришел к нам надолго? И что надо делать государству, чтобы не выпасть из экологической повестки?

— Внимание казахстанской общественности к экологическим вопросам сегодня более чем оправдано и будет лишь усиливаться под влиянием глобального тренда защиты окружающей среды. С каждым годом растет число волонтеров и активистов, которые призывают людей бережно относиться к природе, а государство —
соблюдать международные нормы по токсичным выбросам в атмосферу, загрязнениям водоемов.

Что касается практических шагов Казахстана в сторону экологической повестки, считаю, что необходимо ускорить работу по утилизации накопленных отходов. Тем более что некоторые южнокорейские и немецкие компании, имеющие опыт в этом направлении, заинтересованы в строительстве у нас в стране мусороперерабатывающих заводов, попутно производящих электроэнергию. По моим сведениям, ведутся переговоры с акиматами Шымкента и Тараза. Думаю, что выбор этих регионов не случаен. Они являются энергодефицитными в отличие от других областей страны, где имеется профицит электроэнергии, а плотность населения невысокая. Здесь еще можно обойтись полигонами. Остается надеяться на гибкость властей южных регионов, благодаря чему в республике, наконец-то, будут реализованы международные экологические инновационные проекты.

Темирлан КУСПАЕВ

Комментарии закрыты.