The news is by your side.

Приемная комиссия начинает свою работу

Выбор будущей специальности и вуза — очень ответственный шаг, который должен стать определяющим в дальнейшей судьбе каждого абитуриента. Ведь только качественное высшее образование, престижная профессия позволяют обрести уверенность в завтрашнем дне, обеспечить успешную карьеру, достойную зарплату, высокий социальный статус и авторитет в обществе. 

Президентом Казахстана поставлена задача о вхождении республики в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. А сделать это без грамотной, знающей, ответственной молодежи невозможно. Международный опыт подтверждает, что инвестиции в человеческий капитал и, в частности, в образование, начиная с раннего детства до зрелого возраста, способствуют существенной отдаче для экономики и общества. Успешными экономиками будущего будут те, которые инвестируют в образование навыки и способности населения.

Министерством образования и науки очень многое сделано для повышения качества знаний наших выпускников. Целью образовательных реформ в Казахстане стала адаптация системы образования к новой социально-экономической среде. Для усиления качества подготовки выпускников МОН РК ввело в этом году комплексное тестирование (КТ) для поступления в вузы для выпускников организаций технического и профессионального образования (ТиПО).

Не секрет, что в последние 8 лет в стране произошел «колледж-бум» — число колледжей выросло. Сегодня в Казахстане систему профтехобразования представляют 896 организаций ТиПО, из них 511 — государственных. Только в 2011 году техническое и профессиональное образование получили 182,5 тысячи специалистов. 76 тысяч из них на основе собеседования поступили в казахстанские вузы. В том числе, две трети — по заочной и вечерней формам обучения. И только 22 процента из них поступили на технические специальности.

Следует отметить, что Законом «Об образовании Республики Казахстан» не установлены льготы по приему лиц в высшие учебные заведения без экзаменов. И введение комплексного тестирования — это ликвидация существующего правового пробела в части обеспечения конкурсного приема в вузы в соответствии с Конституцией страны и действующими законодательными нормами.

До сих пор многими колледж воспринимался как трамплин для поступления в вуз без сдачи Единого национального тестирования. Но теперь ситуация меняется.

И решение Министерства образования и науки РК о введении для выпускников колледжей сдачи комплексного тестирования поддерживается академической средой вузов и постепенно находит понимание среди выпускников колледжей и их родителей.

Получение высшего образования, согласно статье 30 Конституции Республики Казахстан, статьям 8 и 26 Закона Республики Казахстан «Об образовании», предусмотрено на конкурсной основе. При этом условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав на образование и обеспечить зачисление граждан, наиболее способных и подготовленных к освоению профессиональной учебной программы уровня высшего образования.

Перед выпускниками ТиПО никогда не закрывается и дорога в вуз: приобретя профессиональный опыт, подготовившись и почувствовав способность преодолеть следующую образовательную планку, лучшие из них вполне смогут продолжить обучение в вузе. Но такой процесс, по определению, не может быть массовым.

Выпускники организаций проф-техобразования действительно в профессиональном плане более подготовлены, чем вчерашние школьники. Поэтому при поступ-лении на родственную специальность обучаются по сокращенной вузовской программе.

Кроме того, сдача комплексного тестирования позволит выпускникам ТиПО претендовать на государственные гранты. До сих пор ежегодно выделялось по 1000 таких грантов по специальностям образования. В этом же году их количество выросло и составляет 2700 грантов, и перечень специальностей пополнился техническими и сельскохозяйственными.

Между тем теперь выпускники, помня о том, что им предстоит сдавать тест, начнут к нему готовиться заранее, будут лучше учиться, соответственно, уровень знаний гарантированно повысится.

В комплексное тестирование входят вопросы по 4 предметам, обязательными являются язык обучения (русский или казахский), история Казахстана, математика, и четвертый предмет выбирается в зависимости от специальности.

К настоящему моменту преподаватели и сотрудники ТарГУ имени М. Х. Дулати провели широкую разъяснительную работу во всех 32 колледжах области. Провели и пробное комплексное тестирование для выпускников колледжей Тараза. Среди его участников были те, кто продемонстрировал очень хорошие результаты и может претендовать на грант. Это подтверждает то, что получение высоких баллов — под силу учащимся колледжей. Были и те, кто показал низкие результаты. Значит, учебным заведениям необходимо обратить внимание на качество образования по дисциплинам комплексного тестирования.

В многоотраслевом колледже ТарГУ имени М. Х. Дулати подготовка к тестированию идет полным ходом. Педагоги проводят дополнительные занятия и различные семинары-тренинги. На сегодня для учащихся созданы все необходимые условия. Аудитории оборудованы компьютерами. Колледж принял участие в пробном комплексном тестировании. И хотя есть сторонники и противники новой формы проверки знаний, но опыт показал, что учащиеся успешно мобилизуют свои силы и не разочаровывают родителей и педагогов.

Так что возможностей продолжить образование в вузе у выпускников колледжей стало больше. Им нужно только постараться: подготовиться к комплексному тестированию и успешно его пройти, чтобы продолжить образование и стать профессионалами высокого уровня.

Ашимжан АХМЕТОВ,
ректор Таразского государственного университета им. М. Х. Дулати,
доктор технических наук, профессор

Комментарии закрыты.