The news is by your side.

Позаботимся о будущем сегодня. О духовных потребностях современной молодёжи

О духовных потребностях современной молодёжи

Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев 13 марта в своем выступлении на совещании с участием Премьер-Министра, руководителей государственных органов, акимов областей и городов Алматы, Астаны и Шымкента отметил: «Нельзя пренебрегать духовным воспитанием подрастающего поколения. Безусловно, это очень важный вопрос. Если мы оставим это на самотек, то можем утратить наши национальные традиции…».

Этот посыл особенно важен в связи с возрастающим интересом молодежи к исламу и ростом численности религиозно настроенных людей, особенно молодых.

В дни жума-намаза большинство мечетей городов и районных цент­ров нашей страны переполнены. Подавляющая часть прихожан — это молодые казахи и казашки, часть которых носит бороды и хиджабы.

Кто-то видит в этом позитив, считая внешние признаки религиозности показателем укрепления морали и нравственности, но есть и такие, кто опасается возможного роста радикализации и утраты традиционных ценностей.

По мнению отдельных экспертов, не надо бояться и тем более бороться с возрастающими естественными духовными потребностями молодежи, необходимо только прививать молодым правильные религиозные знания и традиционные ценности. Высокий интерес к исламу у представителей современной молодежи они аргументируют результатом ростом национального самосознания с момента обретения Казахстаном независимости.

По их мнению, молодежь, приходящая в мечети, в большинстве своем адекватные люди, которые не выедут в зону боевых действий, не совершат самоподрыв, за исключением представителей отдельных радикализировавшихся малочисленных групп, с которыми работают соответствующие органы.

Стоит учесть, что молодые люди с их неуемной энергией не всегда поступают рационально и прагматично, часто поддаются эмоциям. Отсюда — необходимость своевременно и деликатно направлять их энергию в созидательное русло, пока деструктивные силы не используют их в своих интересах. В качестве примера негативного влияния радикалов можно привести «арабскую весну», когда под якобы прогрессивными лозунгами использовали молодежь. Или взять другой пример — события января 2022 года в нашей стране.

Не исключено, что препятствуя религиозному воспитанию молодых людей, мы можем добиться обратного эффекта и подтолкнем их к увлечению радикальными политическими лозунгами.

Возникает также необходимость в пробуждении огромной энергии большей части нашей молодежи, находящейся в инертном состоянии, которой пока безразличны происходящие в стране процессы, для последующего использования ее на благо общества. Молодежь, уставшая от безрезультатного поиска своего пути, ставит себя в оппозицию к обществу и становится благодатной почвой для культивирования чуждых идей и лоббирования чужих интересов, угрожающих безопасности страны.

Конечно, без воспитания уважения в молодых людях к истории своего народа невозможно воспитать чувство патриотизма, любви к Родине. Историческое сознание — это память народа.

Историей нашего народа, историей Казахстана можно гордиться. Вернув народу историческую память и вместе с ней гордость за свою историю, в том числе духовную, мы надежно защитим наше общество от распространения псевдорелигиозного экстремизма.

Органичное сочетание развития духовности и национального самосознания, а также искренней веры во Всевышнего и гордости за свою страну исключат деструктивный путь развития религиозно настроенной части нашего общества. Поэтому, возрастающую духовную потребность молодых сограждан необходимо удовлетворить, знакомя их с традиционным вероучением и богатой культурой казахского народа.

В ходе бесед с молодыми жителями региона, носящими бороды и хиджабы, сотрудники нашего цент­ра выяснили, что многие из них не соблюдают религиозные обряды. То есть в этом случае принадлежность к исламу носит чисто символический характер и скорее является социально значимым компонентом идентичности казахской молодежи. Именно по этой же причине популярные среди молодежи звезды национальной эстрады публично заявляют о своем выборе в пользу мусульманской веры.

Очевидно, что одним из важных направлений в политике нашего государства должно быть привитие молодежи национальной культуры.

Национальный культурный код слагается из множества составляющих: вероучения нашего народа, обычаев и традиций, исторического сознания. Без привития людям национальной культуры любые предпринимаемые действия и усилия по дерадикализации части общества малоэффективны, так как культура — основной источник духовного возрождения человека, поддерживающая основы нации. Наряду с этим возникает необходимость в популяризации национальной казахской одежды.

Молодежь — это надежда и будущее нашей страны. Нельзя пренебрегать ее стремлениями и потребностями. Госорганам и неправительственным организациям необходимо учесть ключевую роль молодежи в конструктивных инициативах и программах развития государства и способствовать тому, чтобы энтузиазм и энергия молодых людей реализовались в позитивном ключе.

Обеспечив им доступ к образованию и трудоустройству, содействуя их нравственному и духовному развитию в соответствии с национальными традициями, мы поможем им избежать политической и религиозной радикализации.

Позволю себе напомнить верующим постулат ислама о том, что нужно научиться различать добро и зло еще в юности. Пророк Мухаммед (салляллаху алейхи ва саллям) советовал: «Воспользуйтесь пятью качествами для решения насущных вопросов — молодостью, пока не наступила старость, здоровьем до прихода болезней, богатством до бедности, свободным временем, пока не пришла чрезвычайная занятость, и жизнью до смерти».

Призываю верующих жамбылцев, особенно молодых, жить настоящим днем, совершенствуя свои духовность и нравственность, знания и навыки для достижения довольства Всевышнего, принося пользу обществу и мусульманской умме (сообществу).

Батырбек АТАМКУЛОВ,
инспектор центра по изучению проблем религий
акимата области,
фото из открытых источников

Комментарии закрыты.