The news is by your side.

Первые шаги. Социальные предприниматели помогут себе и землякам

Социальные предприниматели помогут себе и землякам

Понятие «социальное предпринимательство» узаконено в Казахстане.

Летом прошлого года принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам предпринимательства, социального предпринимательства и обязательного социального медицинского страхования».

Впервые на законодательном уровне было введено понятие «социальное предпринимательство», которое трактуется как предпринимательская деятельность субъектов социального предпринимательства, способствующая решению социальных проблем граждан и общества. Также законодательно закреплены три основные задачи социального предпринимательства: решение социальных проблем, в том числе путем внедрения социальных инноваций и содействия в оказании социальных услуг; содействие в обеспеченности занятости социально уязвимых слоев населения и создания для них равных с другими гражданами возможностей для участия в общественно полезной деятельности; продвижение на рынок производимых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг субъектами соцпредпринимательства.

Для того, чтобы быть социаль­ным предпринимателем, в штате компании должны быть представители социально
уязвимых слоев населения. Так, определен перечень из девяти категорий социально уязвимых слоев населения, на которых направлена деятельность субъектов социального предпринимательства.

Большим подспорьем для социальных предпринимателей станут меры господдержки, в том числе финансовая и информационная, предоставление в аренду государственного имущества на льготных условиях, грантов.

Предусмотрены и налоговые льготы. Это право на уменьшение налогооблагаемого дохода в размере произведенных расходов на оплату обучения (повышения квалификации) работников из социально
уязвимых слоев населения, но не более 120-кратного размера месячного расчетного показателя, а также налог на имущество будет начисляться по ставке 0,5 процента.

По данным Министерства финансов, около 100 субъектов предпринимательства, чья деятельность социально направлена, уже пользуются льготным налогообложением.

Реестр субъектов социального предпринимательства будет утверждаться уполномоченным органом по предпринимательству на основании тех сведений, которые будут предоставляться местными исполнительными органами по итогам рассмотрения специальными комиссиями. Комиссии будут состоять из представителей госорганов, профсоюзов, общественности и НПП «Атамекен».

В течение года социальные предприниматели, которые войдут в этот реестр, не могут быть из него исключены. Но для того, чтобы оставаться в дальнейшем субъектом социального предпринимательства, необходимо будет подтверждать этот статус.

В Предпринимательском кодексе официально появилась отдельная глава под названием
«Социальное предпринимательство». В Министерстве национальной экономики разработали Правила ведения реестра субъектов социального предпринимательства.

В данном реестре будет информация о каждом социальном предпринимателе; в том числе о юридических лицах: БИН; наименование, организационно-правовая форма и дата регистрации юридического лица; юридический адрес (место нахождения); дата внесения в реестр; категория субъек­та социального предпринимательства; об индивидуальных предпринимателях: ИИН; фамилия, имя и отчество, в случае его наличия, и (или) наименование индивидуального предпринимателя; юридический адрес (место нахождения); дата внесения в реестр; категория субъекта социального предпринимательства.

Реестр социальных предпринимателей будет размещен на интернет-ресурсе уполномоченного органа, то есть управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития.

Субъекты социального предпринимательства разделены на четыре категории.

Так, субъекты первой категории способствуют занятости следующих категорий граждан: инвалиды; родители и другие законные представители, воспитывающие ребенка-инвалида; пенсионеры и граждане предпенсионного возраста (в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на пенсионные выплаты по возрасту); воспитанники детских деревень и выпускники детских домов, школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — в возрасте до 29 лет; лица, освобожденные от отбывания наказания из учреждений уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы, в течение 12 месяцев после освобождения; лица без определенного места жительства; родители и другие законные представители, относящиеся к малообеспеченным, многодетным или неполным семьям, а также многодетные матери, награжденные подвесками «Алтын алқа», «Күміс алқа» или получившие ранее звание «Мать-героиня», а также награжденные орденами «Материнская слава» I и II степени; лица, прошедшие медико-социальную реабилитацию наркологических больных или лечение зависимости от психоактивных веществ, — в течение 12 месяцев после проведения реабилитации или лечения; кандасы.

