The news is by your side.

Подъездные пути

Рабочая группа занялась придорожными объектами

Наша газета регулярно освещает ситуацию, связанную со строительством комплексов придорожного сервиса на трассе Западная Европа — Западный Китай. На некоторых из них она зашла в тупик, на других бизнесмены больше создают видимость работы — чтобы землю не изъяли. Теперь при областной палате предпринимателей создана рабочая группа для решения проблем придорожных объектов. 

К первому совещанию группы руководитель отдела туризма управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития Жомарт Хажы подготовился основательно. Он не только обрисовал ситуацию на разных объектах, но и назвал причины длительного торможения процесса строительства, а также пути решения накопившихся проблем.

Напомним, что работы должны были проводиться по возведению четырех комплексов придорожного сервиса категории «В» и четырех — категории «С». Как пошутил один из предпринимателей, речь о реализации названных проектов идет так давно, что бизнесмены уже состарились вместе с госслужащими на совещаниях по этому поводу.

Мы уже рассказывали (статья «Остается надеяться только на чудо» в газете «Знамя труда» от 22 декабря 2016 года) о проблемах в строительстве комплексов придорожного сервиса (КПС) категорий «В» и «С» вблизи села Благовещенка Кордайского района (инвестор — ИП «Варшакидзе»), а также вблизи поселка Актоган Меркенского района (инвестор — ТОО «LUBEX»), где вроде бы оживление ожидается весной. Посмотрим.

В Жуалынском районе до практического строительства комплекса дело так и не дошло. Сейчас инвестором КПС категории «В» здесь является ТОО «KazTechPromotion». Ему в мае прошлого года в аренду было отдано четыре гектара земли сроком на пять лет. Товарищество провело топографическую и геологическую съемку и приступило к разработке проектно-сметной документации.

По КПС категории «С» в Жуалынском районе инвестором является ТОО «Бестерек». Товарищество ведет переговоры о выдаче ему трех гектаров земельного участка по направлению Алматы — Шымкент с правой стороны дороги.

В Байзакском районе ситуация со строительством КПС категории «С» вблизи поселка Акшолак (поворот на Акыртас) АО «Казмунайгаз переработка и маркетинг» с момента нашей последней публикации о ней не меняется.

Единственный реально действующий КПС категории «В» в регионе был сдан в эксплуатацию в марте 2015 года ТОО «Тау Дос», тоже в Байзакском районе. Чтобы он соответствовал заявленной категории, здесь нужно открыть еще медицинский пункт, обеспечить его медработником для оказания, как мы поняли из разговора на встрече сторон, платных медуслуг на дороге, а также открыть СТО.

Проблема этого объекта заключается в том, что в проектно-сметной документации строительства автотрассы Западная Европа — Западный Китай, разработанной в 2008 году, не учитывались интересы инвестора. Теперь здесь неудобный выезд с объекта: чтобы попасть на противоположную полосу движения, нужно делать очень большой крюк — до семи километров. Аналогичные проблемы есть и у владельцев других пунктов обслуживания путешественников.

Строительство комплексов придорожного сервиса затягивается и по причине изменения условий присвоения им категорий. Чтобы соответствовать новым стандартам, инвесторам приходится работать над тем, чтобы увеличить территории объектов для дополнительных нужд. Так, ТОО «Каз Туризм» в Рыскуловском районе дополнительно арендовало еще 3,3 гектара для паркинга.

По словам Жомарта Хажы, под занавес прошлого года в рамках программы «Дорожная карта бизнеса -2020» по направлению «Развитие производственной инфраструктуры» региональным координационным советом был рассмотрен и одобрен проект ТОО «Каз Туризм» по подведению коммуникаций на сумму 47,547 миллиона тенге. Спикер обратил особое внимание на то, что другие инвесторы тоже могут воспользоваться возможностью бесплатно обеспечить свои участки необходимой инфраструктурой, в том числе телефонной связью и водоснабжением.

