The news is by your side.

Пиковая ситуация. Проблемы пассажирского транспорта решаются, но медленно

Проблемы пассажирского транспорта решаются, но медленно

Услугами городского общественного транспорта пользуются практически все жители и гости областного центра. И у многих пассажиров после поездки из пункта А в пункт Б остаются незабываемые впечатления. Особенно в час пик. Именно об этом говорилось в ходе расширенного заседания Таразского городского общественного совета с участием акима города Бакытжана Орынбекова.

В обсуждении приняли участие руководители предприятий-перевозчиков, городских управлений и представители общественности. А говорить было о чем.

По словам исполняющего обязанности руководителя отдела жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Габита Алтаева, в настоящее время в сфере общественных пассажирских перевозок в Таразе действуют девять перевозчиков. На 34 маршрутах задействованы 349 автобусов, 153 из них — дизельные, китайского производства. Также в автопарках имеются российские ПАЗы (172 единицы), работающие на газе, еще 15 автобусов этой марки заправляются бензином. Почти половина автобусов эксплуатируются менее трех лет (166 единиц, 48,8 процента). Менее пяти лет на линиях находятся 90 автобусов (26,5 процента). Более пяти-семи лет используются 84 автобуса (24,7 процента).

Из девяти перевозчиков шесть — частники.

— Следует отметить, что до пандемии коронавируса в городе было 42 маршрута общественного транспорта, на которые выходили 430 автобусов, — добавил Г. Алтаев.

Он отметил, что с 2019 года в автопарки поставлено 154 новых автобуса. Что касается объемов субсидий, то в 2022 году перевозчики получили их с учетом деятельности системы Е-билетирования. К примеру, ТОО «Аулиеататранспасс» получило 634,5 миллиона тенге, ТОО «City bus» — 229,8 миллиона тенге, ТОО «Smart City Service» — 102,5 миллиона тенге, а ТОО «СапарТранс-2012» — 101,5 миллиона тенге.

Обращается внимание и на соблюдение правил перевозок пассажиров и багажа общественным транспортом.

— С начала 2022 года перевозчикам, не выполнившим полностью рейсы, не соблюдающим графики движения, скоростной режим при осуществлении перевозок, выданы 92 предупреждающих письма: ТОО «Аулиеататранспасс» получило 20 предупреждений, ТОО «Таразский автобусный парк № 1» — 16, ТОО «СапарТранс-2012» — 15, ТОО «ТаразТрансМоторс» — 12, ТОО «Саяхат-99» — 18, ТОО «ДамРус» — шесть, ТОО «ТаразПассТранс» — пять. В ходе совместных рейдов со специалистами контрольно-ревизионной службы и отдела, подведомственных ТОО «Центральная диспетчерская служба», в отношении водителей и пассажиров был составлен в общей сложности 5981 акт. В частности, некоторые водители проезжали мимо остановок, в автобусах были отключены валидатор либо ручной терминал приема оплаты за проезд. Водители не выдают билеты при оплате проезда наличными. То же самое касается, если проезд оплачивается через систему Kaspi Gold. Общий объем наложенных штрафов составил 2,4 миллиона тенге (1,9 миллиона — на пассажиров, 461 тысяча тенге — на водителей), — рассказал Г. Алтаев.

Об итогах мониторинга работы общественного транспорта проинформировал председатель комиссии общественного совета по вопросам развития строительства, энергетики, инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства общественного совета Рахманкул Байтелиев.

По его словам, 2 декабря 2020 года Таразский городской общественный совет проводил расширенное заседание, на котором рассматривалось состояние организации пассажирских перевозок общественным транспортом. Главной целью общественного совета было привлечь внимание властей к этим актуальным и острым вопросам. Тогда на маршрутах в основном эксплуатировались малоемкие, старые микроавтобусы. При этом большая часть руководителей предприятий-перевозчиков не предпринимала никаких усилий по обновлению автопарков.

— В конце 2020 года автопредприятия в связи с пандемией переживали не самый лучший период. Тогда они попросили поднять стоимость проезда в общественном транспорте с 65 до 85 тенге. После долгих раздумий им пошли навстречу. Однако нельзя сказать, что после повышения оплаты за проезд качество услуг общественного транспорта улучшилось. Напротив, по мнению большинства горожан, стало еще хуже. И ситуация, судя по недавнему мониторингу данной сферы, мало изменилась, — констатировал Р. Байтелиев.

Он обратил внимание и на то, что из 340 автобусов, задействованных в общественных пассажирских перевозках, 279 находятся в частной собственности, а остальные — арендованные. Рахманкул Байтелиев назвал предприятия, которые за последние 10 лет не приобрели ни одного нового автобуса. Это ТОО «Саяхат-99», «ДамРус», «ТаразПассТранс», «ArsenTransCompany».

— Как они получили разрешение на такую ответственную работу, кто их поддерживает? — спросил докладчик. — Почему бы не расторгнуть договоры с такими предпринимателями и не сгруппировать принадлежащие им маршруты с передачей одной конкурентоспособной компании? К тому же ТОО «ДамРус», «CityBus» и «ArsenTransCompany» не имеют собственной производственной технической базы и по договору используют помещения других предприятий.

Далее Рахманкул Байтелиев подробно изложил все проблемы, имеющиеся в сфере городского общественного транспорта. Это и культура поведения водителей, нехватка автобусов на маршрутах в часы пик, их полное отсутствие в вечернее время, несмотря на то, что общественный транспорт должен работать до 22.00, а на некоторых маршрутах — до полуночи, дефицит водителей, непонятная система распределения субсидий между предприятиями-перевозчиками. Кроме того, водители позволяют себе переоборудование салонов автобусов, убирая «лишние», по их мнению, пассажирские сиденья.

Предполагалось, что на заданные присутствующим руководителям компаний-перевозчиков прямые вопросы последуют столь же честные ответы. Однако руководители автопредприятий и представители местных исполнительных органов отделались краткими высказываниями и обещанием исправиться в кратчайшие сроки.

— Думаю, что сегодня все, кто имеет отношение к работе общественного транспорта, сделают правильные выводы из услышанного. Мы постарались предельно ясно изложить все проблемы, которые копились в данной сфере не один год. Понятно, что в одночасье их не решить. Но в этом направлении уже сделаны первые шаги, и работу необходимо продолжить, чтобы навести порядок в этом сложном хозяйстве, — резюмировал председатель городского общественного совета Сембек Сейдазимов.

Выступивший в завершение заседания Бакытжан Орынбеков не скрывал наличия недостатков в работе общественного транспорта.

— Все поднятые сегодня вопросы весьма актуальны. Особенно беспокоит жителей недостаточное количество автобусов. В настоящее время в областном центре имеется потребность в 200 автобусах. Их мы планируем приобрести в ближайшие три года. Таким образом, насущная проблема будет решена. Также, учитывая экологическую ситуацию в городе, все прибывающие автобусы будут работать на газе. Уже строится газозаправочная станция. Ожидается, что строительные работы будут завершены в марте. В вопросе распределения субсидий немало проблем. Их мы будем решать вместе с вами, — по­обещал аким города.

Людмила МЕЛЬНИК

Комментарии закрыты.