The news is by your side.

По следам древних цивилизаций. От кангюев и согдийцев до реалий и возможностей туризма наших дней

От кангюев и согдийцев до реалий и возможностей туризма наших дней

Историческим памятникам и объектам нашего региона требуются существенный государственный контроль и поддержка, и это понимают в областном акимате. В частности, управление туризма решило провести мониторинг всех 65 исторически значимых и потенциальных туристических объектов региона, чтобы привести в порядок сами памятники и территорию вокруг них.

— Жамбылский район — один из самых близких к областному центру, в нем находятся восемь туристических объектов, некоторые из них хорошо известны, и туда налажено посещение путешественников, паломников. В их числе — мавзолеи Айши-биби и Бабаджи-хатун, а также мавзолей Тектурмас. Древние городища Бектобе, Аулиебастау, Бесагаш, курганный могильник Жетитобе еще не столь хорошо изучены. К тому же состояние их оставляет желать лучшего, что никак не уменьшает их уникальности с исторической точки зрения. Они могут стать объектами, интересными для туристов, если организовать их подробное научное исследование и наладить инфраструктуру на местах, — считает историк и археолог, директор ТОО «Научная организация «Арк» Искандербек Торбеков.

Он добавил, что их организация занимается археологическими исследованиями в направлении развития исторического и экологического туризма. В этом плане И. Торбеков может оказать серьезное содействие управлению туризма, ведь их общая цель — возродить и организовать как въездной, так и внутренний туризм в нашем регионе.

 

Священный родник и древние курганы

Первым объектом, состояние которого нам продемонстрировал Искандербек Торбеков, стало городище Аулиебастау. В этом месте есть небольшое озеро, его образует одноименный родник, считающийся священным из-за богатого содержания в нем различных полезных веществ и минералов, которые исцеляют множество болезней.

На паспорте объекта говорится: «Русский востоковед В. В. Бартольд в своем отчете о поездке в Среднюю Азию упоминает о городище Аулиебастау под названием «Абдуррахман». На территории городища возник родник со «святой водой». Круглый год вода в нем сохраняет постоянную температуру +16 градусов. Она содержит 17 жизненно важных минералов и микроэлементов: калий, магний, йод и т. д.». И. Торбеков предполагает, что Абдуррахман, указанный русским ученым Василием Бартольдом, — это, возможно, и есть тот святой, что где-то здесь захоронен.

Само городище Аулиебастау датируется, по мнению ученых, VI-XIII веками. Сохранилась здесь информационная памятка и со времен Советского Союза. Рядом с современным информационным щитом также стенд о том, как совершать ритуал омовения перед чтением намаза. Родник посещают местные и приезжие мусульмане и православные, последние — чаще ежегодно в праздник Крещения.

Расположен Аулиебастау в 13 километрах от села Айша-биби Жамбылского района. Остатки городища состоят из западных и восточных холмистых частей. Сохранившиеся развалины имеют форму насыпной площадки, западная часть имеет размеры 85 на 87 метров, а восточная — 100 на 130 метров, высота — девять метров. Научно-исследовательские работы здесь начали проводить с XIX века. В результате была определена топографическая структура городища.

В древние времена Аулиебастау был одним из важнейших населенных пунктов на Великом Шелковом пути и имел политико-экономическое значение для Западно-Тюркского каганата. Городище пережило немало событий, разрушалось и возрож­далось вновь.

— Так как по территории исторический объект небольшой, то можно предположить, что это и не было городищем, а каким-либо караван-сараем или поселением, где останавливались караваны, отправляли свои товары вглубь от основной торговой трассы. Причина, по которой городище Аулиебастау прекратило свое существование, нам доселе неизвестна, для этого нужно проводить археологические раскопки, изучать курганы вокруг. Пока что состояние этого объекта нельзя назвать отличным. Хотя со временем можно наладить здесь как минимум три вида туризма: экологический, паломнический и исторический, — прокомментировал Искандербек Торбеков.

Нам удалось выяснить, что на сегодняшний день местные власти передали эту территорию в доверительное управление бизнесмену Абаю Асылову. Застать его на месте не удалось. На берегу озера есть несколько жилых строений, предприниматель установил беседки-топчаны, видимо, для предстоящего летнего отдыха жителей и туристов.

— С точки зрения коммерции, это правильно, но это создаст условия для загрязнения окружающей среды, — считает И. Торбеков.

Известно, что местные жители недовольны тем фактом, что частник собирается брать деньги за посещение территории, которая уже стала народной. Бизнесмен вырубил вокруг деревья и заросли камыша, что, по мнению И. Торбекова, также нарушает уникальный природный ландшафт этого места. Кроме того, жилых построек быть не должно, ведь здесь кругом — холмы-могильники, возможно, там археологи могут еще обнаружить исторически ценные артефакты.