Свежие новости есть и по работе ИП «Тугылшиев», который планирует открыть АЗС и СТО категории «Д» в Рыскуловском районе. Предприниматель 4 января текущего года взял в аренду на два года земельный участок площадью один гектар и оформляет документы еще на один гектар земельного участка для водонапорной башни и 0,3 гектара — для водопровода.

Главная и, пожалуй, решающая причина задержки строительства, по мнению Ж. Хажы, — в отсутствии оборотных средств у потенциальных инвесторов. Самое поразительное, что в минувшем году фонд «Даму» и областной акимат выделили на поддержку туризма по 250 миллионов тенге. Эти средства были направлены в АО «Народный банк» и АО «Казкоммерцбанк». Деньги предназначались для выдачи кредитов под сравнительно небольшое вознаграждение — до 8,5 процента годовых. Остались неосвоенными 170 миллионов тенге. Жомарт Хажы уверяет, что деньги также можно было взять на развитие комплексов придорожного сервиса. Честно говоря, для подавляющего большинства присутствующих, даже для директора областной палаты предпринимателей Карлыгаш Аралбековой, это было откровением.

Среди причин затягивания сроков строительства также называются многоступенчатое согласование проектно-разрешительной документации; большие расстояния до внешних инженерных сетей; затянутый процесс отбора подрядчиков, проектировщиков, поставщиков стройматериалов и оборудования; риск возврата земельных участков в государственный земельный фонд на госнужды — прецеденты уже есть; низкая окупаемость вложенных инвестиций (комплексы придорожного сервиса в большинстве случаев строятся вдалеке от населенных пунктов и рассчитаны только на транзитных перевозчиков и пассажиров). Впрочем, с этим пунктом можно и поспорить. Во всяком случае предприниматель Умирали Варшакидзе убежден, что комплексы придорожного сервиса — очень доходное и перспективное дело.

Поскольку темпы строительства комплексов не радуют, управление предпринимательства и индустриально-инновационного развития уже готово помогать открывать новые пункты придорожного сервиса. Но бизнесмены просят регулировать численность таких объектов, размещая их на разумном расстоянии друг от друга. Более того, заместитель директора ТОО «Каз туризм» Жанат Султангазиев даже предложил обязывать водителей останавливаться на отдых через определенное время нахождения в пути — в целях безопасности, ну и для комплексов польза.

Следует отметить, с 1 июля 2015 года введен в действие национальный стандарт Республики Казахстан, где утверждены требования к объектам дорожного сервиса и их услугам, и ведется работа по идентификации этих объектов. В нашей области их 192. Но, как отметила заместитель директора Жамбылского областного филиала АО «НК «КазАвтоЖол» Айжан Туганова, только 35 из них соответствуют категориям «С» и «D» .

В области разработан план мероприятий по приведению объектов дорожного сервиса в соответствие с требованиями нацстандарта с проработкой необходимых мер поддержки субъектов предпринимательства на 2017 — 2018 годы. В него вошли 15 комплексов, состоящих из 34 объектов. По итогам работы будет составлена интерактивная карта, куда планируется занести все объекты придорожного сервиса и обозначить их категории. Чем выше категория, тем шире спектр сервисных услуг комплекса, тем больше шансов у предпринимателей направить пассажиропоток в свои ворота, отметила А. Туганова.

Подводя итоги встречи, К. Аралбекова пообещала, что одинаковые для многих бизнесменов проб-лемы будут решаться системно. К таким в первую очередь отнесены вопросы выделения дешевых кредитов и подведения подъездных путей к объектам придорожного сервиса. Если подъезды будут взяты на баланс государства, то их обслуживание ляжет на плечи АО «НК «КазАвтоЖол». Пока что по закону затраты на строительство и обустройство подъездов несет собственник. Но некоторые предприниматели готовы уже вкладывать свои деньги, чтобы сделать эти пути. Им для этого лишь нужны льготные кредиты.

Елена ЕФИМОВА, фото автора

Комментарии закрыты.