The news is by your side.

Планы в действии

image description

Эксперты обсудили перспективы низкоуглеродного развития

Одной из задач международного форума «Центральноазиатские страны на пути к низкоуглеродному будущему», который состоялся в Алматы, было придать новый импульс для реализации «Соглашения мэров — Восток», инициированного Евросоюзом. Собравшиеся активно продвигали идеи устойчивых городов и поднимали проблемы, связанные с трудностями по их реализации. Тараз является подписантом соглашения, и он единственный город в Казахстане, чей план действий по снижению выбросов был одобрен исследовательским центром ЕС в Италии. 

Инициатива Европейского союза «Соглашение мэров» объединяет местные, региональные и национальные органы власти в выполнении взятых на себя обязательств по сокращению выбросов углекислого газа не менее чем на 20 процентов к 2020 году путем вклада в развитие «зеленой» экономики и улучшения качества жизни населения. Оно основывается на добровольных обязательствах сторон-подписантов соглашения достичь 20-процентного снижения энергопотребления (за счет увеличения энергоэффективности и устранения потерь энергии). Документом также предусматривается увеличение доли возобновляемых источников энергии в энергобалансе на 20 процентов и снижение эмиссий углекислого газа на местной территории тоже на 20 процентов.

— Увы, темпы выполнения обязательств по соглашению пока что медленнее, чем хотелось бы, — признался председатель правления национальной палаты ЖКХ Республики Казахстан Толеутай Рахимбеков.- Одна из проблем заключается в том, что соглашение подписывает один аким, а потом на его место приходит другой, который не настроен дальше двигаться к заданным целям. У нас очень редки случаи преемственности в подобных делах. Для наших регионов в этом соглашении важнее всего доступ к информации, технологиям, возможность разработать качественные планы действий по устойчивому энергетическому развитию городов по лучшим европейским стандартам. По сути, соглашение перекликается с нацио-нальной программой «Энергосбережение-2020» и Законом «Об энергоэффективности и энерго-сбережении».

Цели соглашения также перекликаются с программой перехода к «зеленой» экономике с 2013 по 2020 год в Казахстане, утвержденной Правительством страны.

— Документ предполагает снижение энергоемкости валового внутреннего продукта республики от уровня 2010 года на 10 процентов по отношению к текущему году, к 2020 году — на 25 процентов, еще через десятилетие — на 30, а к середине века — на 50 процентов. Доля в выработке электроэнергии солнечными и ветряными электростанциями к 2020 году должна составить три процента от общего объема, к 2030-му — около 10 процентов, к 2050-му — 50 процентов от всех возобновляемых и альтернативных источников энергии страны. Это должно способствовать сокращению выбросов парниковых газов, — говорит директор департамента по ВИЭ Министерства энергетики Республики Казахстан Айнур Соспанова.

— Седьмое направление государственной программы «Энергосбережение-2020» касается энергоэффективного освещения. В рамках этого документа предусматривается внесение изменений в нормативно-правовые акты, санитарные и строительные нормы и правила, касающиеся вопросов использования ламп накаливания и внедрения светодиодного освещения, — рассказывает менеджер проекта «Продвижение энергоэффективного освещения в Республике Казахстан» Программы развития Организации Объединенных Наций и Глобального экологического фонда (ПРООН/ГЭФ) Сырым Нургалиев. — Внедрение светодиодных ламп позволит экономить до 60 процентов затрат на оплату освещения. Надо сказать, что срок эксплуатации светодиодных ламп больше, чем других. Но здесь нужно учитывать, что на казахстанский рынок попадает осветительная продукция, собранная «на коленках», поэтому нужно внедрять контроль ее качества и процедуру верификации. Также необходимо разработать рекомендации с критериями по госзакупкам светодиодного оборудования.

Например, при закупе одним из критериев в техническом задании необходимо указывать, чтобы светильники давали световой поток не менее 13 — 15 тысяч люмен (лм), для освещения в селах хватит 9 — 10 тысяч лм, тогда до дорожного покрытия будет доходить световой поток в 20 люксов — необходимый норматив.

