The news is by your side.

При чём тут вероисповедание. Уголовная ответственность за многожёнство давно отменена

Уголовная ответственность за многожёнство давно отменена

Де-юре Казахстан остается светским государством, но де-факто с каждым годом обретает все более мусульманский облик. Это отчетливо видно по трансформации института семьи, где многоженство уже не воспринимается как отход от нормы, а в отношении женщин допускаются различные формы дискриминации.

Но как это сочетается со взятыми нашей страной обязательствами по обеспечению гендерного равенства? И что должно делать государство, чтобы остановить столь опасную тенденцию?

Ответить на эти вопросы попыталась эксперт, доктор права PhD Халида Ажигулова:

— Сами по себе религии не создают никаких проб­лем, напротив, любая из них содержит важные нравственные ориентиры и правила. Проблемы возникают на уровне интерпретации религиозных правил. Здесь многое зависит от того, кто и в чьих интересах толкует эти правила. Порядочный эксперт будет интерпретировать религиозные нормы объективно, с фокусом на милосердие, справедливость и иные добродетели. Тогда как непорядочный, напротив, будет пытаться навязать свои идеи человеку или даже целой демографической группе, например, женщинам, с целью ограничить их права. И это очень опасно, особенно когда подобным занимаются малообразованные и недобросовестные религиозные лидеры, которым доверяют верующие. Жители нашей страны должны помнить, что Казахстан – это светское правовое государство и что они вправе следовать заветам любых религий, но лишь в том объеме, который не противоречит Конституции и законам РК, а также обязательствам по международным договорам в области прав человека.

И любые нормы Корана нужно трактовать с учетом современного устройства общества. Недопустимо злоупотреблять ими с целью ограничения или нарушения прав человека, в том числе нельзя притеснять, подавлять женщину в семье (смотрите статью 14 Конституции РК, статью 30 Кодекса о браке и семье). К примеру, правонарушением является, когда муж заставляет жену носить платок и закрытую одежду, поскольку это сугубо ее личное дело. Но никто не вправе выступать в роли цензора и навязывать религиозные взгляды другим людям, даже членам семьи. Коран не поощряет, не требует, а лишь допускает полигамию, да и то в исключительных случаях и при строгом соб­людении определенных условий. Коран, прежде всего, ограничил многоженство, обязав в качестве второй жены брать в первую очередь сироту, каковой в том числе считалась вдова с детьми.

Очевидно, что в XXI веке овдовевшей женщине не нужно искать защиты для выживания в лице другого мужчины. Собственно, как и молодой девушке, чтобы самореализоваться, нет необходимости быть младшей женой человека, который годится ей в отцы.

Что интересно, в других странах Центральной Азии — Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане — многоженство считается преступлением, хотя нельзя сказать, что там население менее религиозно, чем в Казахстане. У нас же уголовную ответственность за полигамию отменили еще в 1998 году.

Если мы хотим жить в действительно правовом государстве, то должны, прежде всего, соблюдать Конституцию и законы Республики Казахстан. Нельзя прикрываться догмами ислама или других религий для оправдания дискриминации женщин или любого другого человека по какому бы то ни было признаку.

С мнениями остальных участников дискуссии можно ознакомиться на портале Kazislam.kz.

Подготовила Гульжан АСАНОВА

Комментарии закрыты.