The news is by your side.

Помнить обо всём. Листая страницы общей истории

Листая страницы общей истории

В 1930-1950-е годы Казахстан был превращен в гигантское поселение ссыльных, высланных, спецпереселенцев, представлявших различные группы населения СССР, репрессированные по социальным, политическим, конфессиональным и этническим мотивам.

Депортация как мера, предполагавшая изгнание с нажитых мест или ссылку определенной группы людей или целого народа в другой регион, последовательно проводилась в СССР. Из средства ослабления этнической напряженности она постепенно превращалась в могущественный рычаг урегулирования межнациональных конфликтов. При этом депортированные народы навсегда утратили часть своих культурных ценностей.

В довоенные годы фактически сложилась так называемая «лагерная экономика», основанная на труде ссыльных заключенных, отбывающих наказание в исправительно-трудовых лагерях и спецпоселениях.

Труд заключенных и спецпереселенцев широко использовался и на объектах, строившихся в Казахстане. В 1930-1931-е годы территория Казахстана была определена в качестве «кулацкой ссылки» для многих десятков тысяч крестьян из других районов страны. По сведениям отдела по спецпереселенцам ГУЛАГа ОГПУ, в республику была выселена 46091 семья, или 180015 человек. Это были крестьяне с Нижней и Средней Волги, из Центральной черноземной области, Нижегородского края, Московской области, Средней Азии и Закавказья.

Массовый приток представителей разных народов резко изменил национальную структуру Казахстана. Тут нужно упомянуть, что страшным последствием преступной сталинской авантюры — политики коллективизации и насильственного перевода скотоводов-кочевников и полукочевников на оседлость — стал голод. По подсчетам историков-демографов, погибли около 1,7 миллиона казахского населения. Свыше одного миллиона человек откочевало за пределы Казахстана, в том числе и за рубеж — в Китай, Афганистан, Иран и другие страны. Из них 616 тысяч мигрировали безвозвратно.

К началу войны против фашистской Германии в Казахстане насчитывалось 80 тысяч немцев (в последующие годы их число возросло до 407931 человека), больше 130 тысяч поляков, 60 тысяч корейцев, больше 180 тысяч трудовых переселенцев, 15 тысяч ссыльно-поселенцев, 33 тысячи ссыльных и высланных.

В годы войны в Казахской ССР были размещены 532,5 тысячи эвакуированных и 507 тысяч депортированных из Северного Кавказа, Крыма и Поволжья.

В первые месяцы войны в Джамбулскую область прибыли 2019 человек. Так, на 1 сентября 1941 года прибыли 404 русских, 406 украинцев, 51 белорус, 1129 евреев, 22 поляка, один латыш и шесть представителей других национальностей.

На территории города Джамбула в годы войны находились пять эвакогоспиталей: №№ 1593, 1598, 3221, 3896, 3981. Оказывая всестороннюю помощь фронту, трудящиеся области считали заботу о раненых бойцах и командирах важным делом. Южное солнце, фрукты, заботы врачей, медицинских сестер и женщин-общественниц возвращали в строй воинов.

Через города и села Казахстана прошло 155 таких эвакогоспиталей. В госпиталях лечились 184309 раненых и больных солдат и офицеров, возвращены в строй от 60 до 70 процентов поступивших на лечение.

Для раненых фронтовиков местные жители ничего не жалели. В декабре 1941 года только активисты железнодорожной станции Джамбул собрали для госпиталей более двух тысяч единиц посуды, восемь диванов, 500 стульев, 410 одеял, 23 музыкальных инструмента, 21 шкаф, 90 пар обуви, 570 книг, 800 подушек, 1000 наволочек. В то же время существовала и практика насильственного изъятия хлеба. Она затронула практически все категории населения. Так, «у жены фронтовика Исламкуловой, имеющей трех детей, отобрали котел и 13 килограммов мяса, засчитав это за 27 килограммов хлеба». В колхозе «Кайнар» 77-летний колхозник Шамаев, отец троих фронтовиков, продал самовар, медный таз и кошму, чтобы выполнить задание по хлебозакупке. Жена награжденного фронтовика Досметова, мать четырех детей, продала шелковый платок и серьги, чтобы сдать 64 килограмма хлеба.

