- Likes
- Followers
- Subscribers
- Followers
- Posts
Поэт, журналист, просветитель. К 150-летию со дня рождения Мухамеджана Сералина
К 150-летию со дня рождения Мухамеджана Сералина
О нем известно гораздо меньше, чем об Абае Кунанбаеве, хотя он для своего народа сделал не меньше. Его можно считать практически родоначальником казахской журналистики. «Редко одаренная натура, совмещающая в себе талант организатора, публициста и духовного вождя», – так писали о Мухамеджане Сералине когда-то в газете «Оренбургский край». Это был талантливый от природы человек, с глубоким аналитическим мышлением, имевший свой взгляд на все события, происходящие в обществе.
Казахский писатель, поэт, публицист, педагог, журналист Мухамеджан Сералин родился в 1872 году. Учился у муллы в медресе в Троицке, а в 1891 году окончил двухклассную русско-татарскую школу в Костанае. После этого успешно сдал вступительные экзамены в Оренбургское училище, но из-за материальных трудностей не смог продолжить учебу и уехал учительствовать в свой родной аул. Там он несколько лет работал преподавателем, обучая детей одновременно и казахскому, и русскому языкам. Его благородная деятельность на ниве просвещения была замечена русским историком, этнографом, востоковедом, миссионером, членом Оренбургской и Астраханской губернских ученых архивных комиссий Александром Алекторовым. Учительская работа способствовала более близкому знакомству Сералина с жизнью народа и осмыслению им причин социальной несправедливости, царящей в обществе. В тот период многие казахские интеллигенты имели только среднее образование. У Сералина же не было и этого. Главным его учителем стала сама жизнь.
В 1897 году Мухамеджан Сералин в городе Троицке устраивается на завод сортировщиком шерсти. Он прочитал всю классику русской литературы, которая имелась в библиотеке города. М. Сералин
изучает казахское устное народное творчество и сам начинает писать стихи. В совершенстве овладевает русским, персидским и татарским языками. В эти годы он создал великолепные поэмы «Топжарған» и «Гүлқашима», в которых осуждает господствующие в обществе вредные обычаи, принижающие человеческое достоинство. Первая поэма Сералина «Гүлқашима» была издана в Оренбурге в 1903 году и посвящена трагической любви юноши и девушки, ставших жертвами старых обычаев. Историко-реалистическая поэма «Топжарған», написанная тоже в 1903 году, была издана в Троицке в 1907 году. В ней М. Сералин мастерски изображает казахский быт, воспроизводит эпизоды национально-освободительного восстания под руководством Кенесары и Наурызбая Касымовых в 1830-1840 годы. Огромной заслугой Мухамеджана Сералина как поэта литературоведы считают утверждение в казахской литературе жанра сюжетной поэмы. Но более всего ценна его просветительская деятельность. И не только в качестве учителя в школе. Хотя именно здесь у него сформировалось его социально-политическое кредо. Просвещать народ не только посредством знаний, но и наглядной иллюстрацией существующих проблем и недостатков – этой цели могло бы служить печатное издание.
Журналистское дело в казахской степи появилось только в начале XX века. Рождение национальных СМИ было заслугой передовых сынов казахского народа того времени. Одним из них стал Мухамеджан Сералин. Он долго обивал пороги многочисленных учреждений, чтобы получить разрешение на выпуск журнала «Айкап». В конце 1910 года правительство удовлетворило ходатайство М. Сералина и дало разрешение на издание первого казахского журнала. В нем было сказано: «Киргизу Кустанайского уезда Чубарской волости № 5 М. Сералину выдано разрешение на издание в г. Троицке под его ответственность ежемесячного журнала «Эй-Кафь» по следующей программе: передовые статьи, заграничные вести, вопросы мусульманской жизни, хроника, фельетоны и стихотворения, библиография и научные статьи, письма в редакцию».
Хотя у Сералина не было специального образования в сфере журналистики, он яро взялся за новое дело, используя свой богатый жизненный опыт и знания положения национальной бедноты. Журнал «Айкап» для казахского общества того времени стал особым явлением. Социальное неравенство угнетало казахский народ. Многие с болью в сердце думали об этом, но не в силах были что-либо изменить. Голоса одиночек не были слышны на бескрайних просторах казахской степи. Новая интеллигенция избрала другой путь. Они поняли, что добиться цели можно путем создания своей печати, которая явилась бы гласом народа. Таким рупором стал журнал «Айкап».
М. Сералин ищет возможность пропаганды знаний и приобщения казахов к достижениям культуры передовых народов Европы. Большую поддержку изданию журнала оказали русские издатели и революционеры, представители передовой и демократически настроенной казахской интеллигенции. В течение пяти лет журнал «Айкап», собрав вокруг себя прогрессивных общественных деятелей, осуществлял просветительскую миссию среди простого народа. Прогрессивный журнал «Айқап» сыграл важную роль в развитии казахской письменной литературы.
Вступив в борьбу против царского самодержавия, М. Сералин тесно сотрудничает с подпольными революционными кружками, печатает свои статьи в газете «Степь». С радостью восприняв Великую Октябрьскую социалистическую революцию, он создает в родном ауле одно из самых первых коллективных хозяйств в Казахстане, активно проводит в жизнь мероприятия новой власти, во всем поддерживает коммунистов. Так, 1919-1921 годы были связаны с его работой в газете «Ұшқын» в Оренбурге. С 1921 по 1922 год он являлся председателем Шубарской волости. В 1923 году Мухамеджан Сералин направляется в Кустанайскую губернию в качестве заместителя председателя губернского исполкома. Здесь он издает газету «Ауыл», где освещает основные идеи Советской власти доступным и ясным для народа языком, публикует материалы об истории революционного движения в России и за рубежом. В 1923-1926 годах он является редактором газеты «Ауыл». В газету Мухамеджан Сералин пригласил и Беимбета Майлина. Затем к работе в редакции был привлечен Абдрахман Мустафин, тоже неплохо владевший пером. М. Сералин сделал все, чтобы газета «Ауыл» стала одним из лучших изданий. В том, что сегодняшняя «Костанай таңы», рожденная от «Ауыла», является одним из лучших изданий республики, несомненно, большая заслуга Мухамеджана Сералина, который дал ей путевку в жизнь. Мухамеджан Сералин является одним из основоположников современной республиканской газеты «Egemen Qazaqstan».
