The news is by your side.

Полная защита. Импортная продукция должна быть безопасной

Импортная продукция должна быть безопасной

Жамбылская земля плодородна и изобильна. Местные фермеры выращивают зерновые колосовые, масличные, бобовые культуры, овощи, картофель. В регионе немало садоводческих хозяйств. Тем не менее, в основном на прилавках рынков и магазинов в областном центре и в районах представлена импортная плодоовощная продукция.

Из Узбекистана в нашу область завозят преимущественно ранние овощи, а из Кыргызстана — картофель и яблоки. Однако не всегда эта продукция оказывается безопасной. Об этом на днях рассказали в Министерстве сельского хозяйства РК.

Не прошли карантин

По информации пресс-службы ведомства, с 24 сентября по 1 октября 2021 года государственными инспекторами по карантину растений выявлено 72 нарушения в области карантина растений при ввозе подкарантинной продукции на территорию Республики Казахстан из других стран.

«При проведении карантинного фитосанитарного контроля был пресечен ввоз подкарантинной продукции, не отвечающей фитосанитарным требованиям. В том числе 743 тонн пшеницы, ячменя, картофеля, нута, томатов, огурцов, перца, свеклы, баклажанов, яблок, бананов, сухофруктов, 265 кубометров пиломатериалов и 10479 штук саженцев травянистых растений и корневищ цветочных культур из Российской Федерации, 57,2 тонны яблок, груш, облепихи из Республики Кыргызстан, 10 тонн сушеных абрикосов из Афганистана, 20 тонн кураги из Турции, 0,35 тонны винограда, хурмы, семян дыни, семян люцерны и 10 штук саженцев ели из Узбекистана», — говорится в сообщении.

Также отмечается, что лица, допустившие нарушения законодательства в области карантина растений, привлечены к административной ответственности по статье 400 КоАП РК, им выписаны
административные штрафы на сумму 3,8 миллиона тенге. Основными нарушениями являются отсутствие фитосанитарного сертификата и маркировки, а также непредоставление подкарантинной продукции на вторичный досмотр.

Кроме того, при ввозе 17 тонн груш и яблок из Республики Кыргызстан был выявлен карантинный для Республики Казахстан объект — восточная плодожорка (Grapholita molesta).

Стоит отметить, что с 1 января 2021 года государственными инспекторами по карантину растений Комитета государственной инспекции в агропромышленном комплексе Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан было выявлено 4,9 тысячи нарушений в области карантина растений, в результате выписаны административные штрафы на сумму 367,1 миллиона тенге.

Нужны системные решения

Вообще проблема, обозначенная выше, намного серьезнее, чем кажется на первый взгляд. Настолько, что вызвала нешуточную озабоченность депутата Мажилиса Парламента РК, члена Комитета по аграрным вопросам Амангалия Бердалина, направившего депутатский запрос на имя заместителя Премьер-Министра РК Романа Скляра. Документ также подписали члены Комитета по аграрным вопросам Аскарбек Уисимбаев, Фахриддин Каратаев и Кайнар Абасов. Причем авторы запроса обращают внимание Кабмина не только на приграничный контроль подкарантинной сельскохозяйственной продукции, но и на трудности, с которыми фитосанитарная и ветеринарная службы сталкиваются в своей работе постоянно.

«В пункте 267 Дорожной карты по исполнению Предвыборной программы партии «Nur Otan» «Путь перемен: достойную жизнь каждому!» до 2025 года преду­смотрена модернизация ветеринарной, фитосанитарной и карантинной служб в соответствии с международными требованиями», — отмечается в запросе. Далее мажилисмены подчеркивают, что одной из значимых имеющихся проблем в Комитете государственной инспекции в агропромышленном комплексе является дефицит квалифицированных специалистов — как удержание имеющихся, так и их набор на вновь образовавшиеся вакансии. Большая нагрузка и низкая оплата труда ведут к интенсивной текучести кадров.

Кроме того, для проведения своевременных мероприятий необходимо доукомплектовать РГП «Фитосанитария» опрыскивающей техникой и оборудованием, так как износ имеющейся техники составляет 60 процентов.

Одним из злободневных вопросов на сегодняшний день является проведение фитосанитарных обработок против стадных и нестадных видов саранчовых вредителей. В настоящее время химическая обработка против них осуществляется как за счет местных бюджетов, так и на средства республиканского бюджета.

