The news is by your side.

Почему пустеют сёла. Сенатор обеспокоен темпами роста внутренней миграции

Сенатор обеспокоен темпами роста внутренней миграции

Отток молодежи из казахстанских сел начался не вчера. Желающих уехать в город за комфортный жизнью хватало всегда. Но в последние годы процесс переселения казахстанцев из  сел в города принял пугающие масштабы. Именно эта проблема стала для сенатора Жанболата Жоргенбаева поводом обратиться к Премьер-Министру РК Олжасу Бектенову.

«Несмотря на то, что в последние 10 лет в Казахстане реализуются различные программы по развитию села, миграция сельского населения в город растет с каждым годом, — отмечает Ж. Жоргенбаев. — Согласно прогнозу Органи­зации Объединенных Наций, к 2050 году урбанизация в мире может достичь 70 процентов. В нашей стране этот показатель будет наблюдаться уже через 10 лет».

Далее в обращении говорится, что, согласно статистике, доля городского населения в Казахстане выросла с 56,1 до 62 процентов. По результатам последнего анализа, в стране насчитываются 90 городов, в которых проживают 12,3 миллиона человек, в том числе в Астане — 1,4 миллиона, в Алматы — 2,2 миллиона, в Шымкенте — 1,2 миллиона.

Совсем иная картина в сельской местности. Там население сократилось с 43,9 до 38,8 процента. В стране в настоящее время насчитываются 549 сел с населением менее 50 человек.

К сожалению, отмечает сенатор, среди тех, кто уезжает из села, немало специалистов, отлично разбирающихся в аграрной сфере. Они находят для себя работу и в городе. И привязать квалифицированного специалиста к селу невозможно — таковы законы урбанизации.

Между тем инфраструктурное развитие мегаполисов не синхронизировалось с процессом создания новых рабочих мест. Мигранты, прибывающие в города из сел, не могут найти для себя подходящую работу. Это становится поводом для роста не только географической, но и секторной миграции.

В итоге бывшие сельчане находят для себя жилье в городских дачных массивах и требуют социальной поддержки. Часто у них нет элементарных условий для комфортного проживания: газа, тепла, воды.

Другая проблема, что внутренняя миграция в будущем может привести к профициту рабочей силы в некоторых регионах с одновременным дефицитом рабочих в других областях страны. К примеру, тенденция к переизбытку рабочей силы уже наблюдается в Алматинский, Жамбылской, Жетысуской, Кызылординской, Туркес­танской областях и Шымкенте. При этом к 2029 году прогнозируется сокращение рабочей силы на 10 процентов в Северном макрорегионе и на 12 процентов — в Центрально-Восточном.

По данным Министерства внутренних дел РК, ежегодно по месту жительства в стране регистрируются или перерегистрируются около двух миллионов человек. На большее количество зарегистрированных казахстанцев приходится на города Алматы (264983), Астану (236961) и Шымкент (98441), Алматинскую (121665), Туркестанскую (117345), Карагандинскую (89632), Костанайскую (67892) и Жамбылскую (67734) области.

«С точки зрения развития рынка труда и социальной инфраструктуры ни регионы, ни мегаполисы сегодня не готовы к такой миграции. Прошлогодняя нехватка воды в столице является примером инфраструктурной проблемы, возникающей из-за неконтролируемой урбанизации», — отмечает Жанболат Жоргенбаев.

В развитых странах три четверти населения проживают в городах: показатель урбанизации в Великобритании составляет 83 процента, в США — 82, во Франции — 79, в Германии — 75 процентов.

В Казахстане официально 90 городов, но 70 процентов из них — небольшие, только 20 имеют население более 100 тысяч человек. То есть не все казахстанские города можно назвать мегаполисами. Как известно, в малых городах, особенно в моногородах, привязанных к единственному градообразующему предприятию, не полностью обеспечена инфраструктура (школа, детский сад, инженерные коммуникации, дороги).

