The news is by your side.

Приключения Ходжи Насреддина. Герои восточного фольклора — на жамбылской сцене

Герои восточного фольклора — на жамбылской сцене

В Жамбылском областном русском драматическом театре состоялась премьера комедии «Ходжа Насреддин» в постановке заслуженного деятеля искусств Узбекистана, режиссера Сайфиддина Мелиева по мотивам повести советского писателя Леонида Соловьева «Очарованный принц». Это искрометная музыкальная комедия, полная юмора, восточного колорита с современными мотивами, пластики и танцев. Основная идея постановки — миром правит любовь.

Фольклорного восточного персонажа Ходжу Насреддина, пожалуй, знают и взрослые, и дети. Повесть Леонида Соловьева «Очарованный принц» — вторая часть дилогии «Повести о Ходже Насреддине», переведенной на многие языки мира.

Ходжа Насреддин — дервиш, бродяга, поэт, философ, защитник обездоленных и враг угнетателей. Он порой переворачивает все с ног на голову. Но поскольку мир и так перевернут, у Насреддина все словно становится на свои места. Ходжа Насреддин попадает в самые разные приключения. Но неизменным остается одно: он всегда помогает бедным, наказывает алчных богачей и дарит радость простым людям. Насреддин всегда верен себе: он борется со злом, помогает слабым и беззащитным, восстанавливает справедливость. Из беззаботного весельчака этот герой превратился в умудренного житейским опытом философа, который умеет высмеять глупость и всегда придумает дерзкий и хитроумный план, чтобы наказать жадность и порок.

В роли Ходжи Насреддина блестяще выступил отличник культуры РК, артист Бекназар Избасаров.

— Мой герой — это собирательный образ, олицетворяющий волю простого народа. Он вершит правосудие не по букве, а по сердцу. Хоть и сам прибегает к аферам и плутовству, по большому счету его проделки всегда направлены на восстановление справедливости, — рассказал он о своем герое.

Не менее важный персонаж спектакля — визирь Агабек, бывший погонщик ослов, в исполнении артиста Евгения Орлова. Агабек — влиятельная в городе личность, обладатель большого гарема, картежник и прохвост. Но такой ли он отрицательный герой, каким может показаться на первый взгляд? В спектакле нет плохих и хороших, здесь у каждого своя правда, точнее, своя ложь.

По сюжету Ходжа помогает вернуть престарелому дервишу Рахымбаю, играет которого Анатолий Просалович, озеро, проигранное в карты Агабеку. Хороша в постановке и актриса Ольга Избасарова в роли Арзугуль — гротескного персонажа, ловкой торговки на базаре, с десяток раз побывавшей замужем, обожающей власть и деньги.

Марина Просалович играет в спектакле Зульфию — очередную жертву обмана Агабека, возлюбленную багдадского вора Саида, в исполнении роли которого Темур Ичиков.

— Моя героиня символизирует молодых девушек современности, которые вынуждены искать материальные блага, презрев веление сердца. В работе над ролью я преследовала цель создать карикатурную маску, намеренно показав героиню гротескно. На первый взгляд она кажется поверхностной и ветреной, но, зная всю историю, я ей очень сопереживаю, — поделилась Марина Просалович.

По словам заместителя директора Жамбылского областного русского драмтеатра Валерии Сон, «Ходжа Насреддин» — единственный спектакль в репертуаре театра, где занята вся труппа в полном актерском составе.

Режиссер спектакля Сайфиддин Мелиев подчерк­нул, что он намеренно немного отошел от сюжета автора пьесы Леонида Соловьева, добавив в постановку элементы современности. Внес и дополнительного персонажа — самого писателя (в его роли артист Тимур Романюк), восседающего за барабанной установкой. Его реплики и резкие звуки барабанов и ударных тарелок напоминают зрителю, что мир, как и сцена, это порой буффонада.

Художник-постановщик Сарвар Мирзаев рассказал о концептуальном решении декораций сцены:

— Мы применили коробки с запретными знаками и объявлениями на них как некий символ неустойчивости материального мира, конфликта мира вещественного и духовного. И лишь одна коробка посреди сцены остается чистой и нетронутой как дорожная принадлежность бродяги Ходжи Насреддина, которому ничего не надо, кроме как сохранить самого себя, а значит, остаются только вечные ценности — доброта, любовь, взаимоуважение.

Отметим, что это уже вторая постановка Сайфиддина Мелиева в Жамбылском областном русском драматическом театре. Первый его спектакль — «Сеньорита Рита» — был по пьесе итальянского комедиографа Эдуардо де Филиппо.

— Работать с этим режиссером легко и приятно: он четко ставит задачи, видит общую картину и умеет донести ее до каждого артиста. За короткий срок он поставил масштабный спектакль с множеством танцев и музыки. Сайфиддин Мелиев — настоящий профессионал, он и режиссер, и хореограф, и прекрасный артист, зажигающий своей позитивной энергетикой всех нас, — отметил артист Евгений Орлов.

Лариса ГУБАШЕВА,
фото Юрия КИМА

Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.