The news is by your side.

Повернувший время вспять. Памяти Бахытяра Абильдаева, вернувшего Таразу историческое имя

Памяти Бахытяра Абильдаева, вернувшего Таразу историческое имя

«Размах его крыльев был создан для большого полета, но распрямить их и взлететь на высоту, достойную его, не было суждено», — так о Бахытяре Абильдаеве, журналисте, публицисте, писателе вспоминал в 2020 году государственный и общественный деятель Мырзатай Жолдасбеков.

…Джамбул. 1970-е годы. Небольшой город на юге Казахстана взволнованно обсуждал статью в областной газете «Еңбек туы». «Айша туралы аңыз» — исторический очерк о юной красавице настолько был непохож на привычные передовицы, репортажи с полей и заметки с заседаний, что не заметить его было нельзя. К тому же молодой журналист, сотрудник газеты приводил архивные документальные данные, прежде неизвестные. И это было настоящим открытием в масштабе республики!

Вскоре из столицы, тогда Алматы, и других городов начались звонки, полетели телеграммы, автора искали все — ученые, писатели, историки, администрация.

А за несколько лет до этого, в Ташкенте, в Государственном архиве, молодой казах интеллигентного вида корпел над старинными документами. Сотрудники архива уже узнавали его, он приезжал не в первый раз. Всегда был учтив, приятен в общении. Настойчиво и терпеливо искал в летописях нужные ему сведения. В последний раз уходил очень радостный, легко перепрыгнув ступени, побежал в сторону ворот.

 

Мы рано стали взрослыми

— Наше детство — это годы войны. Перед глазами до сих пор картина, как всем аулом провожали наших отцов и братьев на фронт. Женщины, понятное дело, плакали. Мы в силу возраста не до конца осознавали ужас происходящего, но по лицам взрослых понимали, что все это не очень весело, — вспоминал детские годы Мырзатай Жолдасбеков.

Они с Бахытяром Абильдаевым — погодки, вместе учились в школе, позже в университете.

— Больше всего запомнилось, как плакала одна женге, сноха, у которой муж ушел на войну на следующее после свадьбы утро. Он не вернулся, а женге всю жизнь ждала его. На все предложения о замужестве, даже после того, как старейшины дали ей бата-разрешение устроить свою жизнь, отказалась, сказав, что будет ждать своего мужа. Таких историй было очень много. Верные и преданные своему чувству матери растили детей одни, ждали своих отағасы долгие годы. И такие матери взрастили настоящих людей, со стержнем внутри. Таким был и Бахытяр, — продолжал свои воспоминания о друге детства Мырзатай-ага.

В школе Бахытяр был одним из лучших учеников, рос смышленым, в нем чувствовалась целеустремленность. После десятилетки они поступили в Казахский государственный университет, ныне КазНУ имени аль-Фараби, на филологический факультет. Только Бахытяр выбрал кафедру журналистики, базировавшуюся на филфаке.

— Нашему потоку невероятно повезло с учителями. Нам преподавал Мухтар Ауэзов. И могу сказать, что курс «Абаеведение» от самого автора романа-эпопеи «Путь Абая» был самым лучшим подарком для вчерашних школьников. Курс был сильным, много отличников учебы. И все же Бахытяр выделялся среди студентов, его умение анализировать порой ставило в тупик даже профессоров, — говорил Мырзатай Жолдасбеков.

Когда друзья учились на третьем курсе, произошло событие, заставившее говорить о Бахытяре весь университет, и этот случай, возможно, сыграл свою роль в его судьбе.

А произошло следующее. Студент третьего курса Бахытяр Абильдаев поспорил с преподавателем курса «Марксизм-ленинизм», заявив, что в трудах Карла Маркса, в методологии и теоретической части, есть ошибка, и он ее нашел.

Конечно, случился большой скандал, были разбирательства, собрания, вольнодумец оказался в шаге от вылета из университета с волчьим билетом. Но обошлось без последствий.

— После университета я остался в Алма-Ате, Бахытяр поехал в Джамбул. Мы общались все время, ездили в гости друг к другу. У него было большое сердце, он был отзывчивым. Его готовность помочь удивляла и восхищала. Под стать ему была супруга Акылай, двери их дома были всегда открыты для друзей, родных, знакомых. Он любил и умел шутить. Беззлобно, но остроумно.

Он был трудолюбивым и неутомимым. Его умение мыслить глобально, в масштабах истории, всегда поражало меня. Если бы он выбрал науку, стал бы великим ученым. Помню, как он ездил в архивы, кропотливо исследовал документы, все его труды содержат только документально подтвержденные факты. Я не раз говорил ему: «Бахытяр, твой масштаб не регио­нальный. Ты — ученый по своей сути, ты — историк, тебе нужно жить в большом городе, чтобы твой труд увидели и заметили». Но он не уехал, остался в родном городе, не смог бросить стареющую мать.

