The news is by your side.

По последнему слову техники. Все ежедневные процессы на ферме автоматизированы

Все ежедневные процессы на ферме автоматизированы

Шесть лет назад в Кордайском районе открылась первая в регионе полностью автоматизированная молочно-товарная ферма ТОО «Какпатас-Кордай». Здесь уделяют пристальное внимание обновлению технической базы, созданию комфортных условий для работы сотрудников, состоянию животных и повышению качества производимой продукции. В прошлом году ТОО «Какпатас-Кордай» было признано лучшим сельхозпредприятием по направлению «животноводство», а также победило в ежегодном региональном конкурсе в номинации «Лучший сельхозтоваропроизводитель».

— Работать мы начали в 2012 году, купили в Ирландии 309 голов скота мясной породы герефорд и ангус, у которых хороший показатель по прибавке в живом весе и удойность. Эти породы скота отличаются скороспелостью, репродуктивный возраст телочки достигается уже в 13-месячном возрасте. Вскоре было принято решение создать современную молочно-товарную ферму. Шесть лет назад мы реконструировали бывшую свиноферму под молочную, рассчитанную на 250 дойных коров. Итоговая стоимость всей работы — 270 миллионов тенге. Кроме того, приобрели современное роботизированное оборудование швейцарской компании «DeLaval» на сумму 250 миллионов тенге. Обеспечили постоянными рабочими местами 50 местных жителей, — рассказал директор ТОО «Какпатас-Кордай» Дуйсехан Кошалиев.

— Как сейчас обстоят дела?

— Благодаря слаженной работе мы сумели достичь оптимальных показателей. На сегодняшний день на ферме содержатся 1000 коров, каждая из них дает в среднем 25 литров молока. Ежедневно отправляем на переработку три тонны молока. В прошлом году купили в Германии 200 голов высокопродуктивного скота швицкой породы молочного направления. Есть у нас коровы алатауской породы, которые считаются одними из самых продуктивных в Казахстане и славятся отменным здоровьем, хорошей репродуктивной функцией. Содержим нетелей, бычков откармливаем на мясо.

— Дуйсехан Жортанович, у вас довольно крепкая техническая база, есть современное оборудование. Расскажите, пожалуйста, о преимуществах автоматизации.

— Шведские установки автоматизировали большинство ежедневных процессов и позволили нарастить объемы производства. Стойла доильного зала спроектированы на минимизацию передвижения коров и дояра, при этом вмешательство человека в технологический процесс минимальное. Доильные аппараты к тому же попутно следят за здоровьем коров. Чувствительные сенсоры, датчики позволяют идентифицировать каждое животное и все его характеристики, а программное обеспечение сведет всю эту информацию воедино и должным образом использует. При изменениях в составе молока на компьютер подаются сигналы, и корова направляется в другое стойло для обследования и, если необходимо, лечения. Кроме того, благодаря автоматизации продукция хранится в ячейках, а не хаотично. Все это положительно влияет на качество конечного продукта. Молоко проходит строгий контроль качества и своевременно охлаждается, поэтому соответствует современным требованиям к производству молочной продукции. Четкий контроль температурного режима ведется по всей цепочке — от производства молока до точек сбыта. Есть своя лаборатория, которая определяет жирность, плотность, температуру молока, делает анализы.

Автоматизирован и ряд других работ. К примеру, навоз убирается автоматически, без участия человека.

У нас сильная техническая служба, люди постоянно проходят обучение и четко соблюдают все стандарты возложенной на них работы.

Еще одно преимущество автоматизации — сокращение расходов на оплату труда. Не секрет, что рабочую силу сейчас не так-то просто найти, в сельское хозяйство люди идут неохотно.

— Были ли вы готовы к изменениям в связи с пандемией коронавируса? Какие меры дополнительно принимались для недопущения инфицирования персонала?

— Подчеркну, что режим дезинфекции у нас соблюдается постоянно, независимо от проводимых в регионе карантинных мероприятий. На нашем производстве всегда жесткие требования: вход — только по пропускам, перед сменой — дезинфекция рук, обязательно используется спецодежда, включая головной убор. Всех сотрудников мы оснастили антисептиками и масками. Проводится ежедневная термометрия, ведется журнал здоровья. Сотрудники, которые не имеют прямого влияния на производственный процесс, были переведены на удаленный режим. Мы сохранили рабочие места и заработную плату работников. К тому же «Какпатас-Кордай» активно продвигает среди своих работников принципы здорового образа жизни. Благодаря соблюдению профилактических мер случаев заражения коронавирусной инфекцией не было.

— Внедрение карантинных мер как-то отразилось на спросе на вашу продукцию?

— Конечно, мы готовились к снижению покупательской способности и даже сокращению каналов сбыта. Но этого не произошло. Проблем не наблюдаем, пандемия не повлияла на молочный рынок.

Главное — предприятию удалось сохранить стабильно высокое качество производимой продукции, выросли объемы заказов со стороны перерабатывающих предприятий. Мы поставляем молоко ТОО «Куликовский молочный продукт» и «Фудмастер Есик», а также ИП «Раимбек».

Высокое качество нашей продукции неоднократно подтверждалось на конкурсах различных уровней. В прошлом году «Какпатас-Кордай» победил в ежегодном региональном конкурсе в номинации «Лучший сельхозтоваропроизводитель».

Карантинные ограничения не отразились и на ценах на молоко. Ситуация с удорожанием кормов нас не касается, так как мы сами их выращиваем и заготавливаем. Мы располагаем 2381 гектаром пашни. Обширная кормовая база и пастбища позволяют полностью обеспечить скот высокопродуктивными кормами.

— Дуйсехан Жортанович, какие задачи ставите на перспективу?

— Мы продолжим внедрять новые технологии, которые улучшают условия содержания скота и повышают его продуктивность. В перспективе намечаем увеличить поголовье.

— Не планируете ли освоить новое направление, например, переработку молока?

— Пока об этом говорить рано. К тому же молочная отрасль сегодня остро нуждается в господдержке. Первое, с чем сталкиваются перерабатывающие предприятия, — низкое потребление молочной продукции населением. В основном это связано с зарубежными конкурентами. Регион в больших объемах импортирует сыры, сливочное масло, сметану, творог. Внешние поставщики пищевой продукции, к примеру, из России и Кыргызстана, давно завоевали местный рынок, привлекая покупателей дешевой продукцией и ставя качество на второй план. У нас же все продукты натуральные, и продавать их себе в убыток мы просто не можем себе позволить.

Ключом к решению проблемы могла бы стать государственная политика в продвижении создания положительного имиджа отечественной молочной продукции и стимулирования увеличения ее потребления.

Осваивать новое направление без государственной поддержки, в том числе финансовой, весьма непросто. Уверен, со мной согласится большинство специалистов и экспертов молочной отрасли региона. Этот вопрос требует серьезного подхода, детальной проработки и обсуждения.

Внутренний рынок должен перестроиться, заменив поставки импортной продукции на отечественную. Но чтобы полностью обеспечить жамбылцев собственной продукцией, местным компаниям необходимо значительно увеличить мощности производства, внедрять новые технологии.

Лола НУРМАТОВА

Комментарии закрыты.