 

Городище Бектобе —город-спутник Тараза

Древнее городище Бектобе находится на берегу реки Аса, в 16 километрах к западу от Тараза, на западной окраине одноименного села Бектобе Жамбылского района. Оно нуждается в серьезной реставрации. Обнаруженные во время археологической разведки в верхней части Бектобе предметы позволили датировать его VII-XII веками.

— Бектобе прекратило свое существование еще до монгольского нашествия, причина разрушения городища тоже до сих пор неизвестна. Первые комплексные археологические экспедиции здесь были проведены в 2010 году за счет частных средств, а через два года — за счет государственного бюджета Институтом археологии имени Алькея Маргулана. Археологи обнаружили тут большое количество различной по назначению и разновременной керамики. Причем городище Бектобе, по мнению ученых, по своему фортификационному расположению относится к согдийской цивилизации и культуре. Тюркские же древние города имели круг­лые по структуре ограждения. В одном из углов городища Бектобе — характерная цитадель, так называемый тобе с площадкой. Археологи выяснили, что такие постройки могут относиться к Кангюйской эпохе, то есть к I-II векам до нашей эры — IV-V векам нашей эры, — отмечает историк.

Городище Бектобе сохранилось в виде прямоугольного холма размером 400 на 350 метров, высотой шесть метров. На четырех углах холма — остатки башни и стен. Между ними и основным бугром городища прослеживаются развалины построек в виде невысоких земляных холмов. На восточной, северной и западной сторонах холма можно увидеть следы крепостных ворот. Видны остатки дороги, соединяющей ворота. Центральная часть города, расположенная в северо-западном углу, в виде высокого холма, в настоящее время является кладбищем. В письменных источниках городище Бектобе упоминается под названием Джувикат.

По словам Искандербека Торбекова, Джувикат был своеобразным городом-спутником древнего Тараза, он закрывал подступы к нему со стороны юго-запада, а с юго-востока такой защитой был Нижний Барысхан. По сведениям историка Х века Нершахи, Джувикат построили в VII веке переселенцы из Бухары. Но результаты проведенных научно-исследовательских работ показали, что город построен по местным традициям. Научно-исследовательские работы на городище проводятся с XIX века. По найденным экспонатам — керамической посуде — определено, что городская культура здесь была хорошо развита, ведь город также соседствует с Великим Шелковым путем. Советский и казахстанский литературовед и ученый Жанкара Дадебаев в своем труде «Тараз өлкесі» пишет: «Джувикет (Джувикент) — древний город, расположенный в 17 километрах от Тараза. Сейчас называется Бектобе. Город Джувикет был разрушен в 893 году в ходе набега Саманида Исмаил ибн Ахмеда».

Прошло много лет, жизнь в этих местах продолжается, места древних кочевых стоянок и остатки древних городищ считаются землей предков местных жителей. Но они почему-то не особенно заботятся о сохранении этого сакрального места в его первозданном виде, хотя государство пыталось организовать здесь охрану. И табличка имеется, она, как и везде, где они положены, на трех языках — казахском, английском и русском, которая гласит: «Городище Бектобе — духовный центр тюркской цивилизации. В письменных источниках средневековых арабских историков встречается под названием Джувикат как один из развитых городов близ Тараза. Пиком расцвета города считался период Караханидского государства. В 2010-2012 годах были проведены комплексные археологические работы, которые дали интересные результаты: выявлена широкая водопроводная сеть, остатки крепостных стен и фундаментная часть жилых и общественных построек. Также обнаружен уникальный некрополь Караханидского периода».

— Полностью не соблюдена охранная зона, так как жилые постройки вплотную подходят к историческому объекту. Есть один плюс — здесь относительно хорошая дорога. Информационный стенд нуждается в обновлении, он облез, заржавел. В 2010-2012 годах здесь были первые попытки музеефикации, соорудили навесы в двух местах, но, если вы пройдете внутрь, то увидите, что замок с двери сорван, видимо, ключ был у кого-то из местных жителей. Вокруг следы пребывания выпивающих и курящих недобросовестных сельчан — остатки бутылок, спичечные коробки, а также следы скота, домашних животных. Местные же жители, видимо, разбили и интерактивную табличку с QR-кодом этого исторического памятника. Многое нужно здесь восстанавливать, наводить порядок, — сетует Искандербек Торбеков.

 

Городище Бесагаш — одно из мест Атлахской битвы?

Памятник материальной культуры — средневековое городище Бесагаш — некоторые историки и археологи, в том числе Искандербек Торбеков, идентифицируют с городищем Атлах. Находится оно практически рядом с границей с Кыргызстаном, неподалеку от одноименного села Бесагаш. Когда мы подъехали туда, то сразу увидели то место, из-за которого и названы аул и городище: тут растут пять разных деревьев, в этом месте тоже бьет родник. Протекающий природный канал, по предположению ученых, и позволил построить когда-то на его берегу город, используя канал как ров вокруг оградительных стен. Между древними городищами Актобе и Бесагаш сейчас распаханные поля, сельскохозяйственные угодья, но когда-то они, возможно, были одним целым большим городом.