Он писал: «… о степени развития народа и дальнейшего продвижения вперед можно судить из того, сколько газет и книг распространено в массах. Я взялся за выпуск этого небольшого журнала не для того, чтобы стать знаменитостью или продавать свои знания, а для того, чтобы заставить своих братьев задуматься о многом. Нельзя жалеть средств, когда речь идет о пользе народа. Цель печатания и распространения книг, газет и журналов состоит в этом».
Действительно, тематика журнала была весьма широка: здесь шел активный обмен мнениями по вопросам культуры, развития родного края, истории и литературы, «Айкап» знакомил читателей с произведениями Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Антона Чехова. В издании широко освещались вопросы образования, перехода к оседлости, печатались материалы о пагубности родовых распрей. И все-таки ведущей тематикой становится продвижение идей прогресса и просвещения, «Айкап» целенаправленно выполняет главную задачу – «взять свою долю от достижений эпохи».
Мухамеджан Сералин так же, как и Абай, как Ибрай Алтынсарин и Чокан Валиханов, главную причину низкого уровня жизни казахов видел в кочевом образе жизни.
М. Сералин ни в чем не уступает современным профессиональным журналистам с высшим образованием. Содержание и тематика каждого материала глубоко и всесторонне продуманы. На первой странице публиковались новости внутренней жизни страны, официальные сообщения, на второй и третьей страницах под рубрикой «Открытое письмо» – письма читателей. Материалы о земле, съездах, выборах расположены на четвертой-шестой страницах. Материалам под рубриками «Фельетон», «Сообщения» отведено место в середине журнала. На последних страницах журнала можно прочитать зарубежные новости, рецензии, соболезнования. В журнале публиковались материалы постоянных корреспондентов со всей республики. Радует и полиграфическое оформление журнала. Редактор Мухамеджан Сералин в журналистике оставил свой неизгладимый след. Его по праву можно назвать отцом казахской журналистики.
В 1924 году М. Сералин едет в Москву для участия во II Всероссийском съезде Советов. Здесь он застал смерть вождя пролетариата Владимира Ильича Ленина, участвовал в его похоронах. Возвратившись, публикует стихи, посвященные Ленину.
Мухамеджан Сералин опубликовал около 40 публицистических статей и очерков в журнале «Айкап». А в газетах «Ауыл», «Енбекші қазақ», «Ұшқын», журнале «Қызыл Қазақстан» — более 20 статей о революции, ее последствиях, о политике коммунистов. В 1911 году он перевел на казахский язык поэму «Рустем и Сухраб» в вольном переложении В. А. Жуковского из эпопеи «Шахнаме» Фирдоуси, а в 1915 году –
повесть «Полынь» А. С. Сорокина.
В 1928 году Мухамеджан Сералин, тяжело больной, возвращается в свой родной аул. Однако, несмотря на плохое самочувствие, он активно работает: основывает село Аксор, открывает в нем школу, клуб, баню, организовывает водохранилище, сажает деревья и выращивает фрукты. Он наглядно демонстрирует образец культуры нового аула. После того, как здоровье улучшилось, он вернулся в Кустанай и готов был продолжать работу на журналистском поприще. Однако вновь слег и уже не поднялся. В 1929 году поэт и просветитель скоропостижно скончался. После себя он оставил немного творческого наследия – к сожалению, многие рукописи утрачены. Ведь после смерти всю его семью отправили в ссылку в Приаралье. Как вспоминает дочь Сералина Гайни, «мы уезжали спешно, даже лампу на столе не успели погасить, собака осталась на привязи». Говорили, перед смертью Мухамеджан-ата завернул в кошму сундук со своими рукописями и книгами и зарыл в землю. В 70-х годах прошлого столетия предпринимались неоднократные попытки найти его, но они не увенчались успехом. Возможно, это всего лишь легенда. В Карабалыкском районе есть аул, который называется Старый Урнек. У этого аула находится небольшое озеро Сералы. На его высоком берегу покоится прах Мухамеджана Сералина. Школа здесь носит его имя. В Костанае есть улица, названная именем Мухамеджана Сералина, имеется мемориальная табличка на здании, где располагается газета «Костанай таңы».
Отмечу, что дед поэта Турсынбай, отец Сералы были видными акынами своего времени. Имя его отца Сералы Еруалыулы занесено в антологию казахской поэзии «Бес гасыр жырлайды» («Песнь пяти веков»). Песня его отца «Сулуагаш», написанная против колонизаторской политики, переходила из уст в уста, ее поют по сегодняшний день. По матери Мухамеджан Сералин является потомком татарских купцов Яушевых.
Памятную стелу Мухамеджану Сералину открыли в Карабалыкском районе Костанайской области в прошлом году. А в этом году мы отмечаем 150-летие со дня рождения нашего прославленного соотечественника. В рамках подготовки к юбилею в сентябре было завершено благоустройство и ремонт его места захоронения в селе Урнек, проведен ремонт улицы Мухамеджана Сералина в поселке Карабалык Костанайской области.
Лала ИСЛАМОВА
Комментарии закрыты.