The news is by your side.

По новым правилам. Об изменениях в социальной сфере в рамках Социального кодекса

Об изменениях в социальной сфере в рамках Социального кодекса

Социальный кодекс Республики Казахстан станет основой для построения новой социальной политики, направленной на создание базовых условий для укрепления и развития казахстанской семьи. Его принятие повлечет за собой утрату 17 законов, действующих в настоящее время.

Например, если сейчас вопросы социальной защиты лиц с инвалидностью регламентируются пятью законами, то в будущем будет только один — Социальный кодекс. Порядок изложения в нем выстроен в соответствии с этапами жизненного пути каждого человека, начиная от рождения и заканчивая выходом на пенсию, с последующим указанием мер, потребность в которых может возникнуть не у каждого (социальные гарантии для лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации).

Социальным кодексом РК преду­смотрен ряд новелл по следующим направлениям: внедрение Цифровой карты семьи; новые подходы в сфере обеспечения занятости; новая миграционная политика; меры поддержки семей с детьми; модернизация системы специальных социальных услуг; повышение пенсионных выплат.

При этом Социальный кодекс обеспечит сохранение всех социальных гарантий и форм соцподдержки, которые есть сегодня, в том числе обеспечение граждан пенсиями, пособиями и выплатами из Государственного фонда социального страхования. Параметры назначения социальных выплат сохраняются без изменения. Кроме этого, Социальным кодексом преду­сматривается расширение охвата обязательным социальным страхованием порядка 30 тысяч индивидуальных помощников, оказывающих услуги по сопровождению лица с инвалидностью первой группы. Это означает, что при наступлении социальных рисков индивидуальный помощник будет иметь право на социальные выплаты из фонда, обеспечен медицинской помощью в рамках страхового пакета, а также при достижении пенсионного возраста иметь трудовой стаж для базовой пенсии и право на накопительную пенсионную выплату.

Социальный кодекс позволит создать единый источник знаний граждан о своих социальных правах и обязанностях; вести автоматизированный мониторинг социального благосостояния населения; принять превентивные меры по обеспечению социальных прав и гарантий; оказывать госуслуги в электронном и проактивном форматах; повысить социальную защищенность и уровень жизни граждан.

Система обязательного социального страхования в стране внед­рена с 2005 года. Она предусматривает страхование по шести видам социальных рисков на случаи утраты трудоспособности, потери кормильца, работы, дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка и в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста полутора лет. В этих целях плательщики (работодатели) ежемесячно производят социальные отчисления в фонд в размере 3,5 процента за своих работников. При наступлении социального риска участнику системы (за которого уплачены социальные отчисления в фонд), а в случае его смерти иждивенцам гарантируется предоставление социальной выплаты. Это так называемый дополнительный уровень социальной защиты для работающих граждан к базовому социальному обеспечению из республиканского бюджета. В настоящее время система охватывает более 6,8 миллиона человек. В 2022 году социальные выплаты получили порядка 1,2 миллиона человек. Размер социальных выплат зависит от дохода участника системы, с которого производились социальные отчисления, и стажа участия в системе.

Социальная выплата по утрате трудоспособности из фонда назначается дополнительно к выплачиваемому за счет республиканского бюджета государственному социальному пособию по инвалидности. Право на выплату возникает у участника системы обязательного социального страхования со дня установления подразделением МСЭ степени утраты общей трудоспособности от 30 до 100 процентов и на весь ее период, независимо от продолжения трудовой деятельности. Размер социальной выплаты зависит от дохода участника системы, с которого производились социальные отчисления за последние два года, а также от коэффициента степени утраты трудоспособности, стажа участия в системе и замещения дохода (60 процентов). В 2022 году указанную выплату из фонда получили порядка пяти тысяч человек на сумму около 1,2 миллиарда тенге, в первом квартале 2023 года — 4,5 тысячи человек на сумму 339 миллионов тенге. Средний размер назначенных выплат составил 36320 тенге.

С 1 июля 2023 года пособия и выплаты лицам с инвалидностью будут повышены на 14,5 процента, с учетом ранее проведенного с 1 января текущего года повышения рост пособий и выплат в годовом выражении составит 23 процента. Это коснется порядка 533 тысяч получателей государственных социальных пособий по инвалидности, выплачиваемых из республиканского бюджета, и около 92 тысяч получателей социальной выплаты по утрате трудоспособности из фонда.

