The news is by your side.

По какой идём дороге. В приоритете — качество

В приоритете качество

Во время встреч с представителями исполнительной власти, которые стали проводиться чаще, жители Тараза и сельских населенных пунктов области не устают говорить о состоянии дорог. Понять людей можно — чтобы жить в селе, нужен автотранспорт, для которого необходима не разбитая грунтовка, а полноценная автострада.

В последние годы ситуация улучшается. Ежегодно в селах увеличивается количество заасфальтированных улиц. Летом проводится капитальный ремонт на наиболее разбитых, а порой и не очень, участках межпоселковых дорог. В городе тоже уделяется внимание состоянию проезжей части магистральных и квартальных улиц. Но все равно в адрес дорожных служб еще много нареканий.

Как налажена работа по улучшению состояния дорог в регионе, а также о других направлениях деятельности мы поговорили с руководителем управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата области Бахытжаном Жанибековым.

— Говорят, можно бесконечно долго смотреть, как горит огонь, течет вода и… ремонтируются дороги. Бахытжан Оразалиевич, как сегодня выглядит дорожная инфраструктура региона?

— Общая сеть дорог в области составляет 10038 километров, из них 4376 километров приходится на дороги местного значения, 5662 километра — это улицы населенных пунк­тов. Протяженность автодорог республиканского значения составляет 1198 километров, областного — 1756 и местного — 1383 километра. В 2022 году на содержание и ремонт автодорог из республиканского и местных бюджетов выделено 16,2 миллиарда тенге, из них 8,3 миллиарда тенге — из республиканского, 7,9 миллиарда — из местных бюджетов. В текущем году запланировано провести реконструкцию на 9,4 километра и средний ремонт на 605,2 километра дорог. В том числе будут приведены в порядок 194,1 километра дорог областного значения, 53,6 километра дорог районного значения, 357,5 километра улиц населенных пунктов. Всего в нынешнем ремонтном сезоне реализуются 252 проекта, в том числе по программе «Нұрлы жол» — 28 проектов (194,1 километра), по проекту «Ауыл — ел бесігі» — 77 (169 километров), по программе развития регионов до 2025 года — два проекта (9,4 километра). На средства из местных бюджетов реализуются 145 проектов (196,3 километра).

Что касается содержания дорог в целях обеспечения безопасности дорожного движения, то на это выделено более одного миллиарда тенге. Проведен ямочный ремонт на дорожном покрытии площадью 72042 квадратных метра. Установлены 1152 дорожных знака, 16 баннеров с информацией по профилактике аварий, 204 сигнальных столба на проезжей части, 640 устройств снижения скорости. На 2150 километрах нанесена дорожная разметка, на 106 квадратных метрах размещены шумовые полосы. На 13522 километрах автодорог ведутся работы по выравниванию обочин грейдером, кроме того, устраняются вздутия на дорожном покрытии, осуществляется вспашка противопожарных минерализованных полос на площади 224,2 гектара. Все это направлено на развитие транспортной инфраструктуры и улучшении логистики в области.

— Есть ли надежда, что поток жалоб на качество жамбылских автотрасс когда-нибудь иссякнет?

— Даже если наши дороги будут лучшими в мире, недовольные их качеством все равно найдутся. А если серьезно, то по итогам года планируется довести долю автодорог местного значения в хорошем и удовлетворительном состоянии до 97 процентов, а улиц населенных пунктов — до 82 процентов.

— Не ошибусь, если предположу, что не все жамбылцы слышали о центре качества дорожных работ. Расскажите о нем подробнее.

— Данная организация осуществляет проведение экспертизы качества работ и материалов, использованных при ремонте автодорог общего пользования, внедрения новых технологий и поддержки опытных участков. Через центр качества были получены экспертные заключения, подтверждающие качество строительных материалов и работ, а также проведены замеры толщины и ширины уложенного дорожного покрытия. Кроме того, в целях повышения качества, безо­пасности автомобильных дорог проведение ремонтных работ в соответствии с проектом находится на строгом контроле служб авторского и технического надзора. Совместно с центром регулярно проводятся работы по изучению исправного дорожного покрытия.

Как указано в Концепции «Слышащее государство», мы обеспечиваем прозрачность проведения исследований путем проведения прямого эфира на странице управления в социальной сети. В текущем году представители центра проинспектировали 273 проекта, отобрали 601 пробу. Вынесено 100 замечаний, выданы предписания соответствующим учреждениям. На сегодняшний день недостатки полностью устранены.