Я часто думаю о том, что, если бы Бахытяр жил и работал в тогдашней столице, его жизнь сложилась бы по-другому. Потому что в регионе все-таки взлететь высоко непросто, траектория полета ограниченна, — с сожалением рассказывал Мырзатай-ага.

 

Большой нар

Большую часть жизни Бахытяр Абильдаев трудился в Жамбылской областной газете «Еңбек туы», начал корреспондентом, заведовал отделом сельского хозяйства, был заместителем главного редактора.

Коллеги по журналистскому цеху помнят его неу­томимым тружеником, неравнодушным автором и хорошим товарищем.

Писатель-драматург Елен Алимжан вспоминает: «Он был настоящим наром редакции. Знаете, таким крепким, выносливым, удивительно трудолюбивым. На своих плечах он нес огромный груз: газета была ежедневная, регион немаленький, специфических тем много, работы — непочатый край. И все это он умело координировал, направлял, очень много писал сам. Настолько качественно и мастерски, что его материалы служили лекалом, образцом для журналистов. В те годы заведовать сельскохозяйственным отделом в редакции было непросто. Это была одна из основных сфер в регионе, ей уделяли пристальное внимание. А он умел писать на любую тему без шаблонов.

Помнят коллеги и тот очерк, наделавший много шума и ставший поворотным моментом в судьбе двух мавзолеев, расположенных в области, — Айша-биби и Карахан батыра.

Город с утра шумел. На аппаратном совещании в обкоме партии обсуждали статью, в редакции, понятное дело, тоже. Телефон не умолкал. Звонили отовсюду и все. Это был результат кропотливого многолетнего труда Бахытяра».

Стоит отметить, что все поездки в архивы в соседний Узбекистан, в другие города Бахытяр оплачивал сам. Исследование велось исключительно на его энтузиазме. Тогда не было грантов, фондов, спонсоров.

Он в числе первых также исследовал архивы и восстановил биографию батыров — Койгельды, Рысбека, Сыпатая и ряда других исторических личностей.

— Он первый в советском Казахстане исследовал гражданскую историю. Тогда ведь как было? В приоритете была история марксизма, коммунизма. Историки изучали в основном идеологические темы, это было выгодно во всех смыслах. А Бахытяр самостоятельно, не будучи профессиональным историком, изучал историю казахского народа в лицах. И делал это на высоком уровне. Это был практически вызов режиму и времени, — не скрывая уважения к коллеге, рассказывает Елен Алимжан.

Работавшие вместе с Бахытяром Абильдаевым помнят его неравнодушным, деятельным человеком, без устали помогавшим всем. Именно он, а никто другой, звонил без страха и сомнения в самые высокие инстанции, если видел несправедливость, формализм, бездушие, от которых страдали простые люди.

Добрым словом вспоминают Бахытяра Абильдаева многие коллеги, друзья, товарищи. В процессе подготовки статьи довелось общаться с людьми, знавшими его при жизни. И практически в судьбе каждого он принял участие: кому-то помог избежать отчисления из университета, за другого он поручился на работе, откуда его хотели уволить, третьему дал дельный жизненный совет.

 

Пьеса на миллион

Работая в ежедневной газете, Бахытяр-ага находил время для творчества, поиска, исследований. Уже тогда, понимая значимость народной истории, он не один год провел в архивах, исследуя документы и собирая по крупицам сведения из далекого прошлого.

Бахытяр Абильдаев доказал, что история города, называвшегося в древности Таразом, насчитывает не менее 2000 лет. Он неоднократно обращался к руководителям разного ранга, писал письма в высокие инстанции с доказательствами и обоснованием. Ситуация изменилась после того, как ему удалось выступить на активе области перед Первым Президентом Казахстана. Вскоре городу вернули древнее название Тараз, а в рамках празднования 2000-летия был обновлен его облик, отремонтированы многие здания.

Легенду об Айше-биби он воссоздал на основе документов, которые нашел в ташкентском архиве. На их же основе написал исторический очерк, который вызвал такой резонанс. Поэтому неудивительно, что в 1984 году именно к нему обратился тогдашний директор Жамбылского областного драматического театра Алибек Амзеев с предложением написать пьесу об Айше-биби.

— На должность директора театра я пришел в 1983 году. Хотелось обновить репертуар, внести национальный колорит. Посовещавшись с режиссером Аскаром Кулдановым, решили, что нужно рассказать историю об Айше-биби. Конечно, предложили Бахытяру Абильдаеву выступить автором. Ведь благодаря ему легенда обрела вторую жизнь. Предложение он принял с радостью. Первый вариант был готов в рекордно короткий срок, через полмесяца! Конечно, потом он еще над ней работал, постановку осуществлял Аскар Кулданов. Премьера состоялась в августе 1985 года. Был аншлаг, — вспоминал Алибек Амзеев.

Главную роль исполнила молодая актриса, ныне заслуженный деятель РК Гульшат Кыпшакова, роль Карахана — талантливый актер, ныне покойный Спандияр Мукашев.

Руководивший в те годы городским отделом культуры Москау Нокрабеков тоже помнит события тех дней хорошо.

