The news is by your side.

Продолжение следует

Законность действий газовиков теперь оспорят и депутаты

Борьба потребителей с монополистами за свои права обещает плавно перетечь в принципиально новую фазу. Похоже, настал тот самый момент, когда общественность прямо заявила поставщикам монопольных услуг: доколе? И если до сих пор борьбу с монополистами в одиночку вели лишь отдельные граждане, к которым мало кто по-настоящему прислушивался, то теперь за народ заступился депутатский корпус областного и городского маслихатов. К ним присоединились функционеры Народно-демократической партии «Нур Отан», руководители общества защиты прав потребителей, совета ветеранов, неправительственных объединений и другие. Получилась такая общественная сила, игнорировать которую услугодателям просто невозможно. 

Общество требует адекватных ответов

Газета «Знамя труда» неоднократно писала о взаимоотношениях между монополистами и потребителями. Мы подчеркивали, что фактически жамбылцам не только приходится оплачивать коммунальные услуги по весьма высоким тарифам, но и приплачивать из своего кармана по весьма и весьма спорным дополнительным счетам. Теперь о том же самом говорят и представители властных структур и общественных организаций. Так, на прошлой неделе состоялось заседание общественного совета при акиме города. На него были приглашены первые руководители предприятий, занимающиеся поставками газа, тепла, электроэнергии, воды и коммуникационных услуг. Все они держали ответ перед членами совета за ту политику, которую претворяют в жизнь.

— Вопросы по повышению тарифов постоянно поднимались на моих отчетных встречах с населением, — сказал в превью аким города Бекболат Орынбеков. — Люди хотят знать, почему дорожают коммунальные услуги, почему появляются те или иные счета. Я думаю, что компетентно на эти вопросы могут ответить сами руководители монопольных и доминантных структур.

Больше всего критических стрел досталось компании «КазТрансГаз Аймак». Несмотря на то что руководитель жамбылского филиала Мукан Садвакасов попытался объяснить повышение тарифов объективными причинами, зал был настроен весьма скептически. Резкое повышение стоимости голубого топлива особенно сказывается на частном секторе. Здесь газом приходится отапливать дома, потому потребление идет большое. Если раньше среднестатистическая семья платила за услуги поставщиков около 6-7 тысяч тенге в месяц, то теперь — все 10 тысяч, и это при жесточайшей экономии. А тут еще газовики придумали так называемый «поправочный коэффициент», прозванный в народе «погодным». Счета абонентов в зависимости от температуры воздуха увеличиваются на 3-7 процентов, а то и больше. Возмущение по этому поводу на встречах с акимом города выражали и люди, проживающие в многоэтажных домах. Ведь у пенсионеров, считающихся самой дисциплинированной категорией потребителей, каждая копейка на счету.

Стоит учесть, что повышение цены на газ неизбежно повлекло за собой удорожание тепла. К тому же примерно в это же время повысились в цене вода, электроэнергия, услуги АО «Казахтелеком».

— Спасибо вам всем за такой «новогодний подарок» от имени 30-тысячной армии пенсионеров, — сказала председатель филиала общественного объединения «Поколение» Зубира Беляева.

 

Инвестпрограмма в тарифе

Как объяснил Мукан Садвакасов, повышение тарифа на газ продиктовано необходимостью реализации инвестиционной программы компании, в ходе которой планируется обновить морально устаревшие газопроводные сети. Первый этап инвестпрограммы рассчитан на три года. Что касается поправочного коэффициента, то он введен благодаря совместному приказу республиканского Агентства по регулированию естественных монополий (АРЕМ), Министерства нефти и газа и Агентства по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства РК.

Однако подобные ответы, к которым газовики постоянно прибегали в комментариях средствам массовой информации, на этот раз «не прокатили».

— Допустим, ваша инвестиционная программа рассчитана на три года, после того как вы ее выполните, нам стоит ожидать понижения тарифов на газ? — задал вопрос депутат областного маслихата Жомарт Кошкаров.

Руководитель филиала ответил уклончиво: тарифы будут пересмотрены республиканским АРЕМ. Но в 2015 году начнется второй этап инвестиционной программы.

— Хорошо, после второго этапа тарифы будут снижены?