Еще один путь повышения качества дорог — использование новых технологий мирового образца в дорожном строительстве. В последние годы в области широко применяются технологии реджувасила, миркосюрфейсинга, холодного ресайклера и щебеночно-мастичного асфальтобетона.

В настоящее время мы работаем в соответствии с трехлетним планом, рассчитанном до 2025 года. Он составлен с учетом задач, изложенных в предвыборной платформе партии «Amanat» и планом развития области. Планируется провести средний ремонт 621 километра автодорог местного значения и довести показатель их удовлетворительного состояния до 100 процентов в 2025 году. В 2023 году мы намерены довести этот показатель до 98 процентов. Будет осуществлено 25 проектов, отремонтировано 203 километра дорог. В 2024 году предусмотрено в ходе реализации 24 проектов отремонтировать 238 километров дорог, тем самым обеспечив удовлетворительное состояние 99,5 процента автотрасс. В 2025 году, соответственно, 16 проектов с охватом 180 километров дорог.

— Бахытжан Оразалиевич, а как вы объясните, что отремонтированная дорога уже через полгода приходит в плохое состояние?

— Преждевременный износ дороги происходит из-за неконтролируемого движения по ней большегрузного транспорта, превышающего допустимые весовые параметры. Именно этот фактор влияет на то, что на дорогах быстро возникают выбоины и ямы. В последние годы вес грузовиков HOWO и SHACMAN, используемых при дальних перевозках, достигает 25, а иногда 40-45 тонн. Таким образом, вес груженого автомобиля на 15-20 тонн превышает допустимую массу, что приводит к быстрому разрушению дороги.

В целях недопущения разрушения автодорог местного значения из-за бесконтрольного движения большегрузного транспорта в соответствии с совместными мероприятиями с инспекцией транспортного контроля по Жамбылской области организованы дежурства и проводятся проверки на дорогах. За семь месяцев текущего года на постах передвижного транспортного контроля составлено 69 административных протоколов, с нарушителей взысканы штрафы на сумму четыре миллиона тенге.

— Мы говорим о транзитном транспорте и о грузовиках. А как решается вопрос организации работы сферы пассажирских перевозок?

— В настоящее время в регионе организовано 116 автобусных маршрутов, из них 12 являются межобластными, 25 — межрайонными, 46 — внутрирайонными и внутрипоселковыми, 33 — городскими. В общей сложности для их обслуживания используются 711 автобусов. В целом по области на обеспечение работы 51 социально значимого маршрута в текущем году выделено 1,48 миллиарда тенге.

Кстати, должен сказать, что наша область вышла на третье место в стране по внедрению электронной оплаты проезда в общественном транспорте. Напомню, что система TulparCard внедрена в общественном транспорте Тараза 28 сентября 2020 года в рамках Государственной программы «Цифровой Казахстан». В настоящее время выпущены 250992 (194667 пользовательских и 56000 ученических) транспортные карты. Из них реализовано 226992 (180667 пользовательских и 46325 ученических), 23675 (14000 пользовательских и 9675 ученических) находятся в продаже.

На всех автобусах городского направления установлены устройства приема платежей (400 мобильных, 369 стационарных). Для пассажиров доступны четыре способа оплаты проезда: наличными, транспортными картами TulparCard и по QR-коду или цифровому коду автобуса и SMS.

— Есть еще один вопрос, который постоянно задают в социальных сетях жители области. Стоимость проезда увеличивается постоянно, а качество услуг на протяжении 20 лет оставляет желать лучшего, говорят люди. Когда в областном центре, да и в районах тоже появятся хорошие автобусы?

— Мы постоянно работаем над решением этой очень актуальной для всех нас проблемой. С 2019 года в области обновлено 134 автобуса. Из них в 2019 году предприятиями, действующими в сфере общественных перевозок, было приобретено 82, в 2020 году из-за пандемии не было возможности приобрести автобусы, а в 2021 году в городе появились 32 новых автобуса. В 2022 году закуплено еще 30. Кроме того, в текущем году планируется приобрести дополнительно 65 автобусов. Это позволит вывести на маршруты транспорт, отвечающий современным требованиям и качеству. Я уверен, что и руководители предприятий-перевозчиков к этому вопросу относятся серьезно.

Беседовала Людмила МЕЛЬНИК

Комментарии закрыты.