И пока в областях не будут созданы новые производства и внедрены новые технологии в сельское хозяйство, Правительство будет продолжать бороться с последствиями хаотичной урбанизации. А ведь в мире есть положительные примеры решения этой проблемы. Одной из стран, которая эффективно использовала отношения между селом и городом, являются Нидерланды. Там 90 процентов населения — горожане, 10 процентов — сельчане. Поэтому нашим основным посылом должно стать обеспечение социальной безопасности страны на основе совершенствования социальной инфраструктуры сельских территорий.

В депутатском запросе отмечается, что Правительство Казахстана за последние годы реализовало несколько проектов по благоустройству села, запустило программы и проекты, направленные на создание благоприятных условий в селе. На программы «С дипломом — в село!», «Серпін», «Ауыл — ел бесігі» выделены огромные государственные средства. Так, в рамках программы «Ауыл — ел бесігі» в 2019-2023 годах из республиканского бюджета выделено 524 миллиарда тенге, реализованы более пяти тысяч проектов в более чем 1,5 тысячи сельских населенных пунктах.

«Хочется радоваться, но нечему. Потому что ни одно министерство не несет ответственность за ситуацию в селах. К примеру, в селе задействованы различные компетентные государственные органы: Министерство индустрии и инфраструктурного развития, Министерство финансов, Министерство национальной экономики, Министерство сельского хозяйства. То есть у семи нянек дитя остается без присмотра. Необходимо координирующее учреждение, которое будет следить за выполнением поручений Президента в отношении развития села», — говорится в запросе.

Еще одна причина неконт­ролируемого притока населения в города, по мнению Ж. Жоргенбаева, — неразвитость сельской инфраструктуры. Надо признать, что производительность труда в городских районах более высокая, нежели в глубинке. И следует учесть, что города не безразмерные. Но чаще всего люди выбирают для себя не все областные центры, отдавая предпочтение Алматы и Астане. Если у сельской молодежи нет стабильной работы и образования, она приезжает в город, но потом возвращается в село. Это уже социально-политический фактор.

Ж. Жоргенбаев считает, что условия жизни, заработная плата, культурная и социальная инфраструктура в селах не должны отличаться от городских. Особенно большое значение имеет уровень обучения в школах. Кроме того, необходимо повысить уровень образования в ветеринарной сфере, сельскохозяйственных науках. Только тогда, по мнению сенатора, можно говорить о снижении внутренней миграции.

«Увеличение числа фермеров — это путь к индустриализации. Примеры этого можно увидеть в странах, ставшими лидерами аграрной промышленности. Это Австралия, Бразилия, Новая Зеландия, Южная Корея. Необходимо всесторонне изучить их опыт развития сельскохозяйственной отрасли», — уверен сенатор.

Он также рекомендует разработать и утвердить отдельную бюджетную программу, направленную на финансирование бюджетных инвестиционных проектов в приграничных селах (по аналогии с бюджетной программой, направленной на развитие моногородов). Нужно повысить привлекательность осуществления трудовой деятельности в сельской местности, приграничных территориях для молодых специалистов путем установления надбавки к должностному окладу в размере от 25 до 50 процентов (из республиканского бюджета) для работников, занятых в селах, расположенных не далее 50 километров от Государственной границы. Сегодня надбавка за работу в сельской местности составляет 25 процентов.

«Каждый из нас желает жить в хорошем месте, комфортно. И в этом желании никого нельзя сдерживать и останавливать. А если не соз­дать достойные условия в селах, не оживить опорные села, не открывать в сельской местности производственные предприятия, проблему внутренней миграции решить не удастся. Кроме того, для поддержания баланса внутри страны и эффективного освоения пустующих земель инфраструктура села и города должны развиваться одинаково», — считает Жанболат Жоргенбаев.

Мы думаем, что в Прави­тельстве отреагируют на данное обращение и учтут его при разработке программ, направленных на развитие сельских территорий.

Мира АЗИМОВА,
фото baigenews.kz

Комментарии закрыты.