Менеджер проекта обращает внимание на характерную проблему в уличном освещении:

— Светильники нередко устанавливаются так, что между ними остаются темные пятна. Когда водитель едет по неравномерно освещенной улице, у него зрачки глаз то расширяются, то сужаются, возникает эффект стробоскопа, и поэтому он просто может не заметить пешехода. А нужно, чтобы световой поток одного светильника перекрывался световым потоком другого.

Анализ ситуации на рынке показывает, что светодиодные лампочки с каждым годом становятся дешевле. Если еще пять лет назад один такой светильник (аналог 100-ваттной лампе накаливания) стоил около 100 долларов, то сейчас его можно купить за 1000 — 1200 тенге. Такая же по техническим характеристикам компактная люминесцентная лампа стоит 700 — 800 тенге. Но она после отработки относится к первому классу опасных отходов из-за содержащихся в ней паров ртути. И подобная продукция требует дополнительных затрат на утилизацию в специальных условиях.

На сегодняшний день в Казахстане нет еще стандартов и нормативов для светодиодной продукции.

— Они разрабатываются в рамках Таможенного союза, но согласуются уже три года, потому что как только заканчиваются согласовательные процедуры, страны ЕС принимают новые стандарты, которых мы тоже хотим придерживаться. И все начинается сначала. Но я надеюсь, что к 2017 году мы все-таки примем стандарты, которые будут обязательными для всех импортеров и производителей, — комментирует Сырым Нургалиев.

Но тут возникнет законный вопрос: кто будет их контролировать?

— Казахстану потребуются испытательные лаборатории. У нас пара таких есть, однако им нужно пройти аккредитацию. Думаю, со временем так и произойдет. Пока же ПРООН/ГЭФ вместе с Комитетом по техническому регулированию и метрологии Министерства инвестиций и развития Республики Казахстан разработал добровольные стандарты для производителей светодиодной продукции, которые в ближайшее время вступят в силу. И если фирмы хотят себя позиционировать как предприятия, выпускающие качественную продукцию, то могут придерживаться этих добровольных стандартов и тем самым повышать свою конкурентоспособность на рынке, — пояснил С. Нургалиев. (Напомним, что такую продукцию производит ТОО «Энерджи-Тараз». — Прим. автора.)

Ключевой эксперт «Соглашения мэров — Восток» Татьяна Шакирова подняла проблему мотивации низкоуглеродного развития. Она привела в пример ситуацию в бюджетных организациях:

— У директоров государственных учреждений образования нет стимула заниматься вопросами энергосбережения, потому что из-за образующейся экономии средств на следующий год им урезают бюджет. Я считаю, что если учреждение сэкономило даже 300 долларов, нужно ему оставлять их на развитие материальной базы.

По словам Толеутая Рахимбекова, в Украине половину сэкономленных средств в бюджетных организациях по существующему законодательству можно направлять на развитие материальной базы.

Председатель правления национальной палаты ЖКХ обращает внимание на то, что в учебных заведениях часто пренебрегают уровнем освещенности классов.

— По санитарным нормам он должен быть не менее 400 люксов, а у доски от 500 и более. Реально у нас в классах в среднем световой поток около 100 — 130 люксов, бывает даже меньше 50. В результате если в первом классе у нас один процент детей с проблемами зрения, то в выпускном уже процентов сорок. Светодиодные лампы при экономии энергии способны давать нормативное освещение, — утверждает он.

Это лишь небольшая часть того, что обсуждалось на форуме. К сожалению, таразские власти уже второй раз пропускают встречи подобного рода, хотя приглашаются на них. И совершенно напрасно, потому что именно здесь инвесторы предлагают свою помощь для запуска проектов, реализация которых приблизила бы участников соглашения к достижению намеченных целей по сокращению выбросов парниковых газов и улучшению качества жизни горожан.

Елена ЕФИМОВА,
коллаж Владимира КИМА

1 Комментарий
  1. Рауф говорит

    Спасибо автору! Это одна из редких публикаций, которые действительно интересно читать, и из которых что-то узнаешь для себя.. Например, то, что возможности для привлечения в город больших инвестиций совершенно не интересуют руководство администрации города, что следует обязательно проконтролировать в школах области ситуацию с освещенностью и что есть, видимо, светлые головы и среди наших таразских чиновников, иначе, как бы мог Тараз оказаться первым городом, план которого прошел все непростые инстанции по утверждению?

Комментарии закрыты.