Социальная выплата на случай потери кормильца из фонда назначается дополнительно к выплачиваемому за счет республиканского бюджета государственному социальному пособию по потере кормильца. Право на выплату возникает у членов семьи, находящихся на иждивении умершего (признанного судом безвестно отсутствующим или объявленного умершим) кормильца со дня его смерти. Выплата осуществляется до достижения иждивенцем возраста 18 лет, а в случае продолжения обучения по очной форме — до 23 лет. Размер социальной выплаты зависит от дохода умершего кормильца, с которого производились социальные отчисления за последние два года, а также коэффициентов замещения дохода (60 процентов), количества иждивенцев и стажа участия в системе. В 2022 году социальную выплату по случаю потери кормильца из фонда получили 2,8 тысячи семей на сумму 948 миллионов тенге, в первом квартале 2023 года — 2,7 тысячи семей на сумму 273 миллиона тенге. Средний размер назначенных выплат составил 34277 тенге.

С 1 июля 2023 года пособия и выплаты семьям, потерявшим кормильца, будут повышены на 14,5 процента с учетом ранее проведенного с 1 января текущего года повышения. Это коснется около 182 тысяч семей, получающих государственные социальные пособия по потере кормильца, выплачиваемых из республиканского бюджета, и около 61 тысячи семей, получающих социальную выплату по потере кормильца из фонда.

Учитывая, что при наступлении социального риска участник системы обязательного социального страхования, в том числе его семья в случае его смерти, получает и базовые пособия, и выплаты из фонда, его социальная защита выше, чем у неработающего.

Социальная выплата по потере работы из фонда назначается участнику системы обязательного социального страхования со дня регистрации в качестве безработного в соответствии с законодательством о занятости населения. Размер социальной выплаты зависит от дохода участника системы, с которого производились социальные отчисления за последние два года, стажа участия в системе и коэффициента замещения дохода (45 процентов).

В рамках реализации Послания Главы государства с 1 января 2023 года увеличен коэффициент замещения дохода с 40 до 45 процентов. В этой связи осуществлен единовременный перерасчет социальной выплаты по потере работы почти 50 тысячам получателей на 1 января 2023 года, что привело к росту среднего размера выплаты на 13 процентов. Выплата осуществляется от одного до шести месяцев в зависимости от стажа участия в системе.

В 2022 году выплату из фонда получили 5,5 тысячи человек на сумму 5,5 миллиарда тенге, в первом квартале 2023 года — 3,3 тысячи человек на сумму 408,7 миллиарда тенге. Средний размер назначенных выплат составил 41215 тенге.

Социальная выплата на случай потери дохода в связи с беременностью и родами из фонда назначается с даты отпуска по беременности и родам, указанной в листе о временной нетрудоспособности. Выплата осуществляется на весь период листа временной нетрудоспособности. Размер единовременной социальной выплаты зависит от дохода, с которого производились социальные отчисления за последние 12 месяцев, и количества дней нетрудоспособности. В 2022 году 15,1 тысячи получателям осуществлена указанная выплата на сумму около 12 миллиардов тенге, в первом квартале 2023 года — 4,8 тысячи человек на сумму 4,6 миллиарда тенге. Средний размер назначенных выплат составил 1089996 тенге.

Социальная выплата из фонда на случай потери дохода в связи с усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей) назначается с даты отпуска работнику, усыновившему (удочерившему) ребенка, указанной в листе о временной нетрудоспособности. Выплата осуществляется на весь период листа временной нетрудоспособности. Размер единовременной социальной выплаты зависит от дохода, с которого производились социальные отчисления за последние 12 месяцев, и количества дней нетрудоспособности. В 2022 году 13 получателям осуществлена указанная выплата на сумму 3,9 миллиона тенге, в первом квартале 2023 года — четырем получателям на сумму 2,7 миллиона тенге. Средний размер назначенных выплат составил 741815 тенге.

Социальная выплата на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком до полутора лет из фонда назначается участнику системы обязательного социального страхования, фактически осуществляющему уход за ребенком с даты его рождения. Размер социальной выплаты зависит от дохода участника системы, с которого производились социальные отчисления за последние два года, и коэффициента замещения дохода (40 процентов). В 2022 году указанная выплата из фонда была назначена 42 тысячам человек, в первом квартале 2023 года — более 21,7 тысячи человек. На указанную выплату в 2022 году было направлено 10,7 миллиарда тенге, в первом квартале текущего года — 3,3 миллиарда тенге. Средний размер назначенных выплат составил 59854 тенге.

В рамках реализации Послания Главы государства с 1 января 2023 года увеличен период назначения социальной выплаты по уходу за ребенком с одного года до полутора лет. В этой связи 348 тысячам получателям данной выплаты на 1 января 2023 года автоматически был продлен срок назначения выплаты.

Нурахмет ИСКАКОВ,
директор филиала
АО «Государственный фонд социального страхования»
по Жамбылской области

Комментарии закрыты.