The news is by your side.

Позже сочтёмся

Единая методика расчета ещё не определена

Мы уже не раз обращали внимание читателей на проблему вокруг установки общедомовых приборов учета (ОДПУ). В Таразе теплоснабжающая компания АО «ТЭЦ» с их помощью выявляет внутридомовые потери, к которым также относится и перерасход горячей воды жителями, не имеющими водомеров. В результате потери тепловиков раскидываются на всех жителей дома пропорционально. Такая методика разделила горожан на два лагеря. Кто имеет индивидуальные приборы учета, недовольны дополнительными счетами на оплату. Кто без счетчиков, того проблема сильно не волнует, ведь он может использовать столько воды, сколько душе угодно… 

Напомним, в прошлом году в ситуацию вмешался областной департамент АРЕМ, который по жалобе горожан проверил законность данного метода. Специалисты АО «Казахэнергоэкспертиза», подключенные к делу, признали подобную тактику неправомерной. И АРЕМ выписало тепловикам крупный штраф, рекомендовав им отказаться от подобной методики расчетов. Но те не сдались, и дело вылилось в судебную тяжбу. Специализированный административный суд Тараза принял решение в пользу АО «ТЭЦ», и компания продолжает по сей день пользоваться старой методикой. Между тем в редакцию газеты «Знамя труда» по-прежнему поступают обращения граждан. Таразцы задаются вопросом: почему тепловики не установят во все квартиры индивидуальные водомеры, и тогда все жители дома начнут экономить горячую воду?

— Законодательно мы не имеем права заставлять жителей делать это, — говорит президент АО «ТЭЦ» Мырзахан Бурханов. — Что касается спорной методики, то мы к ней прибегаем вынужденно. Ее разработало областное управление энергетики и жилищно-коммунального хозяйства как уполномоченный орган исполнительной власти. А другой методики пока нет.

По словам М. Бурханова, данную проблему он поднимал на самом высоком уровне.

— Когда Крымбек Кушербаев в ранге вице-премьера приезжал в Тараз, он посетил и наше предприятие, — продолжает он. — Я ему рассказал о проблеме, связанной с отсутствием единой методики расчета услуг по общедомовым приборам.

Вообще же, по признанию руководителя компании, эти приборы доставляют немало хлопот. В городе их установлено уже около 700, но вопросы возникают буквально на каждом шагу.

— ОДПУ — это электронное устройство, компьютер, который мы вынуждены ставить в подвальное помещение, — говорит М. Бурханов. — Случаются сбои, а у нас нет специалистов, которые бы разбирались в них! Ни наши операторы, ни специалисты ГКП «Таразтрансэнерго», устанавливающие приборы, порой не знают что делать!

По данным ТЭЦ, неоправданно высокие счета горожанам за горячую воду приходят иногда из-за ночных «провалов». В том или ином многоэтажном доме может случиться большой перерасход воды. Зачем кому-то потреблять или сливать огромные массы воды — загадка. Но как раз эти потери и ложатся потом на плечи потребителей в виде кругленьких сумм.

Впрочем, несмотря на это, тепловики находят и положительные моменты для потребителей. По их словам, выписываемые ныне счета абонентам даже с учетом «надбавок» не являются большими. Ведь те, кто платит за тепло и горячую воду без показаний водомеров, а по площади помещений, выкладывают за услуги компании не меньше. Также тепловики призывают население радоваться сегодняшней картине.

— Обновление сетей происходит не за счет потребителей, а за счет государства, — говорит М. Бурханов. — Все потому, что когда-то мы отделили от компании транспортировку тепла, передав эту функцию в ведение вновь созданного ГКП «Таразтрансэнерго». За счет этого удалось заменить около 70 процентов трубопроводных сетей, и это никоим образом не отразилось на тарифах.

Обновление сетей положительно сказалось на производственном цикле предприятия. Раньше подпитка теплосистемы города составляла 1800 тонн в час, а потребление при этом равнялось 400 тоннам. То есть 1400 тонн тепла утекало в никуда. Сегодня подпитка снижена до 800 тонн в час, потребление растет, потери уменьшаются.

— Все это позволяет нам подавать тепло горожанам без сбоев, — резюмирует собеседник. — Обратите внимание, какими холодными были ноябрь и декабрь. Но мы обошлись без серьезных аварий. Все это — результат обновления сетей.

Тепловики утверждают, что сами они категорически против повышения тарифов на тепло. И если бы не удорожание газа и материальных ресурсов, то они бы и не подавали заявку на новую стоимость услуг. Также они готовы работать по той единой методике расчета по ОДПУ, которую разработают государственные органы.

И все же мы хотели бы обратить внимание на один факт. Другая теплоснабжающая компания города — «Жамбыл жылу» — практически не испытывает проблем с методиками расчета, так как ее абоненты на 100 процентов обеспечены водомерами. Может, стоит изучить опыт соседей?

Шухрат ХАШИМОВ

Комментарии закрыты.