The news is by your side.

Пришло переосмысление

Нужны оригинальные подходы к развитию туризма

Рабочую неделю аким области Карим Кокрекбаев начал с обсуждения результатов и перспектив развития туризма в регионе. Пока в этой сфере успехи у нас довольно скромные, но нельзя сказать, что для развития отрасли ничего не делается. 

По мнению руководителя управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития Карлыгаш Аралбековой, в области имеется большой потенциал для приема гостей: 146 гостиниц заполнены лишь на 15,6 процента. Поэтому необходимо работать над привлечением туристов. Кстати, четыре местные гостиницы укрепили свои имиджевые позиции, получив сертификаты на пять и три звезды.

— Как правило, количество туристов, побывавших в регионе, определяется по числу гостей, переночевавших в гостиницах. В прошлом году их было 90776 человек. Обычно туристы бывают в нашей области транзитом. По данным турфирм, их услугами воспользовалось за истекший год более 200 тысяч человек из числа тех, кто побывал здесь проездом. За день они успевают посмотреть мавзолеи Айша-биби, Карахана, памятник, открытый к 550-летию образования Казахского ханства, и уезжают в Шымкент. Еще есть поток туристов, которых обслуживают турфирмы из других регионов. Информация о нем фактически к нам не поступает — их сопровождают алматинские либо шымкентские туроператоры. Для области основной интерес представляют иностранные туристы: они готовы покупать сувениры, платить за хорошую кухню, за проживание в нормальных условиях, за посещение платных объектов. Но только 15 — 20 процентов туристов приезжают из-за рубежа — в основном из Кыргызстана, Узбекистана, России, Китая. Китайские и российские туристы привлекательны для местной индустрии путешествий. Еще к нам приезжают гости из Астаны, Алматинской, Южно-Казахстанской, Кызылординской областей, с Запада Казахстана. Увы, их интересы, как правило, ограничиваются паломническим туризмом, — констатирует руководитель ведомства.

По мнению К. Аралбековой, наряду с традиционными видами нужно развивать и нестандартные направления в индустрии путешествий. Например, в области есть захоронение японских военнопленных, в районе железнодорожного вокзала в Таразе они строили дома.

— Мы направили запросы в компетентные органы, чтобы уточнить, где именно находятся их могилы. Если будут официальные документы, подтверждающие историю о том, как они попали сюда и где похоронены, японцы заинтересуются этим фактом. Они сами облагородят место захоронения своих земляков, и сюда будут приезжать люди из Страны восходящего солнца, поскольку они очень почитают предков, — считает спикер.

Карим Кокрекбаев дал задание руководителю управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития приступить к разработке концепции развития туризма в регионе, рассчитанной на 2018 — 2022 годы. На республиканском уровне уже есть подобный проект. Согласно этому документу наша область вошла в туристический кластер «Возрождение Великого Шелкового пути» вместе с Южно-Казахстанской и Кызылординской областями. Ядром, вокруг которого будет развиваться индустрия путешествий, станет город Туркестан. Этот момент, по мнению главы региона, должен быть учтен и при разработке местной концепции. Для развития кластера предполагается активно использовать бренд древнего Тараза.

К. Аралбекова рассказала также об идее возрождения в области шелководства, которое было развито еще во времена функционирования великого караванного пути, который начинался в историческом и географическом центре Поднебесной — провинции Шэньси.

— Реализация проекта может стимулировать развитие промышленного туризма и вовлечь в производство экономически неактивные слои населения: люди могут сажать неприхотливый тутовник у себя на участках, собирать урожай и сдавать его на фабрику. Так можно развивать малый и средний бизнес, — считает она. — Сейчас центр обслуживания инвесторов разрабатывает по этому проекту бизнес-план, нам нужно понять, какая сумма инвестиций необходима для строительства завода по производству шелка, и потом привлекать инвесторов.

Пояснила она и позицию, связанную с развитием событийного туризма. На фестиваль тюльпанов в этом году была заложена очень маленькая сумма — 2 миллиона 800 тысяч тенге. Большая часть этих денег была потрачена на то, чтобы получить развернутые заключения узких специалистов о том, где и какие тюльпаны растут в Жамбылской области, и составить соответствующую карту, заложить базу под саму идею проведения фестиваля. Проводя мероприятие в текущем году, организаторы поставили перед собой задачу попробовать, как он будет воспринят населением, интересен ли он кому-то, есть ли у него будущее, поэтому масштабы праздника были небольшие.

Коснулись на совещании и темы Международной выставки ЭКСПО-2017. На сегодняшний день в области продано 77330 билетов на выставку, из них 11535 льготных и бесплатных. Ежедневно в Астану отправляются примерно от 200 до 800 жамбылцев. ЭКСПО-2017 посетило уже более 15 тысяч наших земляков. 6152 школьникам из бюджета выделен на поездку 41 миллион тенге. Однако заметного потока туристов в область не наблюдается. Одна из причин — низкая материально-техническая и финансовая база, а также кадровый потенциал не только местных, но и столичных туристических фирм. Все их ресурсы брошены на обслуживание посетителей выставки. Фирмы физически не могут организовать поездки гостей на юг страны, не хватает обученного обслуживающего персонала. По данным профильного управления, в местных турфирмах в среднем работают по три — четыре человека. В этом году за счет государства были подготовлены около 30 гидов-экскурсоводов. Но, получается, их тоже оказалось мало. Нужно увеличивать мощность самих туристических фирм.

Аким области предложил для стратегического наращивания потенциала индустрии путешествий организовать поездки групп школьников и студентов в районы. Управлению предпринимательства и индустриально-инновационного развития поручено разработать графики таких посещений. Подобная практика могла бы наращивать профессиональный потенциал гидов-переводчиков. Но экскурсоводам необходимо еще овладевать узкоспециальной терминологией, поскольку у иностранных туристов высокие требования к таким специалистам, они хотят знать все тонкости, связанные с историей края.

Карим Кокрекбаев не скрывает, что ждет отдачи и от туристических фирм. Сейчас достраиваются две дороги — на Акыртас и в урочище Бериккара. На реализацию проектов из бюджета было выделено 500 миллионов тенге. Потока путешественников, однако, там не наблюдается. Представители турфирм говорят, что нужно время, чтобы сделать эти маршруты востребованными.

Существует такая закономерность: количество гостей, прибывающих в регионы, напрямую зависит от количества турфирм, которые там работают. Руководство нашего региона также полагает, что развить индустрию путешествий можно, увеличивая количество турфирм.

И еще несколько фактов: в прошлом году город Алматы встретил 793000 путешественников, Астана чуть меньше. По количеству привлеченных гостей наша область находится на предпоследнем месте, хуже дела только в кызылординском регионе. Так что, работая над концепцией развития туризма области, сотрудникам управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития придется крепко подумать, какой еще катализатор потребуется для привлечения путешественников из ближнего и дальнего зарубежья.

Елена ЕФИМОВА

Комментарии закрыты.