The news is by your side.

Пока не в тренде. Чистой продукции в Казахстане не так много, как хотелось бы

Чистой продукции в Казахстане не так много, как хотелось бы

Тренд на производство органических продуктов питания приживается в Казахстане довольно тяжело. Несмотря на то, что республика вошла в десятку ведущих экспортеров органической продукции в страны Европейского союза, на внутреннем рынке с сертификацией продуктов питания дела обстоят не так радужно.

Эксперты Национального центра аккредитации Комитета техрегулирования и метрологии отмечают активное распространение в Казахстане гринвошинга: компании маркируют этикетки продуктов стикерами Bio и Organic, хотя товары не проходили сертификацию, и не доказано, что они являются экологически чистыми.

Что же касается поставок на внешние рынки, то, по данным Министерства сельского хозяйства, Казахстан в международных рейтингах по экспорту органической продукции в Европу занимает топовые места. В 2021 году наша страна была на четвертой строчке по поставкам экологически чистой пшеницы, на шестой позиции — по экспорту семян льна. По информации АО «QazTrade», 57 казахстанских поставщиков подтвердили высокое качество сельхозсырья «Made in Kazakhstan» и получили зарубежные экосертификаты.

За прошлый год экспорт органического сельскохозяйственного сырья из Казахстана в Европу вырос почти в три раза — с 12,5 миллиона до 36 миллионов долларов США. Более 36 процентов от этой суммы составила выручка от продажи в страны ЕС пшеницы, еще 35 процентов — от реализации семян масличного льна.

Достижения на мировых торговых площадках пока слабо проецируются на внутренний рынок потребления, в первую очередь потому, что в Казахстане нет требований по обязательной сертификации экологически чистой или органической продукции. Этот процесс, согласно закону, носит добровольный характер.

В стране есть две организации, которые могут сертифицировать компанию по стандартам Organic: Национальный центр экспертизы и сертификации РК и частная компания Qazaq Bio Control, член Всемирной организации движения за органическое сельское хозяйство. Судя по данным сайта этой компании, в настоящее время процедуру получения сертификата проходят всего четыре субъекта рынка. Два из них (крестьянское хозяйство «Успенское» и ТОО «Алтын-нан») расположены в Костанайской области, третий (ТОО «Енбек») — в Акмолинской, четвертый (ТОО «Organic village») — в Алматинской области. Все находятся в стадии переходного периода. Это значит, что эксперты по аккредитации будут еще год наблюдать за соблюдением норм органического земледелия в этих хозяйствах, на производстве.

О низкой заинтересованности компаний в производстве «органики» говорят эксперты компании АО «QazTrade» и Министерства сельского хозяйства.

Причин медленного продвижения этой темы несколько. Главный фактор — экономический. Чтобы получить национальный знак качества органической продукции, необходимо соблюдать все нормы закона. Например, нужно отказаться от использования пестицидов, гормонов, антибиотиков, гидропоники. Эти требования подразумевают увеличение расходов на обработку полей, ветеринарию, оснащение. Дополнительные расходы, в свою очередь, ведут к удорожанию конечной стоимости продукции и снижению ее конкурентоспособности.

Имеет значение и то, что при расцвете гринвошинга импортных и отечественных товаров получение сертификата Organic фактически не дает преимуществ казахстанскому производителю, ведь потребитель не может определить, действительно ли стикер Organic или Bio говорит о том, что товар был выпущен в условиях органического производства. Актуального реестра компаний «органики» ни в Казахстане, ни в ЕАЭС не существует.

А госорганы в стране фактически расписались в своем бессилии: ни одна из госкомпаний не проверяет и не контролирует соответствие экомаркировки. Об этом стало известно в ходе обсуждения проблем органического производства на заседании проектного офиса Organic на площадке Нацпалаты предпринимателей «Атамекен».

Кроме стандарта органических товаров, в Казахстане также существует технический регламент соответствия нормативам безопасности — сертификат экологически чистой продукции. Если требования по «органике» в сельском хозяйстве строгие, то для получения стандартного экосертификата жестких нормативов нет. Главное, чтобы товар прошел проверку на отсутствие вредных компонентов, тяжелых металлов и т. д.

По данным Бюро национальной статистики РК, за 2017-2021 годы в Казахстане сертификаты экологически чистой продукции были оформлены по 18 номенклатурам продовольствия, половина из них — товары невысокого передела. В основном это продукция животноводства. Так, устойчивый рост за эту пятилетку показывает производство сертифицированного мяса птицы. В 2021 году предприятия, имеющие такой экодокумент, выпустили 63,6 тысячи тонн мясных продуктов из птицы (плюс 8,1 процента к 2017 году).

Стабильные объемы выпуска также отмечаются у переработчиков, продающих йогурты и сливки, сыр и творог.

По восьми категориям товаров выпуск именно с экосертификатами с 2019 года уже не ведется. Среди них более сложные несырьевые продукты, такие, как кондитерские изделия, мороженое, хлеб, мучное, готовые блюда, напитки.

Подготовила Людмила МЕЛЬНИК

Комментарии закрыты.