The news is by your side.

Пока на дистанции

Во второй половине семестра возможно проведение лабораторных и практических занятий

В Таразском региональном университете имени М. Х. Дулати сейчас занятия проводятся почти полностью в дистанционном формате. Для обеспечения качества обучения вуз установил необходимость и правила обязательного сочетания синхронного и асинхронного обучения, то есть форматов онлайн и офлайн, процент которых зависит от специфики дисциплин.

Как и все казахстанские вузы, перед началом первого семестра нового учебного года университет рассматривал различные сценарии организации процесса обучения. Все они зависели от развития ситуации с пандемией. Ведь сегодня приоритетом является забота о здоровье и безопасности более 19000 студентов и почти двух тысяч преподавателей и персонала.

На основе методических рекомендаций Министерства образования и науки Университет Дулати предпринял ряд мер при подготовке к новому учебному году. Все заинтересованные стороны своевременно получили информацию в адаптированном виде — инструкции для чтения, аудио- и видеоматериалы, в формате проведения вебинаров, онлайн- и офлайн-консультаций. Для оперативной связи и разъяснения вопросов, связанных с учебной деятельностью, в вузе действуют службы поддержки студентов: открыт виртуальный офис, возобновлена работа HelpDesk и сall-центра. Объявления, контакты и различного рода инструкции регулярно и своевременно публикуются на официальном сайте университета и портале обучающегося.

Для этого в расписании обязательно указываются идентификаторы платформ для онлайн-занятий. Офлайн-обучение осуществляется на основе использования студенческого портала (LMS) вуза: университет располагает современными платформами — широко используемой в Казахстане «Платонус» и собственной, запатентованной автоматизированной системой управления обучением «Сириус». Система предоставляет обучающимся доступ к академической информации, загруженным преподавателями контентам по каждому курсу, возможность мониторинга как со стороны эдвайзера (куратора группы), так и мониторинговых групп. Контент дисциплины включает силлабусы, видео- и аудиолекции, презентации, методические указания, кейсы, ссылки на библиотечные ресурсы, а также различные варианты заданий, созданные с учетом расширения интеракции в условиях дистанционного обучения. Контент по курсу имеет возможность для постоянного наращивания и улучшения качества за счет индивидуализации. Одним из преимуществ системы управления обучением является ее изменение и масштабирование, что дает возможность для личного обмена сообщениями между обучающимися и преподавателями и для поддержки большого потока онлайн-слушателей.

Учебный год в новом формате является определенно испытанием и для профессорско-преподавательского состава вуза. Новые требования к качеству обучения в режиме дистанционных образовательных технологий предполагают расширение цифровых компетенций преподавателей. С этой целью летом проводились обучающие вебинары по разработке цифрового контента, созданию видеолекций, виртуальных лабораторных занятий и изучению возможностей современных платформ. Кроме того, в период с 24 по 28 августа проведена серия вебинаров по цифровым образовательным ресурсам и использованию возможностей систем управления учебным процессом с охватом более 70 процентов преподавателей (лекции доступны для просмотра на YouTube-канале вуза). Сформирована группа цифровых волонтеров.

За последний год квалифицированными сотрудниками отдела дистанционного обучения 143 преподавателя вуза обучены технологии создания электронных образовательных ресурсов, 170 — применению Smart-Learing в образовательном процессе, 83 — успешно завершили курс «Особенности видеопроизводства онлайн-курсов». Таким образом, к новому учебному году по девяти дисциплинам ( из цикла общеобразовательных) разработан полноценный контент видеолекций.

Успех онлайн-обучения зависит не только от наличия хорошей материально-технической базы, но и носит социальный характер: так как дает больше возможностей уделить внимание индивидуальной работе, которая является мощным двигателем обучения. Все преподаватели и сотрудники университета стремятся помочь обучающимся адаптироваться к новой технологии обучения, справиться со всеми логистическими сложностями и эмоциональным стрессом. Открывают дополнительные каналы связи для передачи важных сообщений, облегчения общения, обмена опытом.

Согласно методическим рекомендациям МОН РК, для некоторых образовательных программ, а именно по направлениям: «искусство», «естественные науки, математика и статистика», «инженерные, обрабатывающие и строительные отрасли», «сельское хозяйство и биоресурсы», «транспортные услуги» определен перечень дисциплин, по которым в небольшом объеме планируется проведение лабораторных, практических или студийных занятий в традиционном формате. Такие занятия в университете запланированы на вторую половину семестра. В силлабусах указаны точные сроки, они скоординированы руководителями образовательных программ так, чтобы занятия проходили по возможности в идентичное время. Однако это не означает, что студенты, находящиеся в период дистанционного обучения далеко от университета и не имеющие возможность выехать из дома, будут обязаны явиться на занятия. Преподаватели и сотрудники при этом предусматривают прямые трансляции занятий и подготовку цифрового контента, как альтернативного решения в случае новой волны COVID-19.

Самым сложным начало учебного года является для первокурсников. Традиционно для них университет организует ориентационную неделю, в этом году она прошла полностью дистанционно. Первым событием стала лекция ректора «Мухаммед Хайдар Дулати: жизнь — наставление поколению». В течение недели деканы факультетов провели ряд занятий, включающих вопросы академической политики вуза и неукоснительного соблюдения принципов академической честности; прошли встречи с эдвайзерами (кураторами групп), проведены виртуальные туры по кампусам. Первокурсники приняли участие в открытых лекциях по разъяснению государственных программ на официальных каналах вуза в соцсетях, прошли обучение на платформе LMS вуза. Для первокурсников также обновлен справочник материалов с краткой информацией и FAQ, контактами и картой корпусов. Справочник-путеводитель можно найти на сайте и портале студента.

Разнообразие методов и технологий дистанционного обучения, платформ и форматов занятий, сочетание новых технологий с традиционными создает стимулы для повышения потенциала студентов, развивая новые навыки в процессе обучения на протяжении всей жизни. Мы надеемся, что настоящее время, называемое временем «идеального шторма», послужит отличным стимулом для дальнейшего развития Университета Дулати.

Махметгали САРЫБЕКОВ,
исполняющий обязанности
председателя правления — ректора Таразского регионального университета
имени М. Х. Дулати,
заслуженный деятель РК

Комментарии закрыты.