«По нашему мнению, такие мероприятия должны целиком финансироваться из республиканского бюджета. Во-первых, в районных отделах сельского хозяйства отсутствуют специалисты, которые могли бы определить вид саранчи —
стадная или нестадная, в то время как в КГИ есть инспекторы по защите растений во всех районах области.

Во-вторых, за время, пока будет определено, за счет каких средств проводить химическую обработку, и пока приедет техника, саранчовые становятся на крыло и массово повреждают посевы.

В-третьих, практически во всех случаях инсектициды и для стадных, и для нестадных вредителей идентичны. Руководителям хозяйств ведь без разницы, какая саранча повреждает их посевы, им нужен результат от государственной поддержки», — считают депутаты.

В этой связи авторы запроса предлагают объединить защитные мероприятия в одну программу — «саранчовые вредители». То есть рассмотреть вопрос о внесении изменений в приказ Минсельхоза РК от 19 марта 2020 года № 100 «Об утверждении Перечня вредных организмов, борьба с которыми осуществляется за счет бюджетных средств, и Правил проведения фитосанитарных мероприятий» в части дополнения Перечня вредных организмов, обрабатываемых за счет респуб­ликанского и местного бюджетов.

Также мажилисмены считают, что назрела необходимость введения альтернативных методов проведения обработок за счет бюджетных средств с отлагательными условиями и критериями для сельхозтоваропроизводителей. К примеру, в виде оказания услуг по обработке по принципу форварда, когда услуги оказаны РГП «Фитосанитария», но фермер взамен отказывается от получения субсидий в пользу РГП «Фитосанитария» и доплачивает разницу после сбора урожая. Можно использовать и другие механизмы поддержки фермеров по проведению защитных мероприятий против вредных, особо опасных вредных организмов и карантинных объектов.

Члены Комитета по аграрным вопросам Мажилиса Парламента РК также предлагают рассмотреть на законодательном уровне возможность оперативного реагирования и проведения карантинных мероприятий по вредителям, болезням и сорнякам, признанными по результатам анализа фитосанитарного риска карантинными объектами, но не включенных в Единый перечень карантинных объектов ЕАЭС.

«Данная проблема возникла, когда Россельхознадзором в декабре прошлого года был введен запрет на ввоз плодов томатов с территории Казахстана в связи с выявлением вируса коричневой морщинистости плодов томатов, при этом данный вирус отсутствовал в едином перечне карантинных объектов ЕАЭС, а для открытия доступа и снятия запретов требовалось проведение всего спектра карантинных мероприятий», — говорится в запросе.

Есть и еще проблемы, решение которых назрело в последний год. «С введением обязательного ПЦР-тестирования для выявления скрытых вирусов перед экспортом имеются некоторые трудности. Необходимо пять раз в неделю отправлять отобранные образцы в Республиканскую зональную карантинную лабораторию, расположенную в городе Алматы, что занимает время и вызывает недовольство со стороны местных товаропроизводителей», — подчеркивают депутаты.

При этом они отмечают, что товаропроизводителям приходится тратить много времени на получение государственных услуг со стороны сотрудников фитосанитарной и ветеринарной инспекций.

Мажилисмены считают, что решить эти проблемы можно. Для этого необходимо обеспечить пограничные фито- и ветеринарные пункты современным оборудованием для проведения ПЦР-исследований.

Но и это не все. «В главе 4 статьи 13 Закона Республики Казахстан «О семеноводстве» запрещается реализация и использование для посева (посадки) семян сельскохозяйственных растений, полученных на основе генной инженерии (генетически модифицированных). Однако на законодательном уровне не закреплена ответственность Комитета государственной инспекции в АПК МСХ РК за осуществление контроля по регулированию оборота генномодифицированной растениеводческой продукции, в том числе и генномодифицированных семян сельскохозяйственных культур, с выделением финансовых средств на закуп необходимого лабораторного оборудования», — отмечается в запросе.

Депутаты Мажилиса рекомендуют активизировать реализацию всех мероприятий Дорожной карты, касающихся модернизации фитосанитарной службы, а также определить ответственного за осуществление контроля над регулированием оборота генномодифицированной растениеводческой продукции. Тогда, возможно, и казахстанским фермерам будет легче выращивать действительно полезную, экологически чистую продукцию.

Лариса РУБЦОВА

Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.