При этом представителей этих групп населения в штате предприятия должно быть не меньше половины.

Субъекты второй категории способствуют реализации производимых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг граждан из числа вышеперечисленных категорий.

Субъекты третьей категории осуществляют деятельность по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, предназначенных для инвалидов, чтобы создать для них условия, позволяющие преодолеть или компенсировать ограничения их жизнедеятельности, а также предназначенных для других лиц, указанных выше, для создания равных с другими гражданами возможностей для участия в общественно полезной деятельности.

Субъекты четвертой категории осуществляют деятельность: по оказанию психолого-педагогических и иных услуг, направленных на укрепление семьи, обеспечение семейного воспитания детей и поддержку материнства и детства; по организации отдыха и оздоровления детей; по реализации общеобразовательных учебных программ дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего, общего среднего образования, образовательных программ технического и профессионального образования; по оказанию психолого-педагогической поддержки детям с ограниченными возможностями, медицинской и социальной помощи обучающимся и воспитанникам, испытывающим трудности в освоении учебных программ основного среднего и общего среднего образования, развитии и социальной адаптации и другие.

Формирование реестра осуществляется уполномоченным органом по предпринимательству на основании сведений, представленных местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения и столицы по итогам рассмотрения специальной комиссией.

Как отмечают в министерстве, субъекты социального предпринимательства обращаются в акиматы о включении в реестр с заявлением на добровольной основе.

Поскольку социальное предпринимательство — новый бизнес-институт, у предпринимателей сегодня возникают вопросы о том, как он будет выстраиваться.

В связи с этим многие предлагают Правительству разработать дорожную карту по реализации социального предпринимательства.

Кроме того, предприниматели говорят о необходимости подготовки тренеров по обучению ведению социального бизнеса, создании Школы социального предпринимательства, разработки комплекса мероприятий по реализации законопроекта.

Учитывая новизну проекта, его участников ожидает множество подводных камней, поэтому следует детально разобраться в правилах вхождения в Реестр субъектов социального предпринимательства. А главное, необходимо довести до предпринимателей, какие льготы и преференции ожидают их в случае вхождения в реестр.

В рамках законопроекта были проработаны основные направления, связанные с предоставлением льгот на помещение от государства, кредитование по льготной ставке, налоговые послабления, оказание содействия в сбыте, информационное оповещение, обучение и предоставление грантов. Но бизнесмены отмечают, что подзаконных актов, регулирующих предоставление таких льгот, они не знают. Поэтому непонятно, каким образом будут предоставляться заявленные послабления и льготы.

На сегодня в Казахстане действуют около 500 социальных предпринимателей, 70 процентов которых до сих пор функционировали в форме общественных фондов. Однако новый законопроект нацелен лишь на индивидуальных предпринимателей и ТОО, поэтому, как будут подавать заявку на вхождение в реестр неправительственные организации, пока большой вопрос.

Объективно говоря, продуктивность труда людей с ограниченными возможностями почти вдвое ниже, чем у людей без ограничений по здоровью, они менее конкурентоспособны по сравнению со средним и крупным бизнесом. В этой связи процедура вхождения в реестр и получения льгот должна быть максимально доступной и не повлечь за собой финансовых затрат типа лицензирования деятельности и сертификации происхождения товаров, считают многие бизнесмены.

— Помимо того, что существуют четыре категории социальных предпринимателей, там есть очень важное требование — чтобы 50 процентов от чистой прибыли предприятия уходило на решение той или иной социальной задачи, которая должна быть прописана в уставе социального предприятия (чего у многих социальных предпринимателей сейчас нет), а также должны быть подтверждающие документы. Да, предприниматель оказывал помощь, участвовал в благотворительности, но это не учтено никак, и это не прописано в законодательстве! Думаю, надо доработать требования к подаче документов — это очень важно, — считает предприниматель Лилия Мамбурова.

Подготовила
Айгуль МАХМУДОВА

Комментарии закрыты.