The news is by your side.

Приметы нового времени

Интенсивное развитие получили и регионы

За годы независимости в Казахстане изменилось многое. Особенно заметно это в крупных промышленных центрах. Казахстан производит локомотивы и железнодорожные вагоны, вертолеты и автомобили. Мы осваиваем подземные богатства, строим новые заводы и автомагистрали, современные медицинские и образовательные центры. Интенсивное развитие получили и регионы, в том числе и Жамбылская область. 

Яркими приметами нового времени стали заводы Амангельдинского газового месторождения и международная автомагистраль, связавшая Восток и Запад.

Стратегический ресурс

Летом 2003 года, выполняя одну из важнейших задач по укреплению энергетического сектора страны, АО «КазТрансГаз» осуществило запуск проекта по эксплуатации крупнейшего газоконденсатного месторождения Амангельды в Жамбылской области. В октябре того же года Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев дал старт опытно-промышленной эксплуатации Амангельдинского газоконденсатного месторождения на компрессорной станции Акбулым.

Отметим, что попытки освоения Амангельдинской группы газовых месторождений предпринимались еще в советские времена. Но предполагаемые запасы в два миллиарда кубометров газа не заслужили тогда внимания руководства страны. Только в годы независимости возобновились работы по глубокому изучению месторождений. Геологические исследования показали, что запасы углеводородного сырья на Амангельдинском месторождении превышают 25 миллиардов кубических метров.

Освоение Амангельдинского месторождения явилось важным шагом в решении вопроса с дефицитом газа на юге республики. Добыча сырья позволила обрести энергетическую независимость от Узбекистана.

За годы освоения Амангельдинского месторождения специалисты АО «КазТрансГаз» осуществили добычу необходимых объемов природного газа и газового конденсата. Сегодня в сутки добывается в среднем 900 тысяч кубометров природного газа и 65 тонн газового конденсата.

— Благодаря Амангельдинскому газовому месторождению в рамках программы газификации городов и поселков в настоящее время по области газифицирован 181 населенный пункт, что составляет 48 процентов от общего их количества. В ближайшее время в областном центре будут газифицированы 35 жилых массивов, 28 коттеджных поселков. А до конца года голубым топливом будут обеспечены еще девять сел нашего региона, — говорит руководитель управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства акимата области Нурлан Алдамжаров.

Благодаря непрерывному ведению гео­логоразведочных работ компания совершает новые открытия. В 2013 освоено месторождение Жаркум, где обнаружены богатые запасы газа. Ресурсная база газового месторождения, по прогнозам специалистов, в ближайшие годы расширится до 20 миллиардов кубометров.

Евразийский коридор

С первых лет независимости Казахстан осуществляет формирование и развитие современной транспортной инфраструктуры, в частности автомобильных магистралей международного значения. Идет активный процесс интеграции в Европейскую и Азиатскую региональные системы автомобильных дорог с выходом на государства Евразийского континента, крупнейшие транспортные узлы и терминалы. В этой связи трансконтинентальный автодорожный коридор Западная Европа — Западный Китай является главным проектом начала этого столетия.

Общая протяженность коридора по Казахстану составляет 2452 километра. В ходе строительства осуществлен перевод 1390 километров автотрассы на первую техническую категорию с четырехполосным движением (Кызылорда — Туркестан — Шымкент — Тараз — Алматы — Хоргос). Строительство казахстанского участка международного транспортного коридора Западная Европа — Западный Китай завершилось в 2016 году.

Выгодными показателями проекта в сравнении с существующими альтернативными коридорами (автодорожный Транссиб, морской через Суэцкий канал) является его протяженность и время нахождения в пути. Если при использовании морского коридора время нахождения в пути доходит до 45 суток, а по Транссибирской магистрали — до 14 суток, то по коридору Западная Европа — Западный Китай от порта Ляньюньгань до границ с европейскими государствами время в пути составляет около 10 суток.

— В настоящее время по международному автобану через наш регион проходит более восьми тысяч автомобилей в сутки. Причем с каждым годом интенсивность движения возрастает, — говорит заместитель директора Жамбылского областного филиала НК «КазАвтоЖол» Айжан Туганова.

Проект имеет огромную важность для казахстанской экономики. Уже сегодня значительное развитие от него получают пять крупных областей страны (Актюбинская, Кызылординская, Туркестанская, Жамбылская и Алматинская) и город Алматы, где в общей сложности проживают 7,5 миллиона человек, или почти половина населения страны.

Специалисты считают, что к 2020 году объем грузоперевозок по автобану значительно увеличится, а среднегодовой суммарный экономический эффект от реализации проекта оценочно от сокращения времени пути составит 33,9 миллиарда тенге.

С реализацией мегапроекта значительный импульс дан развитию малого и среднего бизнеса, сервисной индустрии туризма и другим секторам экономики. Через наш регион потоком идут большегрузные автокараваны. Водители-дальнобойщики говорят: раньше путь был долгим и трудным, а сейчас ездить по новой дороге — одно удовольствие. Автотрасса отличная, развивается придорожный сервис. Свое будущее с магистралью связывают и предприниматели, открывающие объекты по оказанию придорожных услуг.

Другим крупным объектом дорожного строительства в нашем регионе является реконструкция автотрассы Мерке — Шу — Бурылбайтал. С апреля текущего года на этом участке ведутся работы по фрезированию дорожного покрытия, устройству земляного полотна, переустройству коммуникаций.

Участок дороги Мерке — Шу общей протяженностью 86 километров будет отнесен к первой технической категории — с четырьмя полосами движения. Участок от начала обхода города Шу до поселка Бурылбайтал протяженностью 176 километров отнесен ко второй технической категории — с двумя полосами движения. На всем протяжении автотрассы будет построено шесть мостов, три путепровода через железную дорогу, 11 транспортных развязок. Срок завершения работ — июнь 2022 года.

Кукен ОРШАБЕКОВ

Комментарии закрыты.