- Likes
- Followers
- Subscribers
- Followers
- Posts
Предки знали лучше Вера — часть культурного кода нашего народа
Вера — часть культурного кода нашего народа
На сегодняшний день в религиозной сфере самой большой проблемой является распространение различных деструктивных течений. Цель лидеров этих групп ясна: они хотят привлечь как можно больше молодых неопытных последователей, чтобы взрастить из них слепых исполнителей их воли, фанатиков.
Понятно, что религиозный фанатизм несет серьезную угрозу безопасности нашего общества. Из истории древнего мира и современной мы знаем, что, набрав критическую массу участников, фанатично настроенные группировки рано или поздно от проповедования переходят к физическому насаждению собственных убеждений через перевороты или террористические акты. Поэтому наше государство, с одной стороны, дистанцировалось от религии, придерживаясь принципов невмешательства в религию и оставаясь светским, с другой — регулирует деятельность существующих в стране конфессий в рамках закона.
Однако некоторые религиозные движения выступают против термина «секуляризм». Почему им так не нравится светское государственное управление?
Думается, причина в том, что узость взглядов и убеждений не позволяет им понять людей с иными убеждениями. В светском государстве главные ценности — человек, его жизнь, права и интересы, что подтверждается Конституцией Республики Казахстан. Фундаментальными являются право гражданина нашей страны на свободу совести, право на образование и другие, причем эти права одинаковы у мужчин и женщин.
Давайте посмотрим, что предлагают сторонники теократизма. Они отрицают свободу вероисповедания, ущемляют права женщин, некоторые не одобряют светское, западное образование, не признают общемировых культурных ценностей. Вспомним хотя бы такой вопиющий случай, как расстрел гигантских статуй Будды, высеченных много веков назад, в Бамианской долине в Афганистане.
Фанатики, как правило, не развивают человека как личность, исключают стремление к образованию и наукам или используют его в своих интересах.
Стоит обратить внимание на то, как радикалы ведут пропаганду в своих проповедях, обращенных к казахстанцам.
Представители деструктивных течений не до конца понимают (а может, не хотят понимать) смысл понятия «мазхаб», то есть комплекс правовых и общественных норм. Они называют ханафитский мазхаб ислама, который традиционно распространен в Казахстане, чем-то чуждым исламу и хотят представить его как ересь. По их мнению, необходимо следовать только требованиям Корана, хадисов и Сунны, не следуя мазхабу. По их понятиям мазхаба не существовало раньше, во времена пророка, и они вводят в заблуждение других, говоря, что это ересь. Фанатики говорят, что такой ученый, как имам Абу Ханифа, должен действовать только непосредственно на основании Корана и хадисов.
Однако верующий, который не обращает внимания на мнения великих ученых и действует самостоятельно, может очень легко сбиться с пути сам и дурно повлиять на последователей. Имамы мазхаба, основываясь на Коране и Сунне, показали самый простой и удобный способ следовать пути познания ислама. Поэтому после смерти пророка Мухаммеда сподвижники и табиины обратились к ученым и к тем, кто обладал глубокими знаниями среди сподвижников пророка. В Коране Аллах повелел верующим обращаться к ученым: «Если не знаешь, спроси у тех, кто обладает истинным знанием!» (сура ан-Нахль, аят 43).
В исламе существует понятие «учитель, наставник». Если бы не было необходимости в образованном человеке, то каждый верующий человек учился бы без наставника. Поэтому Аллах разъяснял религию человечеству через своих посланников, и пророк Мухаммед был одним из таких учителей. После смерти пророка роль учителей выполняли ученые из числа его сподвижников. Одной из основных задач основателей мазхабов является систематизация требований Корана и Сунны.
Процесс отрицания традиций и обрядов казахского народа, а значит, отрицания и очернения казахской мусульманской культуры продолжается по сей день. Наряду с исламской религией от тюркской эпохи остались обычаи и обряды тенгрианской веры. Они считаются противоречащими шариату, но специалисты понимают, что сохранилась только обрядовая сторона, а вот духовное содержание полностью изменилось. Этого не понимают прозелиты «зарубежного» ислама, различные направления которого пытаются пропагандировать сторонники радикальных учений. Поскольку они получали религиозное образование в разных мусульманских странах, впитали в себя их убеждения, религиозные знания и опыт, они утратили свои культурные корни и не могут принять традиционное для казахов и других этносов Казахстана религиозное мировоззрение.
Таким образом, для фанатиков деструктивных движений секулярность, которая уважает любую религию, соблюдающую законы государства, — один из барьеров для привлечения сторонников в свои ряды и установления своих законов в государстве. Каким может быть государство, управляемое религиозными группировками, можно понять на опыте Афганистана, Ирака, Сирии. Чтобы не оказаться в такой же печальной реальности, мы должны держаться наших традиционных культурных ценностей, обычаев и обрядов, из которых складывается духовность народа. Если духовность сильна, то никакие враги извне нам не страшны.
Аягоз ЕСЕН,
специалист центра изучения проблем религий акимата области
Комментарии закрыты.