— Это была долгожданная премьера. Произведений о национальной истории в те годы практически не было. К тому времени легенда, рассказанная Бахытяром Абильдаевым на страницах газеты, уже нашла отклик в сердцах людей. Поэтому зрители приняли спектакль «Айша-биби» на ура, очень многие приходили на просмотр по нескольку раз, это радовало, — говорит Москау Нокрабеков.

«Айша-биби» была в репертуаре театра очень долго. Спектакль был отмечен высокими наградами, но самое главное — он полюбился зрителям.

— После «Айши» Бахытяр написал еще несколько драматических произведений на историческую тему: «Толе би», «Сыпатай батыр» и другие, но самой дорогой в его трудах все же была история о любви двух сердец, — отмечал Алибек Амзеев.

Драматургия — жанр серьезный и не всем, даже опытным литераторам, поддающийся. Сам факт того, что Бахытяр Абильдаев написал произведение, имевшее большой успех, говорит о его таланте и многогранности личности.

Жаль, что все это происходило в другом веке. Сейчас бы с помощью рекламы и Интернета труд такого масштаба принес бы автору большую популярность и положенные дивиденды за уникальный, как сказали бы сейчас, контент.

 

Песня остаётся с человеком

Музыку к пьесе изначально должен был написать Нургиса Тлендиев.

— Мы уже договорились с Нуреке, дали ему текст пьесы. Но, к сожалению, из-за плотного графика, тогда он работал над музыкой к фильму, были еще гастроли с оркестром, он не смог написать, о чем сообщил сам, позвонив мне. Композитор Алтынбек Коразбаев в те годы работал директором областной филармонии, и было решено, что музыку напишет он, — рассказывал нам в интервью Алибек Амзеевич.

Уже тогда песни Алтынбека Коразбаева были популярны в народе, поэтому от него ждали очередной шедевр.

— Музыку я написал за три неполных месяца. Конечно, прочитал пьесу, прочувствовал ее. Бахытяр Абильдаев проделал большую работу. В копилке его трудов есть и другие исторические произведения. В спектакле была задумана песня главной героини «Айшаның әні». Музыку к ней тоже написал я, слова были Бахытяра-ага. Песня стала, без преувеличения, хитом. В конце 80-х ее пели все от мала до велика. На большой сцене ее исполняли Макпал Жунусова, Карлыгаш Кожагазина, я сам ее тоже пел на своих концертах обязательно, — рассказывает композитор, народный артист Казахстана, лауреат Государственной премии Алтынбек Коразбаев.

Уверена, слышали песню не раз и вы.

«Жалынсың — ау ғашықтық

жалаулаған

От жүрегім кеудемде алаулаған

Бар әлемді махаббат бесігіне

Бөлер едім берілсе

қалау маған, қалау маған…»

Слова, полные нежной любви, положенные на лиричную музыку, быстро ушли в народ. Молодежь переписывала слова в тетрадку, взрослые, слушая ее на концертах, тоях, довольно цокали языком и качали головами. И я этому живой свидетель.

Эта песня была одной из любимых и в нашей семье. Мы с удовольствием пели ее, папа аккомпанировал на домбре, а позже мы сами научились исполнять ее.

Популярна песня и сегодня. Ее исполняют молодые певицы Алия Абикен, Динара Кырыкбаева. Так, написанная для одного спектакля песня, перешагнув время, осталась жить на долгие годы.

 

Увековечить память о нём

Со дня премьеры первой постановки произведения о двух влюбленных — Айше-биби и Карахан батыре — прошло 37 лет.

За это время мавзолеи стали настоящей визитной карточкой Жамбылской области, включены в респуб­ликанский список сакральных мест и являются излюбленным местом посещения туристов, паломников, страждущих исцеления, со всего Казахстана и из других стран. Конечно, большой импульс придали этому государственные программы «Мәдени мұра» и «Рухани жаңғыру», направленные на популяризацию национальной культуры. Но первый и самый важный шаг к сохранению большого пласта культуры, истории в регионе был сделан журналистом областной газеты «Еңбек туы» Бахытяром Абильдаевым много лет назад.

Газета, в которой он проработал много лет, теперь носит название «Aq jol». Старожилы и современники Бахытяра-ага, конечно, помнят его труд, его творчество. Такими людьми, как Бахытяр Абильдаев, нужно гордиться, рассказывать о них. Молодым, да и вообще всем нужны примеры беззаветного служения своему делу, своей земле.

Уместным было бы учредить премию среди журналистов в номинации «Исследователь истории», назвав ее именем Бахытяра Абильдаева, чтобы стимулировать и мотивировать творческих людей, связавших свою жизнь с пером.

Два года назад я обращалась в управление внутренней политики области с предложением написать о Бахытяре Абильдаеве, человеке, благодаря огромному труду которого Таразу было возвращено его древнее имя, книгу или снять фильм. Но результата никакого. Может, теперь местные исполнительные власти захотят сохранить память о человеке, который сделал так много для родного края?

Зарина МОСКАУ

Комментарии закрыты.