В декабре 1941 года в Джамбулскую область доставили поляков, многих из них поселили в колхозах. Советское государство, ра­зумно определив юридическое положение поляков, не допускало их дискриминации. В соответствии с этой установкой правления колхозов снабжали продуктами не только работающих, но и иждивенцев, а также регулярно выдавали авансы в счет будущих заработков. Все это дало полякам возможность для скромного существования в далеком от их родины Казахстане в то время, когда весь мир содрогался от зверства и садизма фашистов.

В колхозах Джамбулской области, как и других областях Советского Союза, поляки показали пример добросовестной, самоотверженной работы. В цифрах показатель их трудового участия составлял в среднем 400-500 трудодней в год, временами достигал 700 трудодней.

В целом же, конечно, положение спецпереселенцев, особенно в первые годы поселения, было крайне тяжелым. Им зачастую приходилось жить в неприспособленных помещениях, скудно питаться, страдать от болезней, трудиться в тяжелых условиях. Из-за этого показатели смертности были высокими.

В справке отдела спецпоселений МВД СССР на 10 апреля 1945 году указывалось следующее: «Наибольший процент смертности был среди спецпоселенцев, переселенных в 1944 году. Так, из их общего количества в этом году до настоящего времени умерло: чеченцев, ингушей, балкарцев, карачаевцев —
23,7 процента, крымских татар, болгар, греков, армян — 19,6 процента, калмыков — 17,4 процента, турок, курдов, хемшинов — 14,6 процента». Эти данные были отмечены в отчете министра внутренних дел республики Афанасия Пчелкина в июле 1946 года.

В архивных документах упоминается и такой факт: из выселенного из Крыма 9621 армянина в Казахстан попали только 575 человек, из них только один армянин — в Джамбулскую область.

Можно предположить, что смертность депортированных в нашем регионе была низкой.

Знакомясь с отчетом о работе польского детского сада № 4 города Джамбула, можно сделать вывод, что дошкольникам из «Компольдета» жилось намного лучше, чем их местным сверстникам. В отчете написано: «К зиме вывезли пять кубов торфа, из гороно получили саксаул. Овощей мы не заготовляли, но по потребности получаем из «Плодовощ». Дети, посещающие наш детский сад, являются представителями польской и еврейской нацио­нальностей. Питаются три раза в день и получают достаточно продуктов как в качестве, так и в количестве. Дети посещают детские кинокартины, цирк, выставки. Большое внимание уделяется воспитанию в детях любви к своей Родине и Советскому Союзу. Для укрепления дружбы между польскими и русскими детьми участвуем в утренниках, наши дети принимают активное участие в программе и наоборот. Детский сад финансируется непосредственно горфо. Смета на 1945 год составлена и утверждена гороно в сумме 74650 рублей. Немногим раньше в Джамбуле открылась средняя школа для польских детей. В ней обучаются 500 учеников. Все дисциплины, в том числе история, география, литература преподаются на родном языке. Вводится также изучение русского языка».

Такое благостное отношение к переселенцам происходило в то время, когда местные колхозники не всегда получали продукты за свои трудодни, и их дети попросту голодали.

В заключение можно констатировать, что репрессированные и депортированные обрели непростой жизненный опыт, но благодаря толерантности и дружелюбию коренного населения смогли получить достойное образование, повысить социальный статус, улучшить материальное благополучие и обрели здесь свою вторую родину.

Сейдахан БАХТОРАЗОВ,
профессор, руководитель центра изучения истории Туркестанского края
имени Ж. Баласагуни,
руководитель рабочей группы региональной комиссии
по полной реабилитации жертв политических репрессий

Комментарии закрыты.