Сидящая в зале публика подсказывала: конечно, нет!

По мнению Жомарта Кошкарова, средства, вложенные в инвестиционную программу компании, вовсе не обязательно было выжимать с потребителей в виде тарифов в сжатые сроки. Трубы не менялись десятки лет, а обновленные сети рассчитаны на эксплуатацию сроком в 50 лет. В таком случае и население могло бы рассчитываться за инвестпрограмму предприятия в течение полувека, и тогда не было бы сегодняшних страстей.

 

Кто делает погоду?

А вот руководитель городского филиала НДП «Нур Отан» Каржаубай Бекболатов и секретарь городского маслихата Болатбек Нарбаев попросили уточнить принцип расчета «погодного коэффициента».

Получалось следующее: в зимнее месяцы коэффициент составляет от 1,03 до 1,06, зато в весенние — 0,96-0,99. При этом среднегодовой коэффициент равен 0,99.

— Если дело обстоит таким образом, то зачем вы с людей берете деньги в зимний период? — вопрошали члены общественного совета. — Ведь летом вы возвращаете их населению. Верните деньги людям сразу, чтобы не возникало подобных претензий.

— Это не в нашей компетенции, — ответил докладчик.

— Ситуация здесь в действительности усугубляется тем, что филиал газоснабжающей компании не является субъектом естественной монополии на региональном уровне, — прокомментировал такой ответ председатель региональной лиги потребителей «Кыран» Науатбек Иманбеков. — Все тарифы компании утверждаются на республиканском уровне, и местным потребителям очень тяжело защищать свои права.

В подтверждение своих слов Н. Иманбеков привел пример с перерасчетами, которые компания выписывает в адрес своих абонентов. Производятся они якобы ввиду того, что у людей находятся неисправности в приборах учета (которые вообще-то до этого прошли официальную сертификацию). Но общепринятые стандарты идут вразрез с методами газовиков, которые сначала «на глаз» выявляют неисправность счетчиков, а потом подтверждают их некорректную работу лабораторными данными. При этом Н. Иманбеков выразил сомнение в том, что одна из лабораторий, расположенная в офисе ЖФ АО «КазТрансГаз Аймак», не является аффилированной газоснабжающей компании.

По мнению Н. Иманбекова, такое положение дел дает возможность газовикам производить перерасчет по площади помещений с момента поверки счетчика, в результате гражданам выписываются в довесок к ранее оплаченным счетам суммы на десятки тысяч тенге. Ситуацию могли бы исправить изменения в публичном договоре компании, которые должны быть произведены в соответствии с постановлением Правительства РК. По нему перерасчет нужно производить не с момента поверки (за несколько лет), а за последние шесть месяцев.

— К тому же газовики не заключают с потребителями индивидуальные договоры, — подключился к разговору Болатбек Нарбаев. — И если завтра у кого-то дома случится взрыв, то газовики не будут нести никакой ответственности.

Масла в огонь подлили и руководители ряда НПО. Они высказали претензии по поводу технического обслуживания, работы аварийной службы, неразберихи с квитанциями. Эмоции хлестали через край. Порой градус кипения страстей так подскакивал, что спикер заседания Бекболат Орынбеков призывал к спокойствию.

Б. Нарбаев сообщил о том, что некоторые вопросы газоснабжения будут вынесены на рассмотрение ближайшей сессии гормаслихата. Так что разбирательства с газовиками по поводу законности их действий продолжатся, но уже на принципиально новом уровне.

Как видим, представители местной власти, а также общественные организации вступили в борьбу за права потребителей. Возможно, для руководства Жамбылского филиала АО «КазТрансГаз Аймак» это первый серьезный сигнал и хороший повод задуматься над простым вопросом: не слишком ли много вешается на абонентов, у которых карманы отнюдь не набиты деньгами?

— Монополистам важно понять одну истину: они существуют благодаря тому, что у них есть потребители, которые пользуются их услугами, — справедливо отметил аким города.

Подобные страсти кипели и после доклада других руководителей предприятий, занимающихся поставками комуслуг. Но об этом мы расскажем в следующий раз.

Шухрат ХАШИМОВ

Комментарии закрыты.