The news is by your side.

Покатаемся?

Казахстанцы предпочитают машины среднего класса

«Покажи мне своего «железного коня», и я скажу, кто ты». В этой привычной фразе сегодня акценты явно смещаются. Во-первых, наличие иномарки давно не является показателем благосостояния ее владельца. Во-вторых, бренд модели постепенно становится менее значимым, а иногда и вовсе второстепенным признаком в сравнении с ее «возрастом». Не верите? Обратимся к специалистам.

Ассоциация казахстанского автобизнеса проанализировала ситуацию на отечественном рынке легковых автомобилей, в том числе импортированных и произведенных на территории нашей страны. И поделилась вот такими данными. За прошедшие шесть месяцев казахстанцы гораздо активнее, чем за аналогичный период прошлого года, приобретали «колеса». За полгода только официальные дилеры реализовали 39 592 единицы автотехники. Для сравнения: в первом полугодии прошлого года было продано только 17564 автомобиля. «Наиболее значительный рост продаж показали два бренда. «Hyundai» увеличил свои продажи почти в шесть раз, а «ZAZ» — в 4,5 раза. Неплохой рост показали «Renault» (+198,68%), «Kia» (+190,87%), «Lada» (+187,35%), «SsangYong» (+174,23%)», — говорится в обзоре.

Как отмечают в ассоциации, в среднем ежемесячное увеличение с начала года составляет около 340 авто. Большая часть прироста приходится на легковые автомобили: их было продано на 20 тысяч больше, чем за аналогичный период прошлого года. Что касается легких коммерческих авто, то их продажа показывает ежемесячный стабильный рост.

— Среди доступных по цене автомобилей наибольшей популярностью пользуются три бренда: «Lada», «Hyundai» и «ZAZ», — поясняют автомобилисты.

В сегменте легковых автомобилей за шесть месяцев продажа увеличилась в 2,5 раза по сравнению с первым полугодием 2011 года. Наибольшая доля рынка — 38,6 процента — принадлежит автомобильной марке «Lаda». Корейские автомобили «Hyundai» значительно увеличили свою долю рынка, и сейчас она составляет 10,42 процента.

Как ни странно, всегда считавшиеся популярными «Toyota» и «Daewoo» немного потеряли долю рынка. Зато отечественной сборки «Kia» увеличила свою долю почти на один процент и занимает на рынке 6,88 процента. Доля «Chevrolet» — 5,79 процента. «Nissan» увеличил в первом полугодии объем продажи в 1,7 раза и обеспечил себе 3,89-процентную долю рынка. «ZAZ» увеличил продажу на 355 процентов и занял долю рынка в 3,03 процента. Японский бренд «Mitsubishi» занимает 2,56-процентную долю рынка, бренд «SsangYong» — 2,78 процента.

— За прошедшие шесть месяцев несомненными лидерами стали автомобили среднего класса (С класс). Второе место по популярности занимают внедорожники (SUV), а третье место принадлежит автомобилям В-класса (малолитражки), — отмечают аналитики.

Лидером по покупке новых автомобилей остается Алматы, где за первое полугодие продано 9487 автомобилей (доля рынка — 24,01 процента). В столице Казахстана автомобили покупают почти вдвое меньше, чем в Алматы, — всего 5559 с начала года. На третьем месте — Атырау (3403 единицы). В Костанае, Усть-Каменогорске, Шымкенте и Актобе продано примерно одинаковое количество машин (2500 — 2800). Наименьшей популярностью новые автомобили пользуются в Таразе и Талдыкоргане, — поясняют в ассоциации автобизнеса.

Что ж, предпочтения таразцев в пользу подер-жанных авто вполне объяснимы. Проблема — в низкой покупательской способности граждан. По наблюдениям одного из читателей «Знамёнки» Марата Аскарова, в Таразе любой, у кого найдутся свободные пять-шесть тысяч долларов США, покупает подержанную «Toyota» или «Аudi». Которые очень скоро превратятся в автохлам.

— Уж лучше бы брали отечественные авто, пусть даже за сумму вдвое большую, — говорит собеседник. — Но для этого необходима разъяснительная работа: дилерам нужно проводить больше пиар-акций, а аналитикам — объяснять все минусы от ввоза подержанного товара на местные рынки.

Кстати, не так давно ассоциация автобизнеса Казахстана публично предложила ввести сбор за утилизацию автомобилей. Утилизационный сбор, по мнению авторов идеи, снизит импорт в страну старых автомобилей, не соответствующих стандартам экологии и безопасности. В качестве альтернативы предлагается хотя бы уменьшить в Казахстане количество автохлама «в возрасте» старше семи лет. А таких легковых машин в республике — почти половина (43 процента).

Напомним, введение утилизационного сбора впервые инициировало правительство России. Для вступления во Всемирную торговую организацию страна должна снизить пошлины на ввозимые автомобили, что вызовет увеличение потока авто-хлама на территорию Таможенного союза. Чтобы воспрепятствовать этому, Российская Федерация предложила партнерам по ТС ввести сбор за утилизацию автомобилей. Казахстан и Беларусь вначале поддержали эту идею, однако отложили ее обсуждение на неопределенное время.

— Если опираться на российский опыт, то там величина ставки утилизационного сбора для новых автомобилей будет составлять более двух тысяч долларов США, — говорит член президиума ассоциации казахстанского автобизнеса Андрей Лаврентьев. — Подержанные авто обойдутся дороже. Для них сборы составят до восьми тысяч долларов, а для автохлама — до 19 тысяч долларов. Это вызовет подорожание старых машин, которым есть альтернатива. На территории Казахстана выпускаются автомобили стоимостью от девяти тысяч долларов, которые доступны для наших потребителей. Это цивилизованная замена старому авто и единственный путь для обновления старого автопарка.

В сообщении одного из информационных агентств говорится, что Министерство индустрии и новых технологий Казахстана подтвердило: вопрос о введении сбора за утилизацию авто пока рассматривается. Тем временем ассоциация автобизнеса предполагает, что до вступления в ВТО утилизационный сбор за автомобили в нашей стране вводить не будут.

— А жаль, уже сейчас надо бы поощрять тех, кто избавляется от автохлама, чтобы они могли приобрести новые и экономичные модели. В противном случае наша страна может стать свалкой для старых небезопасных иномарок, — делится соображениями М. Аскаров.

Гульжан АСАНОВА

Комментарии закрыты.