— Чем знаменито городище Бесагаш, предположительно Атлах? В VIII веке здесь, в отрогах реки Талас, произошла знаменитая Атлахская битва между китайским и арабским войсками. Так как победили арабы, с того примерно времени в эти края пришли ислам, арабская культура и письменность. Точная локация данного сражения до сих пор неизвестна. В данное время древнее городище Атлах находится на территории Кыргызстана, как вы видите, граница здесь совсем рядом. И в 751 году, когда шла эта битва, а она длилась пять дней, ее локализация могла меняться, крупные войсковые соединения могли переходить с одного места на другое. Здесь очень богатые культурные слои, если хорошо поработать археологам, то вполне можно определить более точную локализацию того великого сражения, — отмечает И. Торбеков.

Когда мы подъехали к городищу Бесагаш, то рядом играли ребята. Они рассказали, что сюда часто наведываются люди с металлоискателями, а почти у каждого местного жителя найдется древняя монета, и даже не одна.

— Бесагаш закрывал в древности подходы к Таразу со стороны Таласского хребта. Обнаружили его так же, как и все другие местные древние городища, караван-сараи и поселения, в позапрошлом веке русские ученые. Если докажем, что и на нашей территории проходила знаменитая Атлахская битва, то в этих местах тоже можно организовать экскурсии. Очень много туристов из Китая, Японии, Кореи, посещая наши края, интересуются этим грандиозным сражением. Пока что здесь нет ни мемориальной таблички, ни ограждения. Срез почвы, который здесь сделан, задевает древнюю крепостную стену, скорее всего раскоп осуществлен местными жителями, чтобы свободно ходить с одного берега канала на другой, — комментирует И. Торбеков.

— В этом месте была найдена монета с надписью «Паркент» на арабском языке, отнесенная учеными к уже монгольскому периоду, но встречаются здесь монеты и времен Тюркского каганата. Тут побывали алматинские археологи, в этом году здесь был российский археолог и нумизмат Павел Петров, он сотрудничает с казахстанскими учеными, — добавил местный краевед-любитель Рафаэль Искандиров.

Искандербек Торбеков отметил также, что в этом месте, конкретно у родника и канала, возможно, делать раскопы не совсем правильно, потому что грунтовые воды могут размыть потом все, что обнаружат археологи. Он также добавил, что средневековые города обустраивались так, что имели несколько ограждений в виде крепостных стен: сначала в центре шла цитадель, затем шахристан и рабад, и копать следует лучше в центре. В любом случае требуются комплексные археологические работы. Пока здесь особо нечего показать туристам.

 

Жетитобе — царский курганный могильник железного века

Захоронение, по словам И. Торбекова, состоит из семи крупных курганов, отсюда и название — Жетитобе, а вокруг есть еще и мелкие холмы, скорее всего там захоронены приближенные тех древних царей и правителей, воины. Здесь в XIX веке проводили раскопки и расследования Василий Бартольд, Петр Лех, а в 2013 году тут вели работы Институт археологии имени А. Маргулана во главе с Карлом Байпаковым и ТОО «Научная организация «Археологическая экспертиза» во главе с Дмитрием Воякиным. Было найдено более 40 артефактов. Два-три кургана исследовали в начале 1980-х годов ученые из Института истории, археологии и этнографии имени Ш. Уалиханова, в частности, его археолог Жуман Смаилов. Большая же часть курганов просто разграблена, начиная еще с глубокой древности. То, что найдено, в основном передано в фонд Жамбылского областного историко-краеведческого музея.

Состояние объекта Жетитобе расценивается местными историками и краеведами как крайне неудовлетворительное.

Мы поинтересовались, кто должен вести наблюдение за этими объектами.

— Дирекция по охране и восстановлению историко-культурных памятников управления культуры, архивов и документации акимата области, — ответил И. Торбеков. — Они должны проводить мониторинги, следить, чтобы были ограждения, навесы, информационные стенды и так далее.

Нужно реанимировать проект по музеефикации древнего захоронения Жетитобе, который начинали еще советские ученые, потом продолжили казахстанские археологи, хотя бы законсервировать здесь все в таком состоянии, как есть. Рядом оживленная трасса, дороги из Тараза в Алматы, Шымкент, так что для большого потока туристов место здесь благоприятное. Во всех местах нужно поставить интерактивные информационные таблички с QR-кодами, проследить, чтобы везде был проведен Интернет.

— Патриотизм, о котором мы часто твердим, начинается с сохранения истории, памятников старины, древней культуры, религиозных сакральных святынь. Я думаю, наши потомки такой труд оценят, когда государство полностью возьмет под свою защиту все туристические и исторические объекты каждого региона Казахстана, — заключил Искандербек Торбеков.

Лариса ГУБАШЕВА,
фото Юрия КИМА

Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.